Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура процесса обучения. Часть III. Обучение в целостном образовательном процессе




Часть III. Обучение в целостном образовательном процессе

 

Глава 8. Обучение как педагогический процесс

Житейское понимание обучения – изучение наук, освоение знания. Весь гигантский потенциал науки во все времена был направлен, по существу, на одну цель – дать максимально совпадающие объяснения картины мира. Предполагается, что человек, изучивший науки, удостоверится в доказательности этих объяснений, для него не будет подлежать сомнению, например, закон всемирного тяготения или периодическая система химических элементов. Действительно, практические действия и поступки человека опираются на что-то твердо установленное, но в то же время человек постоянно испытывает потребность искать и открывать все новые стороны окружающего мира.

С античных времен «знание» почиталось философами как высшая тайна. Великий средневековый мыслитель Ф.Аквинский даже приходил к убеждению, что «знать» - это значит «нематериально становится другим».

Педагогику всегда интересовало, как это происходит, как организуется процесс постижения знаний и преобразование у познающего человека всех его отношений к миру и к самому себе. Великий Я.А. Коменский так определял обучение: «Учить (..) - делать так, чтобы известное кому-то одному узнал и другой. Здесь нужны три стороны: (1) обучаемый, ученик, который 1) способен и 2) жаден до учения; (2) обучающий – учитель, который должен уметь, мочь и хотеть учить; (3) способ преподавания учения, куда входят примеры, правила, упражнения». Коменский Я.А.Сочинения. М., 1997. С.473.

Современная педагогическая теория не оспаривает эту первую теоретическую попытку обосновать структурную модель процесса обучения, разве что дополняет «три стороны» еще несколькими компонентами и пытается установить связи между целями, содержанием, средствами, методами и формами обучения. С развитием педагогической науки представления об этих связях менялись.

 

До середины XX века связи между компонентами процесса обучения представлялись как линейные, последовательные: считалось, что цель обучения обусловливает его содержание, а содержание – методы, которые в свою очередь, определяют организационные формы обучения. Современное представление о процессе обучения строится на ином понимании взаимосвязи его компонентов: это связи системообразующие, то есть цель обучения выступает в качестве главного, системообразующего компонента всего процесса обучения.

Характеристике компонентов процесса обучения посвящены следующие параграфы этой части, а пока обратим внимание на два из них на «обучающегося» и на «обучаемого». Очень велик соблазн представить обучение как прямую «передачу» знаний от учителя к ученику. Однако в жизни очень часто учитель обнаруживает, что ученики усвоили совсем не то и не так, как он преподавал. Процесс обучения в его педагогической характеристике представляет собой, прежде всего, взаимодействие двух процессов: учения (деятельность «обучающегося») и преподавания (деятельность «обучающего»).

В разные исторические периоды, в разных педагогических парадигмах, в конкретных типах школ «учение» и «преподавание» взаимодействуют всегда по-разному. Это одна из великих тайн обучения.

УЧЕНИЕ – познавательная деятельность ученика. Понятия «познавательная деятельность» и «учение» не стоит считать синонимами. Познавательной деятельностью занимается ученый-исследователь, открывающий новые свойства каких-либо явлений и обосновывающий закономерности, инженер-конструктор, разрабатывающий проект нового технического устройства. Учение - особый вид познавательной деятельности, которая осуществляется в процессе обучения. Как и всякая деятельность, учение имеет свою структуру, представленную тремя главными компонентами: содержательным, мотивационным и операционным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.