КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По изучению дисциплины. Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства (2 часа)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема 1. Финансы и финансовая деятельность государства (2 часа) При изучении данной темы студенту необходимо рассматривать финансы в различных аспектах: в экономическом аспекте, как совокупность экономических отношений, образующихся в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов; в правовом аспекте, как совокупность денежных фондов государства и муниципальных образований. Необходимо рассмотреть основные функции финансов (распределительную и контрольную), так как в них проявляется сущность финансов. Через понимание функций финансов и функций денег достигается понимание соотношения финансовых и денежных отношений как части и целого. Студент должен представлять состав финансовой системы РФ и уметь характеризовать ее отдельные элементы, такие как: бюджетная система, децентрализованные фонды государственных и муниципальных предприятий, страхование и кредит.
Тема 2. Финансовое право как отрасль права (2 часа) Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач и осуществления функций. Специфика отрасли финансового права отражается через раскрытие его предмета и метода. При раскрытии вопроса о предмете отрасли финансового права студенту необходимо обратить внимание на характеристику особенностей общественных отношений, составляющих предмет финансового права, а также попытаться выделить их в самостоятельные группы в соответствии с системой отрасли. Своеобразие предмета регулирования финансового права обуславливает и особенности его метода, который можно определить как преимущественно императивный с элементами диспозитивности. Рассмотрение вопроса о месте финансового права в системе отраслей российского права следует начать с рассуждений по поводу его самостоятельности или включенности в конституционное (государственное) или административное право. По данному вопросу необходимо изучить мнения различных исследователей, начиная с периода конца 60-ых – начала 70-ых годов. Отдельно надо обосновать отнесение финансового права к группе публичных отраслей права. В системе финансового права традиционно выделяют общую и особенную части. Кроме того, с учетом конституционных положений финансовое право можно разделить на национальное и международное. Отдельно следует характеризовать каждый из институтов и подотраслей финансового права. Источники финансового права отличаются большим разнообразием. Так, в конституционных нормах заложены основы финансовой системы в Российской Федерации, определен правовой статус органов, осуществляющих полномочия в сфере финансовой деятельности. При отсутствии единого кодифицированного акта, к источникам финансового права следует отнести Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ. Кроме того, действует значительное количество федеральных законов в сфере финансовой деятельности: «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О Счетной палате РФ» и др. Отметим, что значительная часть финансово-правовых предписаний закрепляется подзаконными - указами Президента и постановлениями Правительства РФ, ведомственными нормативными актами. В частности, в таких документах определяется правовой статус органов, осуществляющих финансовую деятельность. Важно обратить внимание на особенности такого специфического правового акта, присущего финансовому праву как Финансово-плановый акт. Студент должен также в качестве источника финансового право рассматривать международные правовые акты, имеющие преимущество над национальным законодательством в соответствии с конституционными положениями.
Тема 3. Финансовые правоотношения. Финансово-правовые нормы (2 часа) Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный характер. В целом все особенности норм финансового права делятся на две группы: особенности, заключенные в структуре, и особенности по содержанию. При характеристике структуры финансово-правовых норм следует подчеркнуть финансово-правовой характер санкций, которые соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы. При классификации финансово-правовых норм по различным основаниям необходимо отдельно охарактеризовать каждый из видов, а также привести примеры каждого вида норм из источников финансового права. Особое внимание следует обратить на вопрос о разграничении понятий «субъект финансового права» и «субъект финансового правоотношения», поскольку эти категории имеют различное, только частично совпадающее содержание. Так, субъекты финансового права потенциально способны быть участниками финансового правоотношения. Субъектами же финансового правоотношения являются реальные участники конкретного правоотношения.
