КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определяющая роль деятельности в воспитании
Культуросообразность воспитания Эта закономерность определяет культурно-историческую обусловленность процесса воспитания. Воспитание всегда воспроизводит культуру, в которой существует ребенка, и сама индивидуальность воспитанника может выражаться наиболее полно именно в культуре. Но воспитание - не прямая передача новому поколению некоего готового культурного наследия. Воспитание «выводит» детей и молодежь на позиции субъекта культуры: они присваивают культурные достижения старших, отрицая их, выстраивая свои нравственные убеждения, свои экономические и социальные модели развития государства, свои политические приоритеты и технологическую практику производства. Один из парадоксов в проявлении этой закономерности воспитания состоит в том, что воспитатель – носитель культуры, сложившейся вчера, обязан воспитывать человека, которому предстоит создавать культуру в будущем. На это противоречие обратил внимание еще Н.А. Добролюбов: «…зачем же ставить прошедшее идеалом для будущего, зачем требовать от новых поколений безусловного, слепого подчинения мнениям предшествующих?». Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании. Избранные педагогические сочинения. М., 1986. С.35. Культуросообразность как закономерность современного воспитания указывает на то, что в специально организованном педагогическом процессе недопустимо заставлять детей воспринимать случайный, пусть даже успешный, опыт старших. Необходимо всегда в центр воспитания ставить «квинтэссенцию» культурного опыта, ее фундаментальные ценности, которые не подвержены старению. В христианской культуре ими в полной мере являются заповеди Нагорной проповеди.
Эта закономерность указывает на то, что ребенка воспитывается в меру его участия в деятельности: только субъект деятельности может быть восп и тан. Поэтому воспитание - это не что иное, как педагогическая организация деятельности воспитанников. Воспитательная природа деятельности реализуется во всей системе ее компонентов:
«Я-концепция» - определяющая основа воспитания Для воспитания чрезвычайно важно не только то, что собой представляет человек, который включен в педагогическое взаимодействие с воспитателем, но и то, что он сам думает о себе, как себя понимает, как себя оценивает. «Я-концепция» - целостный, хотя и не лишенный определенных противоречий образ собственного «Я» личности. Один из авторитетных исследователей «Я-концепции» английский ученый Р.Бернс описывает ее как динамическую совокупность представлений личности о себе, которая включает: · «Реальное Я» - установки, связанные с представлением о том, «каков я на самом деле»; · «Зеркальное (социальное) Я» - установки, связанные с представлением о том, «каким меня видят другие»; · «Идеальное Я» - установки, связанные с преставлением о том, «каким я хотел бы стать».
Большинство ученых-психологов признают, что основы «Я-концепции» закладываются в структуре личности в первые 5 лет жизни. Поэтому так велика роль семьи, родителей как воспитателей, в отношениях с которыми ребенок впервые осознает и переживает представление о самом себе. Одновременно он обнаруживает, как его принимают окружающие – любят или равнодушно терпят, определяет стоит ли доверять взрослым, ровесникам или необходимо сопротивляться им. «Я-концепция» - своеобразный педагогический феномен, первичная самозначимая реальность воспитания. Воспитание всегда обращено к этой фантастически сложной и чрезвычайно важной области личности ребенка. Оно призвано убедить ребенка в его человеческой ценности, помочь ему осознать и проявить свою самость, поддержать его позитивное представление о самом себе. Когда ребенок осмысляет свое «Я», он особенно нуждается в поддержке других людей, прежде всего воспитателей. Педагогическими средствами в специально организованном процессе воспитания они должны обеспечить ему возможность: · самопознания, закрепляя интерес к своему «Я», обучая способам познания своих личностных качеств и способностей; · самоопределения, создавая в различной деятельности ситуации выбора, принятия собственного решения; · самореализации, помогая проявить свой творческий потенциал в учебной и внеучебной деятельности; · саморегуляции, обучая управлению собственными желаниями, порывами, стимулированию и корректированию собственных действий. «Я-концепция» работает как целостная социальная установка, определяющая всю систему отношений личности к себе, ее внутреннюю позицию. Именно на уровне «Я-концепции» происходит противостояние реального поведения человека и некоего «внутреннего» эталона, представлений о себе, которые выстроены в образе «Я». Опытные воспитатели знают, что изменение представления о себе (о своей внешности, о своих учебных достоинствах, способностях) решающим образом влияет на поведение школьников, на их успехи в учении, спорте, творчестве. Если «Я-концепция» ребенка проецирует его представление о себе, например, как «я – добрый», «я – хороший ученик», то эти установки сдерживают порывы жадности и гнева, стимулируют самостоятельную учебную работу. Когда поступок ребенка расходится с представлениями его «Я-концепции», возникает мучительное переживание своего несовершенства, боль самолюбия, нравственное раскаяние. Эти переживания своего отношения к себе и окружающему миру составляют непосредственное поле воспитания. Кроме того, «Я-концепция» открывает для воспитания такие глубинные области личности ребенка, как «достоинство», «честь», «совесть».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |