Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации научно-методической деятельности учителя биологии




Немаловажным моментом в методической работе является выбор формы проведения мероприятия. Формы методической работы определяются с учетом деятельностного подхода в обучении взрослых, а также пожеланий педагогов, высказанных при итоговом анкетировании. В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (пассивные, активные, интерактивные). Пассивные формы работы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов. Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. Интерактивные формы предполагают создание (выращивание) нового образовательного продукта в процессе взаимодействия вовлеченных в образовательный процесс субъектов.

Наиболее эффективными формами методической работы на современном этапе, на наш взгляд, являются: семинар-практикум, научно-практическая конференция, методическая декада, методический фестиваль, мастер-класс, методический мост, дискуссия, методический ринг, деловая игра, тренинг, видеотренинг, педагогические чтения, профессиональная выставка, защита проекта, открытый урок, учебные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Активные формы организации методической работы

1.Теоретический семинар

Цель: повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя.

Задачи:

- ознакомление с новыми педагогическими идеями и технологиями, с новыми подходами к организации учебно-воспитательного процесса;

- определение проблем в работе педагогического коллектива (проведение теоретических семинаров).

2. Методические оперативки

Цель: стимулирование интереса к проблемам теоретической и практической педагогики и психологии и готовность к инновационной деятельности.

Задачи: своевременное ознакомление учителей с новейшими достижениями науки, передового педагогического опыта и определение путей их внедрения.

3. Тематические педсоветы

 

Цель: выработка коллегиальных решений по проблемам организации и содержания образовательного процесса в школе.

Задачи: определение образовательной политики школы; объединение усилий педагогического коллектива в области повышения квалификации.

4. Методические дни

Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

Задачи:

- ознакомление педагогического коллектива с технологией работы учителей школы;

- создание "копилки" внутришкольных методических находок.

5. Творческий отчёт методических объединений

Цель: систематизация процесса накопления и обобщения передового опыта внутри школы.

В результате отчёта каждое методическое объединение представляет методические и дидактические материалы, разработанные учителями, знакомит со своими достижениями.

6. Фестивали педагогических идей: калейдоскоп уроков

Цель: знакомство с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей.

Задачи:

- ознакомить широкий круг учителей с интересными педагогическими находками;

- проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

7. Дискуссия

Цель: вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

8. Методический ринг

Цель: совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

9. Методические посиделки

Цель: формирование правильной точки зрения по определённой педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

10. Методический диалог

Цель: обсуждение определённой проблемы, выработка плана современных действий.

11. Деловая игра

Цель: отработка определённых профессиональных навыков, педагогических технологий.

 

12. Тренинг

Цель: отработка определённых профессиональных навыков и умений.

13. Педагогический КВН

Цель: активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков

14. Методический мост

Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

15. Мозговой штурм

Цель: развитие практических навыков, творчества, выработка правильной точки зрения на определённые вопросы педагогической теории и практики.

16. Наставничество

Непосредственное обучение молодого учителя наставником (опытным учителем).

Цель: передача знаний, опыта, мастерства.

Задачи:

- обеспечение непрерывного процесса становления молодого учителя;

- обеспечение уровня работы молодого учителя;

- формирование мотиваций самосовершенствования у молодого учителя.

17. Методическая декада

Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

18. Интеллектуальный марафон

Цель: знакомство с педагогическим творчеством отдельных учителей, совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

19. Предметные недели

Цель: стимулирование педагогического коллектив к повышению профессионально-педагогического мастерства.

20. " День науки"

 

28 Урок – основная форма организации обучения в современной школе

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, - как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Общепринято в науке, что цель - это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом - в уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Дидактические задачи урока реализуются в реальной педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.

Структура урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени определяют эффективность обучения, его результативность.

Выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).

Урок изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Для этого школьники должны подключаться к решению таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формированию системы ценностных ориентации.

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, в основном сводятся к следующим: а) систематизация и обобщение новых знаний; б) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

Видами этого типа уроков являются: а) уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений); б) урок -лабораторная работа; в) урок практических работ; г) урок - экскурсия; д) урок - семинар.

Урок обобщения и систематизации. Урок этого типа нацелен на решения двух основных дидактических задач - установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предмета в целом, и проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов - четверти, полугодия и за весь год обучения.

Комбинированный урок. Это наиболее распространенный тип урока в существующей практике работы школы. На нем решаются дидактические задачи всех предыдущих трех типов уроков, описанных выше. Отсюда он и получил свое название - комбинированный. В качестве основных элементов этого урока, составляющих его методическую подструктуру, являются: а) организация учащихся к занятиям; б) повторение и проверка знаний учащихся, выявление глубины понимания и степени прочности всего изученного на предыдущих занятиях и актуализация необходимых знаний и способов деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке; в) введение учителем нового материала и организации работы учащихся по его осмыслению и усвоению; г) первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике; д) задавание домашнего задания и инструктаж по его выполнению; е) подведение итогов урока с выставлением поурочного.

Уроки контроля и коррекция знаний, умений и навыков. Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.