Тема 4. Финансовый контроль (4 часа) При изучении данной темы важно раскрыть сущность финансового контроля как важнейшего средства обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства и муниципальных образований, дать понятие и указать на значение финансового контроля. Несмотря на многообразие существующих в настоящее время в российской правовой науке определений понятия «финансовый контроль», в последние годы выработались некие общие подходы к формулировке рассматриваемого термина. Целесообразным представляется рассмотрение понятия финансового контроля через совокупность его признаков. Целью финансового контроля является выявление, устранение и предотвращение ошибок финансово-хозяйственной деятельности, основанное на принципах законности, эффективности, независимости, непрерывности, гласности, экономии расходования материальных ресурсов, а также на качественном улучшении управления в хозяйствующем субъекте. Особое значение имеет правовое регулирование финансового контроля, который возможно выделить в самостоятельный правовой институт в системе финансового права. Юридическая природа финансового контроля заключается в том, что соответствующий контрольный орган или его должностное лицо, используя свою властную компетенцию, применяют нормы материального и процессуального права для решения конкретных юридических задач. Студентам необходимо дать характеристику таким нормам. Студенты также должны уметь классифицировать финансовый контроль по различным основаниям, таким как: время проведения финансового контроля, субъектный состав контролирующих органов, форма организации финансового контроля. Также необходимо изучить методы финансового контроля и уметь дать краткую характеристику каждому из них. Среди методов финансового контроля наиболее часто применяемыми являются: наблюдение, проверка, обследование, анализ, а также ревизия как основной метод финансового контроля, носящий комплексный характер. Правовые основы аудиторской деятельности определены в Федеральном законе Российской Федерации от 03.12.2008 «Об аудиторской деятельности». Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета требованиям законодательства РФ. В ходе изучения полномочий государственных и муниципальных органов в сфере осуществления финансового контроля необходимо исходить из того, что финансовый контроль осуществляют как органы представительной власти (комитеты и комиссии палат Федерального Собрания, Счетная палата), так и Центральный банк РФ и органы исполнительной власти (Правительство РФ в целом, а также: Министерство финансов, в составе которого осуществляют свои функции Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, Федеральное казначейство; Федеральная таможенная служба, Министерство экономического развития и торговли; контрольно-ревизионные подразделения отдельных ведомств).
Тема 5. Правовые основы денежного обращения и расчетов (4 часа) Изучение данной темы необходимо начать с определения денег как экономической характеристики и характеристики их сущности, которая проявляется в функциях денег. Далее нужно дать определения понятий «денежная система», перечислив ее основные элементы, «денежное обращение». Также следует указать, какие нормативные правовые акты составляют правовую основы денежной системы и денежного обращения в России, указать, какие государственные органы обеспечивают разработку и реализацию денежно-кредитной политики государства. Студенты необходимо рассказать, в каком порядке осуществляется эмиссия наличные денег в Российской Федерации. Для этого нужно знать понятие эмиссии денежных средств и эмиссионной системы как необходимого элемента денежной системы. Также следует указать, какой орган определяет правила хранения и обмена наличных денег. Кроме того, студентам необходимо помнить, что денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. При характеристике наличного денежного обращения следует указать на роль в этом процессе Банка России. При ответе на вопрос о безналичных расчетах, необходимо указать, что эти право отношения имеют специфику, обусловленную двойственным их характером: они регулируются как нормами гражданского, так и нормами финансового права. При этом следует указать, в каких случаях и в каких целях осуществляется финансово-правовое регулирование расчетных право отношений. Также следует перечислить виды безналичных денежных расчетов, к которым относят платежные поручения, инкассо, аккредитив, чек и расчеты платежными требованиями, и дать им общую характеристику. Студенту необходимо рассказать о правилах ведения кассовых операций, а также о правилах применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов в наличной форме. По данному вопросу необходимо сначала дать понятие кассы и кассовых операций, затем упомянуть о роли и содержании кассовой книги, в которой учитываются все поступления и выдачи наличных денег юридическим лицом по каждому операционному дню. Отдельно необходимо раскрыть содержание понятия расходного кассового ордера, который является основным средством осуществления приема и выдачи наличных денежных средств.
Тема 6. Валютное регулирование и валютный контроль (4 часа) Изучать данную тему студентам необходимо путем анализа ФЗ от 11 ноября 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле», в котором регламентированы принципы валютного регулирования и валютного контроля (ст. 3 закона), понятия валюты РФ, резидентов и нерезидентов (ст. 1 закона), органы валютного контроля (ст.5 закона), а также ряд валютных ограничений, обеспечивающих реализацию политики государства в данной сфере. Многие меры валютного регулирования были отменены с 1 июня 2006 года, другая часть - с 1 января 2007 года. Поэтому в настоящее время можно говорить о том, что большая часть механизма валютного регулирования валютных операций между резидентами и нерезидентами упразднена. Также необходимо различать статус органов валютного регулирования (Правительство РФ, Банк России), органа валютного контроля (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - именно этот орган вправе привлекать к административной ответственности за нарушения валютного законодательства) и агентов валютного контроля (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, кредитные организации).
Тема 7. Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации При изучении темы «Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство» необходимо определить категорию «бюджет» в экономическом, материальном и правовом аспекте, а также как форму образования и расходования публичных денежных фондов. Бюджетная система РФ трехуровневая: включает в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Также следует отметить, что в бюджетную систему Российской Федерации входят внебюджетные фонды.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |