Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мышление и интеллект. · понятие о мышлении; операции мышления; формы и виды мышления;




знать:

· понятие о мышлении; операции мышления; формы и виды мышления;

· решение мыслительных задач.

· понятие «интеллект»; оценка интеллекта. Мышление и речь; виды речи.

уметь:

· определять индивидуальные особенности мышления.

Мышление и интеллект. Творчество. Мышление человека — это высший познавательный процесс, являющийся активной познавательной деятельностью и внутренним процессом пла­нирования и регуляции внешней деятельности. Мышление позволяет определить сходство и различие предметов и явлений, установить между ними связи. Таким образом, мышление является обобщенным отражением действительности и осуществляется с помощью внутренней, свернутой речи.

Мышление объединяет несколько различных процессов. Анализ – разложение целого на части или выделение отдельных его свойств и сторон. Синтез – мысленное соединение частей. Сравнение – установление сходства или различия между предметами и явлениями на основе анализа и синтеза при условии, что объекты сравниваются по одному основанию. Обобщение - объединение предметов или явлений на основе выделения в них общего путем сравнения. Классификация – группировка предметов или явлений на основе сходства и различия. Абстрагирование – отвлечение от отдельных свойств предметов или явлений. Мышление выступает в форме понятий, суждений и умозаключений. Понятие является отражением в слове или группе слов общих и значимых признаков предметов или явлений. В ходе исторического развития человека вырабатываются понятия, а в процессе индивидуального развития человек усваивает их и добавляет к их содержанию нечто новое. Отражением связи между предметами или явлениями является суждение, то есть утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть утвердительными или отрицательными, условными или категоричными, истинными или ложными. Суждения лежат в основе умозаключений, представляющих собой вывод на основе ряда суждений. Выделяют суждения индуктивные (от частного к общему), дедуктивные (от общего к частному) и по аналогии (от одних частных случаев к другим). Мыслительная деятельность представляет собой решение задачи, которое невозможно без вопроса. Последний и дает сигнал к активизации мышления. На первом этапе решения задачи происходит осознание вопроса. Чем точнее сформулирован вопрос, тем успешнее решение задачи. Следующий этап сопровождается выяснением условий, учетом знакомого. На третьем этапе происходит обдумывание посредством формулировки гипотезы и, при наличии нескольких вариантов, выбором правильного или выдвижением новой гипотезы. Часто решение задачи происходит на интуитивном уровне (на основе возникающих без осознания путей и условий их получения знаний, базирующихся на длительном опыте). Выделяют три вида мышления: по форме, по характеру решаемых задач и по степени новизны и оригинальности. В соответствии с формой можно назвать три типа мышления: наглядно-действенное (выполняемое благодаря практическим действиям), наглядно-образное (обусловленное образами и представлениями) и словесно-логическое (на основе применения понятий, обобщений, логических конструкций). Второй вид мышления предназначен для решения теоретических либо практических задач. Третий вид связан с осуществляемыми операциями — воспроизведением (репродуктивное) или созиданием (продуктивное, творческое). Склонность к поисковой активности, отражению связей между различными явлениями и их свойствами демонстрирует наличие у человека познавательной активности. С этим качеством связаны глубина и широта мышления, характеризуемые степенью проникновения в сущность исследуемого объекта. На базе указанных выше свойств мышления проявляется прогностичностъ, рефлексивность мышления (способность предвидеть последствия своих действий, прогнозировать их результаты). Мыслительные процессы характеризуются также гибкостью, подвижностью, которые проявляются в способности увидеть знакомый объект под другим углом зрения, обнаружить в нем новые свойства, предназначение, а также уметь переключаться с одного изучаемого явления на другое. Способность критически относиться к различным явлениям, самостоятельно, не оглядываясь на чужое мнение, принять решение, увидеть по-другому какое-то явление или объект называется самостоятельностью мышления. Стремление не вступать в противоречие с общепризнанным мнением, быть похожим на большинство, жить, как принято, свидетельствуют о конформности мышления человека.

В науке не сложилось единого мнения относительно трактовки понятия «интеллект» (от intellectus — понимание, познание). Одни ученые рассматривают интеллект как общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем, объединяя в нем все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Другие понимают под интеллектом наличие у системы способности создавать в процессе самообучения программы для решения задач определенного класса сложности и решать их. Кроме того, интеллектом называют саморазвивающийся и самонастраивающийся алгоритм обработки информации. Под интеллектом понимают и систему ценностей личности. Если под интеллектом понимать способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, тогда уместно говорить о том, что уровень интеллекта можно развить, повысить или даже понизить. Как правило, уровень интеллекта определяют по способности решать задачи, встречающиеся в жизни человека. Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию на основе анализа, классифицировать, выявлять связи и закономерности и т. д. Развитие отдельных качеств интеллекта частично зависит от генотипа человека и широты его жизненного опыта. В качестве отрицательной характеристики интеллекта выступает ригидность мышления, проявляющаяся в косности, предвзятом отношении к явлению и в приверженности к шаблонным оценкам. Мышление тесно связано с творчеством, открытием нового. При этом творчество нельзя отождествлять с мышлением, поскольку оно является лишь одним из видов познания, а твор чество вероятно и за пределами познания. По мнению академика С.П.Королева, создание нового проходит несколько этапов. Сначала надо запомнить, далее понять и рассказать своими словами. Следующий этап – написать по памяти, попробовать решить известную задачу иначе. Решать более трудные задачи, предлагаемые руководителями. Сформулировать предварительную рабочую гипотезу. Стать создателем нового направления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.