Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концевая полоса




Концевой полосой называют последнюю полосу издания или его главы, раздела, отдельного рассказа, после которой следующий текст начинается с начальной полосы. Она чаще всего бывает неполной. Как правило, она должна занимать не менее части ее высоты, т. е. не менее размера спуска на начальных полосах. Не рекомендуется также оставлять на концевой полосе слишком малый пробел снизу. Пробельный материал должен занимать не менее 4-х строк основного кегля. Если места осталось меньше, то вгонкой строк доводят концевую полосу до полного формата. Если она не полная колонцифра не ставится, а если полная – ставится.

Технические правила набора и верстки рубрик

Рубрика – заголовок раздела в газете, журнале и т. п. Раздел, подразделение
текста, графа.

По размещению в тексте различают пять основных типов заголовков:

а) Заголовки шапкой набираются, заголовки спусковых полосах и размещаются сверху полосы от текста в счет спуска.

б) Заголовки, набранные отдельными строками. Они могут быть выключены:

– В красную строку.

– В правый край.

– В левый край.

в) Подзаголовки, набранные в подбор к тексту.

г) Подзаголовки «форточкой».

д) Подзаголовки «фонарики».

 

1. Не допускаются предлоги, союзы и наречия в конце строк заголовков.

2. Cтроки заголовков надо делить по смыслу.

3. Точки в конце заголовка не ставят.

4. Переносы в заголовках не делаются (за исключением многострочных).

5. Заголовки отбиваются от предыдущего текста сверху и снизу, отбивка сверху больше чем снизу.

6. Заголовки, выключенные отдельными строками, вместе с отбивками должны иметь размер по высоте, кратный кеглю основного шрифта. При этом пробел над заголовком всегда следует делать в 1,5 раза больше, чем под ней.

7. Заголовок в начале полосы сверху не отбивается, но от колонтитула отбивается всегда на кегль шрифта сверх обычной отбивки колонтитула.

8. Отбивка сверху заголовка должна быть больше, чем снизу.

9. Над заголовками должно быть не менее 4 строк основного текста. Допускается 3 строки, но последняя строка должна быть не менее от ширины полос набора;

10. Под заголовком должно быть не менее 3 строк основного текста.

Технические правила набора заголовков

1. Заголовки, состоящие из нескольких строк, должны быть разбиты по смыслу.

2. При разделении заголовка на строки нельзя допускать переноса слов, а также оставлять в конце строк предлогов, союзов и наречий.

3. Чем шире рисунок шрифта, тем шире должны быть пробелы между словами.

4. Между строками заголовка, набранных прописными буквами, необходимо установка двухпунктового пробела.

5. При наборе заголовков в подбор к тексту, если они заканчиваются точкой, дается отбивка от последующего текста на 1 кг. Если текст продолжает мысль начатою заголовком, то ставится обычный междусловный пробел.

6. Если заголовок имеет порядковый номер, набранный в той же строке, что
и текст заголовка, то этот номер отбивается от текста на полукегльную. Не изменяется этот пробел и в случаях, когда за номером стоит точка.

7. Заголовки типа «Глава 1, Часть 3» обычно набираются отдельной строкой, шрифтом меньшего кегля, чем соответствующий строки главы или части.

8. В конце заголовков всех видов, выключенных отдельными строками точка
не ставится.

Технические правила набора стихотворного текста

Стихи – особая форма ритмической речи. Стихотворный текст, в отличие
от прозаического, делится не только на смысловые единицы – слова и предложения,
но и на ритмические – стихи. Законченный стихотворный период, состоящий из нескольких стихов, называется строфой.

Стихотворные произведения размещаются на полосах издания по центру, чтобы поля слева и справа приблизительно были равными. Для различных полос выключка строк большого стихотворного произведения может быть разной. Отступы слева отделяют как половину разности между общим форматом строки набора и видимым форматом средней строки стихотворения на полосе.

4 ×6 – формат набора

Средняя строка = 2 квадрата

4 ÷ 2 = 2 ÷ 2 = 1

Стихотворения помещенные в тексте набирают шрифтом того же кегля с отбивками в пределах кегля и соблюдением правил приводности верстки.

Стихотворная строка делится на стопы – группы слогов, один из которых является ударным. Количество стоп в стихе не всегда одинаково, причем стихотворное произведение может быть написано как равностопными (то есть с одинаковым количеством стоп во всех строках), так и неравностопными стихами.

Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье, Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье   (А. С. Пушкин)   И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады.   (И. Бунин)

Для облегчения ритмичного чтения важно, чтобы читатель мог сразу заметить перемену ритма, связанную с изменением количества или строения стоп в строке, отсюда – вторая особенность оформления стихов: наличие строк с различными
по величине отступами (втяжками) от левого края набора.

Если все строки стихотворного произведения равностопны и состоят из стоп одинакового строения, то начала их располагают на одной вертикали. Если же в стихотворении встречаются строки двух размеров, то широко применяется такое расположение строк, при котором они начинают от двух вертикалей.

Приведем пример обоих вариантов:

В некоторых стихотворениях имеются строки трех, четырех, пяти размеров, причем чередуются они в различной последовательности. В таких случаях ритмический строй произведения усложняется; некоторые строки с различным количеством стоп могут оказаться особенно тесно связанными между собой рифмой, может возникнуть необходимость подчеркнуть смысловую связь соседних неравностопных строк.

При оформлении таких стихов, например многих басен, принцип в чистом виде недостаточен и требует корректива: наиболее тесно связанные между собой соседние строки, если они даже неравностопны, располагаются от одной вертикали.

Еще большей ритмической сложностью отличается так называемые дольники – стихи с произвольным, неравным числом неударных слогов между ударными.
При очень большом разнообразии размеров оформление дошкольников по принципу различных строк с неодинаковым строением привело бы к такому сложному их расположению, которое воспринималось бы читателями как случайное, неупорядоченное.

Поэтому при оформлении дольников все строки либо выключаются на середину формата, либо начинаются от одной вертикали.

В стихах нежелательны переносы, и это учитывают при выборе формата набора. Но все, же отдельные особенно длинные строки приходится переносить. Чтобы
не нарушать переносом плавность чтения, стихотворную строку не делят на полуслове, а переносят целые слова. Кроме того, переносимую часть строки выключают к правому краю набора, а не к левому, как в обычном прозаическом тексте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.