КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основная. Словарь основных педагогических терминов
Словарь основных педагогических терминов Словарь основных психологических терминов Сырье и материалы
Заголовки графиков, диаграмм, рисунков пишутся снизу, при этом во всех случаях над заголовком слева пишется слово «Рисунок» или его сокращение «Рис.» и также ставится порядковый номер. Нумерация таблиц, рисунков и т. д. может быть как сквозной по всему тексту реферата (такой вариант предпочтительнее в небольших по объему работах), так и самостоятельной в каждом разделе работы. В таком случае нумерация наглядного материала осуществляется следующим образом: в главе 1 таблицы и рисунки будут иметь номера 1.1, 1.2, 1.3 и т. д., в главе 2 – соответственно 2.1, 2.2, 2.3 и т. д. Заголовки не должны содержать сокращений, аббревиатур, если это не оговорено ранее в тексте работы. Наглядный табличный и графический материал может быть помещен непосредственно в текст реферата только после соответствующей ссылки, например «см. рис. 2.3», или «данные отражены в табл. 4», или «…что наглядно продемонстрировано на графике (рис. 1)».
Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения. Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия. Акцентуация – выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие. Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом. Аттракция – привлекательность, влечение одного человека к другому, сопровождающееся положительными эмоциями. Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения.
Бессознательное – характеристика психологических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Бихевиоризм – учение, в котором в качестве предмета психологических исследований рассматривается только поведение человека.
Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он изначально был предназначен. Вербальное научение – приобретение человеком жизненного опыта, знаний, умений и навыков через словесные инструкции и разъяснения. Воля – свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Воспоминание – воспроизведение по памяти какой-либо ранее воспринятой информации. Восприятие – процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств.
Гештальтпсихология – направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых целостностей – «гештальтов». Гомеостаз – нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе.
Депрессия – состояние душевного расстройства, подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности. Детерминизм – философско-гносеологическое учение, утверждающее наличие и возможность установления объективных причин всех явлений, существующих в мире. Дуализм – учение о независимом, самостоятельном существовании души и тела.
Запоминание – один из процессов памяти, обозначающий введение в память вновь поступающей информации. Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм.
Интеракция – взаимодействие. Интроспекция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.
Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению со стороны окружающих, проявляющаяся в изменении поведения и установок в соответствии с позицией большинства, первоначально не разделяемой человеком.
Лабильность – свойство нервных процессов, проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени. Либидо (от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление) – одно из основных понятий психоанализа, специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений.
Малая группа – небольшая по численности совокупность людей. Модальность – понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей. Мотивация – внутреннее состояние организма, побуждающее его к определенным действиям, динамический процесс управления поведением.
Онтогенез – процесс индивидуального развития организма или личности. Ощущение – элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств мира.
Перцептивный – относящийся к восприятию. Проприоцептивный – связанный с мышечной системой. Психоанализ – учение, созданное 3. Фрейдом. Содержит систему идей и методов интерпретации сновидений и других бессознательных психических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний.
Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него.
Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка. Акмеология – наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека. Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.
Воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность воспитателей и воспитанников по созданию условий (материальных, духовных, организационных) для развития личности.
Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы. Дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу. Демократический стиль – стиль общения педагога с учащимися, ориентированный на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью. Дидактика – отрасль педагогики, теория образования и обучения. Дидактические задачи – задачи управления учебно-познавательной деятельностью. Дидактический материал – система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи. Диспут – метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений.
Идентификация – установление тождественности какого-либо объекта образцу. Индуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу. Инновация – целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы.
Консультация – одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. В отличие от дополнительных занятий консультации, как правило, носят эпизодический характер, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.
Лабораторные работы – самостоятельная группа практических методов, которые сочетают практические действия с организованными наблюдениями учащихся.
Методические приемы – составляющие элементы (части, детали) метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя. Методы обучения – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал.
Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. Образовательная система – комплекс институтов образования. Обучение – совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в процессе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования. Педагогическая задача – это желаемый образ, модель конечного состояния, предполагаемый результат взаимодействия педагога и учащегося, в соответствии с которым осуществляется педагогический процесс. В качестве предмета педагогической задачи выступают знания учащихся, их личностно-деловые качества, отношения и т. д. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном образовательном процессе. Педагогическая технология – последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Педагогический процесс – специально организованное (с системной точки зрения) взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогическое взаимодействие – процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Поощрение – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Практические занятия – одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т. д. Предмет педагогики – образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Рабочие учебные программы – учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся. Репродуктивные методы – методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.
Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств – как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения. Семинарские занятия – одна из форм организации учебной деятельности. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством педагога. Синтез – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей. Содержание образования – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Социализация (от лат. socialis – общественный) – развитие и самореализация человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Социально-психологический климат в коллективе – система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Стиль педагогического общения – устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых.
Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Учебные пособия – материальные средства обучения, используемые в учебном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Факультатив – одна из форм дифференцированного обучения и воспитания, основная задача которой – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную.
Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Литература
Абульханова К. А. Педагогика и психология. – М., 1998. Бодалев А. А. Психология общения. – М., 1996. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1999. Давыдов В. А. Педагогика. – М., 1997. Ильина Т. А. Педагогика. – М., 1984. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 1999. Немов Р. С. Психология. – М., 1993. Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998. Педагогика: Педагогическая теория, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М., 1998. Подласый И. П. Педагогика. – М., 1998. Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1998.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |