КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ощущения. Как правило, дети, поступающие в школу, по своему умственному развитию распределяются на три категории: с высоким умственным развитием
Как правило, дети, поступающие в школу, по своему умственному развитию распределяются на три категории: с высоким умственным развитием, со средним и низким. Обычно это выражается в виде коэффициента интеллекта (IQ). Какие же из этих детей будут обучаться в школе лучше, а какие хуже? Нередко педагог предполагает, что дети первой категории должны выйти на первое место по успешности обучения, вторые – дети со средним IQ – на второе место и дети с низким IQ – на третье место. Когда же стали изучать, оправдывается ли это предсказание в ходе школьного развития ребенка, то оказалось, к примеру, что дети, приходящие с высоким IQ в школу, в своем большинстве имеют тенденцию снижать IQ в ходе обучения. Данные наблюдений приведены в таблице.
По абсолютным показателям, т. е. по сравнению с другими детьми, дети с высоким коэффициентом интеллекта могут быть все-таки впереди, но по сравнению с собой они снижают в ходе школьного обучения свой высокий IQ. Дети с низким IQ имеют тенденцию в своей массе повышать свой IQ, т. е. по абсолютным показателям они могут уступать первым, но относительно самих себя они повышают свой IQ. Относительную успешность (показатель, характеризующий прирост знаний за определенный промежуток времени) Выготский считал самой важной составляющей школьного обучения, поскольку именно она раскрывает глаза учителю на то, сколько приобретает каждый из его учеников за время обучения. В связи с этим Выготский вводит понятие «зона ближайшего развития»(ЗБР), которая позволяет предсказать, что будет в развитии ребенка завтра. Зона ближайшего развития – это «дельта» между уровнем актуального развития ребенка, который определяется с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослых. Для педагога важно определить не только то, что ребенок умеет делать сам, но и то, что он умеет делать с помощью взрослых. Таким образом, ЗБР вооружает педагога возможностью понимать внутренний ход, сам процесс развития и определять не только то, что уже в развитии завершено и принесло свои плоды, но и то, что находится в процессе созревания. Л. С. Выготский приходит к выводу, что для динамики умственного развития в школе и для относительной успешности ученика более важным моментом оказывается не уровень умственного развития на сегодняшний день, а зона ближайшего развития. Современный американский биографический словарь (1997) дает следующую оценку: «Как и многие другие идеи Выготского, теория зоны ближайшего развития может быть истолкована тысячами способов». Интеллект ребенка зависит от ряда внутренних и внешних факторов, которые следует учитывать при его развитии и воспитании. К внутренним факторам относятся: – генетические (тот потенциал, который ребенок получает от родителей); – врожденные, обусловленные созреванием плода в утробе матери, когда он живет с ней практически «одной жизнью»; – хромосомные аномалии, возникающие в результате нарушений в процессе образования сперматозоида или яйцеклетки (например, болезнь Дауна лишь в 3–4% случаев передается по наследству, в среднем причиной является немолодой возраст родителей); – нарушения питания плода, когда серьезные нарушения питания матери могут оказать влияние на последующую умственную деятельность ребенка (например, кретинизм – дефект, возникающий у детей в результате недостатка иода в рационе матери); – заболевания в период беременности (например, краснуха у матери в первые месяцы беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и интеллектуальных способностей у ребенка); – употребление матерью различных веществ может привести в дальнейшем к значительной задержке умственного развития ребенка (алкоголь, курение, использование антибиотиков, транквилизаторов, таких, как элениум, или даже аспирина). К внешним факторам, или факторам окружающей среды, относятся: – питание новорожденного; – психическая стимуляция, которая имеет даже большее значение, чем правильное питание или физический уход (широко известны примеры воспитательных учреждений, где общение ребенка с воспитателем сведено к минимуму и уже со второго года наблюдается значительное отставание в двигательной и речевой сфере); – влияние числа детей в семье; – социальное положение. Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь. Чем больше будет ребенок общаться с нормальным взрослым, чем более благоприятные условия для развития его способностей будут создаваться, чем лучшие методы для его обучения будут использоваться, тем ярче проявится все то, что заложено в нем природой. В книге современного американского психоисторика Ллойда де Моза [22] приведены акушерские данные относительно условий психической жизни плода и психологических последствиях пренатальной жизни ребенка. Известно, что уже к концу второго месяца после зачатия плод снабжен бьющимся сердцем, кровеносной системой, пищеварительным трактом, изящными руками и ногами, у него есть черты лица, уши, пальцы ног и рук. К концу первого триместра нервная система и сенсорный аппарат развиты столь хорошо, что плод реагирует на прикосновение легким волоском к ладони тем, что схватывает его. Зрение настолько развито, что сердцебиение учащается, когда на живот матери светят ярким светом. Вкус развивается к 14 неделям и плод чувствителен к состоянию околоплодной жидкости. Слух развит даже еще лучше. Проводился эксперимент, в котором четырем плодам проигрывали мелодию Дебюсси в тот момент, когда мать и плод находились в спокойном состоянии, в результате после рождения эти четыре младенца при звуках Дебюсси успокаивались. В течение второго триместра плод то спокойно плавает во внутриутробной жидкости, то отчаянно брыкается, кувыркается, икает, вздыхает, сосет пальцы рук и ног, хватает пуповину, возбуждается при внезапном шуме, успокаивается, когда мать говорит спокойно, и засыпает, убаюканный, когда она ходит. Когда мать курит, то плод курит вместе с ней, и после первых нескольких затяжек его сердце начинает биться быстрее, он начинает чувствовать понижение кислорода и повышение углекислого газа, прекращает двигаться и начинает дышать быстрее, пытаясь приспособиться к тяжелым для него условиям. Курение матери может привести к рождению мертвого ребенка, к его недоразвитию, к преждевременным родам, а в дальнейшем – к гиперактивности и к отклонениям в поведении. Когда мать принимает спиртное, алкоголь попадает напрямую к плоду и скоро достигает у него в крови почти того же уровня, что и у матери. Если плод ежедневно потребляет таким образом алкоголь, он медленно развивается, гораздо больше подвержен выкидышу и преждевременным родам, психическим отклонениям, умственной отсталости и гиперактивности. То же касается и сотен других наркотических веществ, в том числе аспирина и кофеина. Плод страдает не только, когда мать курит, выпивает или принимает наркотики. На него воздействуют биологически и психологически страх, гнев и подавленность матери. Психически нездоровая и угнетенная мать рожает детей малорослых и с поведенческими отклонениями гораздо чаще, чем здоровые матери. Когда мать чувствует тревогу, ее тахикардия в считанные секунды вызывает тахикардию у плода, а когда она испытывает страх, то плод через 50 секунд может испытать гипоксию (недостаток кислорода) из-за изменившегося состава крови в матке. Супружеские ссоры – одна из наиболее документированных причин нарушения у плода, которая как показано в нескольких тщательных статистических исследованиях, повинна в том, что ребенок потом оказывается болезненным, слабым, с физическими недостатками, тяжелыми психическими расстройствами, гиперактивностью, агрессивностью и неспособностью поначалу учиться в школе. Сильное эмоциональное напряжение в семье во время беременности матери почти стопроцентно коррелирует с нарушениями у плода. Ощущения – наиболее простая форма психической деятельности, представляющая собой продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире. Они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, ощущения объективны, поскольку в них всегда отражен внешний раздражитель. С другой стороны, ощущения субъективны, так как зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека. Известно, что люди, обладающие сильной нервной системой, обнаруживают большую психофизиологическую выносливость, в то время как люди со слабой нервной системой менее выносливы, но при этом обнаруживают большую чувствительность. Ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы. Экстероцептивные – ощущения, сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира. Интероцептивные – ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии организма. Проприоцептивные – ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении. С точки зрения данных современной науки принятое разделение на внешние (экстерорецепторы) и внутренние (интерорецепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические. Различные органы чувств могут быть более или менее чувствительными к отображаемым ими явлениям, т. е. могут отображать их с большей или меньшей точностью. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное раздражение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Наши анализаторы обладают различной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Высока чувствительность зрительного и слухового анализатора. Человеческий глаз способен видеть свет при попадании на сетчатку всего 2–8 квантов лучистой энергии. Это значит, что теоретически мы способны видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27 километров. Абсолютная чувствительность анализаторов не ограничивается только нижним порогом. Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение, называется верхним абсолютным порогом чувствительности. Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности, возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражителя и т. п. Разностным порогом, или порогом различения, называется минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное ощущение. Так, если у вас на руке лежит груз массой в 100 граммов, то для возникновения ощущения увеличения веса необходимо к имеющейся массе добавить еще около 3,4 грамма. Если же вы захотите «на глаз» определить, чей килограмм бананов больше, ваш или продавщицы, то для ощущения такого различия необходимо, чтобы она вас обвесила не менее, чем на 34 грамма. Различают две основные формы изменения чувствительности, из которых одна зависит от условий среды и называется адаптацией, а другая – от условий состояния организма и называется сенсибилизацией. Адаптация имеет три разновидности: 1. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Например, при работе в комнате с тикающими часами последние вскоре перестают замечаться. 2. Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например, войдя зимой с замерзшими руками в помещение, вы не сможете почувствовать температуру холодной воды из-под крана. 3. Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, чувствительность глаз увеличивается под влиянием пребывания в полной темноте. Анализаторные системы человека довольно активно взаимодействуют благодаря связям между соответствующими центрами головного мозга. Общая закономерность этого взаимодействия состоит в том, что устойчивое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других сенсорных систем, и, напротив, сильные посторонние раздражители понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов. Повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей называется сенсибилизацией. Если под влиянием раздражения одного анализатора возникает ощущение, характерное для другого анализатора, то такое явление называется синестезией. Нередки зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы. Композитор А. Скрябин относился к замечательной группе людей, у которых в особенно яркой форме сохранилась комплексная «синестезическая» чувствительность: каждый звук непосредственно рождал переживания света и цвета. Это позволило ему стать создателем цветомузыки. Темперамент В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни – меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, – холериком, и, наконец, в исполнении раз принятых решений – флегматиком. В. Вундт [23] Психика каждого человека уникальна как с точки зрения биологического и физиологического строения и развития организма, так и с точки зрения социальных связей и контактов, композиция которых уникальна для каждого индивидуума. Человек вступает в мир как индивид, наделенный определенными природными свойствами и задатками, которые в дальнейшем разовьются в определенные способности. Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Он отражает динамические аспекты поведения человека преимущественно врожденного характера. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны, следовательно, усилия должны быть направлены не на исправления, а на разумное их использование в конкретной деятельности. Многие ученые пытались свести все многообразие человеческих типов к какому-то малому количеству обобщенных портретов. Такие обобщенные типы с глубокой древности называли типами темперамента. Подобные обобщения были полезны практически, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях. По дошедшим до нас сведениям, первым из греческих философов, развившим учение о темпераментах, был Эмпедокл [24]. Равномерностью смеси четырех элементов или преобладанием в ней одних элементов над другими, величиной, связью и подвижностью этих элементов он объяснял уровень умственных способностей и характерологические особенности личности. Наиболее ранняя классификация типов темперамента была предложена во II веке Клавдием Галеном [25]. Четыре из девяти выделенных им типов темперамента рассматриваются в наше время как основные. Однако описал основные типы темперамента еще в V – IV вв. до Р. Х. древнегреческий врач, «отец медицины» Гиппократ. Он связывал темперамент с соотношением различных жидкостей в организме (гуморальная теория – от лат. «humor» жидкость): крови, лимфы и желчи. Греческое слово «красис» (смесь, сочетание) по-латински звучит как «темпераментум». Гипотетическое преобладание этих жидкостей в теле человека и дало название основным типам темперамента: сангвиник (кровь), холерик (желчь), флегматик (слизь), меланхолик (черная желчь). В Новое время психологическая характеристика этих типов была обобщена и систематизирована немецким философом Иммануилом Кантом [26] («Антропология», 1789). Сангвиник – человек веселого нрава, оптимист, юморист. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что его недавно интересовало. Обещает и не сдерживает обещания. Хороший собеседник. Отличает доброта, готовность прийти на помощь. Меланхолик – человек мрачного настроения, повышенной тревожности, сдержанный. Никогда не обещает того, чего не может сделать. Холерик – вспыльчивый, горячий, несдержанный. Вместе с тем быстро успокаивается, если ему идут навстречу. Флегматик – хладнокровный, скорее склонен к бездеятельности, чем к напряженной работе. Медленно входит в работу. В начале XX века возникла конституциональная теория темперамента, главная идея которой заключалась в установлении связи темперамента с врожденной конституцией человека. Наиболее известные конституциональные теории темперамента принадлежат Эрнсту Кречмеру [27] и Уильяму Шелдону [28]. Кречмер своим типам телосложения дал следующие описания (1925 г.).
