КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировые образовательные тенденции
ТЕМА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Вопросы для обсуждения и размышления 1. Почему глобализация и информационная революция -две стороны одного 2. Как проявляются общемировые социокультурные тенденции в нашей 3. Какой из двух основных функций образования - воспроизводству или 4. Почему из всех современных катастроф самая опасная - это катастрофа, 5. Какие качества личности можно отнести к жизнеутверждающим? Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия. В мировой системе образования выделяют следующие глобальные тенденции. V Стремление к демократической системе образования (доступность образования всему населению, предоставление самостоятельности учебным заведениям). V Значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения). V Разрастание рынка образовательных услуг. V Увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и на развитие способностей учащихся. V Расширение сети высшего образования (с 1960 по 1996 г. число студентов в мире увеличилось в 6,5 раз; в РБ в 1960 г. было 60 тыс. студентов, а в 2000 г. - 3000 тыс., т.е. у нас за эти годы число студентов увеличилось в 5 раз). V В сфере управления образованием поиск компромисса между-жесткой централизацией и полной автономией. V Образование становится приоритетным объектом финансирования во все большем количестве стран. V Постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ. V Отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям развития их способностей средствами образования. V Поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов. V Существенное увеличение в мировом образовательном пространстве гуманитарной составляющей. В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы. поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем. К крупным международным проектам относятся. V ЭРАЗМУС, цель которого - в обеспечении мобильности студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны). V ЛИНГВА - программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов. V ЭВРИКА, задача которого в координации исследований со странами Восточной Европы. V ЭСПРИТ - проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ. компьютерных фирм в создании новых информационных технологий. V ЕИПДАС - программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах. V ТЕМПУС - общеевропейская программа, ориентированная на развитие мобильности университетского образования. V ИРИС - система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин. 3.2. Существующая и перспективная структуры системы образования в Республике Беларусь. Перемены в обществе активно воздействуют на систему образования, на деятельность ее основных институтов, Любые изменения преследуют определенные цели. Реформа школы необходима для обеспечения: V повышения уровня общеобразовательной школы; V равенства прав на получение образования; V реального учета способностей и склонностей каждого ученика; V создания эффективной системы патриотического, гражданского и нравственного воспитания; V гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса. Основные этапы реформы общеобразовательной школы. 1-й этап - 1996-1998 гг. - разработка концепции реформы, общеобразовательных стандартов и проектов учебных программ. 2-й этап - 1 998 г. - введение подготовительного класса для обучения детей 6-летнего возраста. 3-й этап - 1998-2002 гг. - переход к новой структуре 4-летней начальной школы: подготовительный, 1-3 классы. 4-й этап — 1 998-2004 гг. - апробирование новых учебных программ для базовой школы. 5-й этап-2002-2008 гг. - переход на новые учебные программы и обязательное 10-летнее образование (подготовительный. 1 - 9 классы). 6-й этап - 2004-2008 гг. - апробирование новых учебных программ 10-11 классов 12-летней школы. 7-й этап - 2008 г. - введение в средних общеобразовательных школах лицейских (10 - 11) классов. Первый выпуск 12-летней школы состоится в 2010 г. Совершенствование общеобразовательной школы будет проходить по следующим направлениям: V организационная структура (12-летнее среднее образование, начало обучения с 6 лет. введение подготовительного класса, обязательное 10-летнее обучение в базовой школе вместо 9-летнего); V содержание образование (введение новых учебных программ, обучение в 10-11 (лицейских) классах по направлениям: природоведческое, гуманитарное, технологическое, эстетическое и общеобразовательное); V методика обучения. Структура системы образования Реет блики Беларусь (с 12-летней общеобразовательной средней школой): • детский сад (с 3 до 6 лет); • начальная школа (подготовительный, 1-3 классы) (с 6 до 10 • основная (базовая) школа: 4-9 классы (с 10 до 16 лет); • лицейские классы (10 - 11) (с 16 до 18 лет); • ПТУ (1-3 года); техникум / колледж (2 — 4 года); • ВУЗ (4-5 лет); • аспирантура (3-4 года); • докторантура; • сфера профессиональной деятельности. 3.3. Тенденции развития высшего образования. Все страны объединяет понимание, что образование должно стать международным, поскольку с глобальными угрозами человечеству могут справиться люди с менталитетом гражданина всей планеты. Реформирование системы высшего образования в Республике Беларусь характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. На этом пути наблюдается ряд тенденций. 1. Развитие многоуровневой системы во многих вузах РБ (ее преимущество в том, что она обеспечивает большую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности; она формирует у выпускника способность осваивать на базе полученного образования новые специальности). 2. Обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet и развитие дистанционных форм обучения. 3. Перевод многих учреждений высшей школы на самофинансирование. 4. Обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов (поэтому наблюдается переход вузов РБ в режим опытно-экспериментальной работы по образовательных технологий, структур управления). Вопросы для самоконтроля и повторения 1. Что такое мировое образовательное пространство? 2. Каковы мировые образовательные тенденции? 3. Какие крупн ые международные проекты в области образования вы знаете? 4. Каковы структуры системы образования в Республике Беларусь в 5. Каковы тенденции развития высшего образования в Беларуси?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |