Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование, воспитание, самовоспитание, обучение




Технология педагогического воздействия

Педагогические категории

Прежде всего, в педагогике как науке об образовании выделяют категорию педагогическая система. Исследователи отмечают, что “под педагогической системой” нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. педагогический система процесс взаимодействие

В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организованного и целенаправленного педагогического влияния на развитие, обучение и воспитание личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.

Педагогический процесс рассматривают как систему, которая представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, таки самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогическое взаимодействие.

Оно представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Технология педагогического взаимодействия может быть представлена схематически

Понятие “педагогическое взаимодействие” шире, чем понятие “педагогическая деятельность”.

Оно подразумевает активность двух важнейших участников педагогического процесса - педагога и воспитанника, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ходи результаты.

педагогической деятельности, заключающийся в формировании образа человека.

В настоящее время образование трактуется как “ единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны”. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и развития человека, передачи культуры от поколения к поколению.

Воспитание - одна из фундаментальных категорий педагогики. Понятие “воспитание” употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. В узком смысле “воспитание -это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса”. Деятельность педагогов при этом называется воспитательной работой.

Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Возникло воспитание из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, оно является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основные виды воспитания - умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое.

Понятие “воспитание” тесно связано с самовоспитанием, под которым понимается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, самовнушение, самоорганизация, самоконтроль и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.