Кречмер первоначально выделил два типа темперамента – циклотимный и шизотимный, – более или менее соответствовавшие экстравертивному и интровертивному типам К. Юнга. Кречмер связывал их с типами телосложения: циклотимию – с пикническим телосложением, шизотимию – с лептосомным. Позже он описал и тип темперамента, характерный для атлетического телосложения. Ошибка Кречмера: он полагал, что людей действительно можно классифицировать на четко разграниченные, дискретные категории и лишь небольшое число индивидуумов остается за рамками этих категорий. Однако, наоборот, большая часть людей не попадают в крайние варианты, т. е. в три типа телосложения. Шелдон выделяет три крайних варианта телосложения, три основных компонента соматической конституции. Определение соматотипов проводится антропоскопически, по фотографиям, которые должны быть специально сделаны для этих целей. Их основные характеристики приведены в таблице.
Большинство людей не относится к отмеченным крайним вариантам, в их телосложении в умеренной степени выражены все три компонента. Определение соматотипа женщин затруднено из-за отсутствия опубликованного атласа. Шелдон при описании темперамента выделил не тип, а компонент, точно так же, как и в классификации телосложения. Выделив 50 признаков для определения постоянных аспектов поведения, он начал оценивать типы испытуемых. Все признаки разделились на три категории, и на этой основе он выделил три компонента темперамента, каждый из которых характеризовался 20 признаками. Каждый признак оценивался по семибалльной шкале, а средний балл по 20 признакам определял весь компонент. Висцеротония – компонент темперамента (признаки – «тяга к людям в тяжелую минуту», «жажда похвалы и одобрения» и др.), соматотония (признаки – «тяга к действиям в трудную минуту», «эмоциональная черствость» и др.), церебротония (признаки – «тяга к одиночеству в тяжелую минуту», «скрытность, эмоциональная сдержанность» и др.). Шелдон установил коэффициент корреляции порядка 0,8 между висцеротонией и эндоморфией, соматотонией и мезоморфией, церебротонией и эктоморфией. Не вызывает сомнений, что люди определенного телосложения более склонны к некоторым заболеваниям (туберкулез, диабет, шизофрения, неврозы и др.). Например, к паранойе более склонны мезоморфные типы. Истерия и депрессия более типичны для мезоморфного и эндоморфного типов, симптомы тревоги и страха – для эктоморфного. (Сводка данных о человеке представлена в книге «Биология человека»). Одно из теоретических объяснений связи между телосложением и темпераментом: гены, контролирующие телосложение, контролируют, кроме того, и развитие мозга и эндокринной системы, определяющих темперамент. Представление о связи темперамента и телосложения, даже если они и ошибочны, глубоко укоренились в нашем сознании. Трудно представить Фальстафа Мефистофелем, а Скруджа Пиквиком. Что нужно знать, чтобы судить о людях по внешнему виду? Отвечая на этот вопрос, знаменитый психолог Эрик Берн пишет в книге «для непосвященных», что наилучший способ – это знать и использовать характеристики висцертонического эндоморфа, церебротонического эктоморфа и соматотонического мезоморфа. Интересно, что еще в XIX веке была предпринята попытка определения по соматическим особенностям (строению черепа, чертам лица и др.) «прирожденных» преступников. Родоначальником антропологического направления в криминологии и уголовном праве был итальянский тюремный психиатр Чезаре Ломброзо (кстати, он приезжал к Л. Н. Толстому в Ясную поляну). Он проводил антропологические замеры людей, содержащихся в тюрьме, и пришел к выводу, что существуют четыре типа преступников: 1) «прирожденные» преступники; 2) преступники по страсти; 3) случайные преступники; 4) преступники–душевнобольные. Признаками «прирожденного» преступника, по Ломброзо, являются, например, низкий лоб, редкая борода и т. д. Согласно его теории преступниками не становятся, а рождаются. Важно своевременно их распознать, пожизненно изолировать от общества или уничтожить. Если Гален связывал темперамент человека с особенностями его обменных процессов, а Шелдон и Кречмер – со строением тела, то И. П. Павлов [29] обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы, основные характеристики которой: сила, устойчивость, подвижность Павлов выделил четыре типа НС: Подвижный (Сангвиник) Уравновешенный Инертный (Флегматик) Сильный Неуравновешенный (Холерик)
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |