Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Традиционные учебные заведения




III. Экспериментальное учебное заведение

II. Конъюнктурные учебные заведения

I. Элитарные учебные заведения

1. Формы контроля: внутри системы очень иерархизированы.

2. Система образования: основана на принципах личной ответственности с унаследованными классовыми ценностями, ориентирована на индивидуальное обучение и воспитание.

3. Базовая целевая ориентация: подготовка лидеров.

4. Типичные формы: частные школы со строгим отбором, с академическим уклоном и определенным набором ценностей. Обучаемые имеют свою символику: одежда, гимн, ритуалы, клубы.

1. Формы контроля: автономный контроль индивидов, которые платят за себя и рассматривают себя как потребители.

2. Система образования: ориентирована на рынок спроса и предложения, стремится к максимально индивидуализированному обучению.

3. Базовая ориентация: профессиональная подготовка потребителей образования.

4. Типичные формы: частные школы, вузы, подверженные влиянию заказчика. Система частного репетиторства. Максимально персонифицирована.

1. Формы контроля: автономный контроль научного руководителя или группы лиц, определяющих педпроцесс.

2. Система образования: основана на педагогическом или идеологическом проекте; обращена преимущественно к группе детей или взрослых (немассовое количество).

3. Базовая ориентация: интеграция в общую систему без утраты индивидуальности (либо, напротив, конфронтация с традиционными системами в зависимости от центральной идеи).

4. Типичные формы: частные экспериментальные или авторские школы; общинные учебные заведения.

1. Формы контроля: иерархический контроль над индивидами внутри системы.

2. Система образования: основана на официальной административной ответственности; ориентирована на общепринятые стандарты культуры и образования; обращена только к коллективному образованию.

3. Базовая ориентация: в школе - это интеграция значительной части населения; в вузах - выполнение госзаказа на выпуск специалистов.

4. Типичные формы: государственные общеобразовательные школы; государственные вузы, существующие в условиях ограниченного финансирования. Очень бюрократизированы.

Разделение учебных заведений в России, таким образом, идет не по идеологическим, этническим или религиозным основаниям, а по социальному критерию и статусному признаку. Поскольку в обществе сегодня доступ к материальным ценностям и благам определяется не умом и образованностью, а также не социальной полезностью знаний (например, математика или медицина очень высокополезные отрасли с точки зрения социального развития), а определяется статусными позициями зарождающегося среднего класса, постольку будет нарастать количество учебных заведений элитарного и коммерческого типов. На сегодня в стране более 200 негосударственных вузов, более 600 школ, лицеев и более 100 дошкольных учреждений, имеющих лицензии.

На микроуровне инновации направлены на создание нового содержания либо отдельного курса, либо блока курсов (например, экологических или гуманитарных); либо на отработку новых способов структурирования образовательного процесса; либо на разработку новых технологий, новых форм и методов обучения.

На любом из уровней инновацию можно рассматривать как теоретически обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество. На любом из уровней инновация развивается в 4 этапа:

1. теоретический; т.е. обоснование инноваций на основе психолого-педагогического анализа; прогнозирование того, как будет развиваться инновационный процесс и каковы его негативные и позитивные последствия;

2. организационно-практический;

3. аналитический (обобщение и анализ полученных результатов);

4. внедренческий.

Каждый из этапов имеет свои задачи и содержание. Самым сложным является первый этап, так как педагогические раздумья предполагают владение психолого-педагогической теорией, умение выстроить в единую концепцию свои идеи, обоснование необходимости или неизбежности инноваций, выделение факторов, способствующих внедрению новшества. Этот этап предполагает информационное обеспечение планируемого нововведения. Тщательная работа на первом этапе влечет за собой успех на этапе внедрения инноваций в педагогический процесс.

Второй этап - это создание новых структур, способствующих освоению новшества. Эти структуры должны быть мобильны, самостоятельны и независимы.

На третьем этапе надо осознать, на каком уровне осуществляется инновационный процесс; соотнести состояние образовательного учреждения в целом (или состояние преподавания конкретного предмета) с тем прогностическим состоянием, которого предполагалось достичь в результате внедрения нововведения. Если соответствие не состоялось, надо найти ответ на вопрос: почему?

Успех на внедренческом этапе зависит от двух факторов: от материально-технической базы того учебного заведения (или образовательной среды), где осуществляется новшество, и от квалификации педагогических работников и руководителей, от их отношения к новациям вообще, от их творческой активности. Любые инновации требуют от работников повышенных эмоциональных и интеллектуальных затрат, следовательно, и оплачиваться этот труд должен адекватно. В силу названных проблем (профессионализм преподавательского корпуса; материально-техническая база и общественная оценка труда) инновации в образовании пробивают себе дорогу долго и болезненно.

Термины “инновация” и “инновационный процесс” близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Непременными свойствами инноваций в профессиональном образовании являются новизна и востребованность продукции на рынке труда.

Таким образом, инновации в профессиональном образовании на всех уровнях должны:

· Овладеть новизной;

· Удовлетворять рыночному спросу;

· Приносить прибыль производителю услуг.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса. Для успешного управления инновационной деятельностью ОУ необходимо провести тщательное изучение (маркетинг) инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в профессиональном образовании. Новизна инноваций оценивается по научным параметрам и с рыночных позиций.

С учетом этого и строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инноваций подразделяются на:

1. Сырьевые инновации, которые включают применение новых видов сырья, материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих и конечным результатом является получение принципиально новых товаров;

2. Технологические инновации, которые определяют новые методы организации производства товаров и услуг.

Инновационная составляющая основана на умении образовательными учреждениями быстро реагировать на изменения, которые диктуются внешней средой, в нашем случае на рынке труда, т. е. система занятости молодых специалистов.

Это касается внедрения нововведений, новых технических решений при производственном обучении, введения новых специальностей, востребованных на рынке труда.

Залог успешного функционирования образовательного учреждения в том, что оно должно идти не только вровень с современными требованиями, но и опережать их.

Внедрение инноваций требует проведения системного анализа всего учебного процесса, и не его основе возможностей модернизации учебного процесса в учреждении.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое инновация?

2. Охарактеризуйте 3 уровня инноваций: макроуровень, мезоуровень, микроуровень.

3. Назовите этапы инноваций.

4. Сравните «инновацию» и «инновационный процесс».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.