Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




Учебное пособие

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И. А. БУНИНА

 

В. Н. Мезинов

 

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Елец - 2005

Уважаемые читатели-первокурсники! Вот и закончилась ваша школьная жизнь и вы стали студентами университета. Мы рады за вас, что вы сознательно избрали самую светлую профессию на земле. Но ведь быть учителем не только великая честь, но и столь же великая ответственность, ибо все начинается со школы, а в школе все начинается с учителя. И теперь, чтобы стать настоящим учителем, вам нужно пройти долгий и трудный путь ученичества.

«Введение в педагогическую деятельность» - ваша первая профессионально-педагогическая дисциплина. Она открывает цикл психолого-педагогических дисциплин и логически связана с основными теоретическими курсами педагогики и психологии. Позвольте объяснить задачи данной учебной дисциплины.

Во-первых, мы хотим познакомить вас друг с другом, с преподавателями, с которыми вы будете совместно трудиться в течение пяти лет. Далее, прояснить ваши ожидания в отношении перспектив своего обучения в университете и провести психодиагностику ваших личностных особенностей (по специальной программе); оказать помощь в адаптации к вузовским формам и условиям обучения. Надеемся сформировать у вас потребность в саморазвитии своего «Я», пробудить интерес к творчеству; сформировать представления об основных чертах образа учителя и самой этой профессии, ввести основные категории педагогики

Наше учебное пособие создано с учетом государственного стандарта. Вместе с тем в нем широко представлены материалы об истории развития регионального образования и культуры, осмысливается исторический педагогический опыт региона при одновременном анализе современных тенденций в области образования и возможных перспектив развития системы воспитания и обучения.

В учебном пособии вы познакомитесь с основными педагогическими идеями К.А. Москаленко, стоявшего у истоков Липецкого опыта и вписавшего славную страницу в историю отечественной педагогики. Чтобы глубже понять, осознать сущность, смысл педагогической профессии, образ Учителя, мы обратились к педагогическому опыту Святых Отцов – Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея, Тихона Задонского, Иннокентия Херсонского и др.

В содержании учебного пособия раскрываются пути развития гуманизации образовательной системы, социальная значимость педагогической профессии, функции учителя и требования к нему, характеризуются содержание профессиональной деятельности учителя, система подготовки к ней, круг теоретических знаний и профессионально-педагогических умений, предусмотренных квалификационной характеристикой учителя, и пути овладения ими в процессе обучения, самообразования и самовоспитания.

Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро, эффективно.

Основные понятия, с которыми вы познакомитесь при изучении этого курса, помогут создать основу для систематического изучения теоретического курса педагогики. Понятия: воспитание, образование, система образования, гуманизация и гуманитаризация, педагогическая культура, педагогическая профессия, профессиограмма и квалификационная характеристика учителя, педагогическая деятельность, педагогические знания, умения, навыки, профессиональное воспитание.

В ходе изучения курса предполагаются: лекции, разнообразные активные методы: дискуссии, игры, беседы, практические занятия, написание сочинений.

В добрый путь, пытливые ученики. Успеха вам!

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….…  
  Раздел I. Система образования Российской Федерации
1.1. Сущность и принципы системы образования……………..  
1.2. Структура системы образования…………………………...  
1.3. Тенденции развития системы образования России……….  
  Раздел II. Педагогическая профессия и личность педагога
2.1. Общая характеристика педагогической профессии………  
2.2. Особенности педагогической профессии………………….  
2.3. Пути овладения профессией………………………………..  
2.4. Содержание профессиональной подготовки……………...  
2.5. Педагогические учебные заведения……………………….  
2.6. Спектр педагогических специальностей………………….  
  Раздел III. Педагогическая деятельность
3.1. Сущность педагогической деятельности………………….  
3.2. Основные виды педагогической деятельности……………  
3.3. Структура педагогической деятельности………………….  
3.4. Творческий характер педагогической деятельности……..  
Раздел IV. Гуманистический характер педагогической деятельности
4.1. Источники гуманистической традиции в педагогической деятельности……………………………………………………..  
4.2. Гуманистическая природа педагогической деятельности..  
4.3. Православные истоки гуманистической традиции педагогической деятельности………………………………………..  
4.4. Русская художественная литературы как источник гуманистической традиции в педагогической деятельности………  
4.5. «Липецкий опыт»: история возникновения и гуманистическая сущность новаторства………………………………….  
  Раздел V. Педагогическая культура учителя
5.1. Понятие «культура»………………………………………...  
5.2. Сущность педагогической культуры………………………  
5.3. Слагаемые педагогической культуры……………………..  
  Раздел VI. Современные требования общества к личностным и профессиональным качествам учителя
6.1. Профессиограмма учителя………………………………….  
6.2. Педагогические способности………………………………  
6.3. Педагогическая позиция……………………………………  
  Раздел VII. Содержание, структура, формы и методы освоения профессии педагога
7.1. Индивидуальные образовательно-профессиональные программы………………………………………………………..  
7.2. Способы саморазвития……………………………………..  
7.3. Профессиональное самообразование будущего учителя...  
7.4. Метод «портфолио» как способ профессионального развития……………………………………………………………..  
Краткий словарь понятий и терминов………………………….  
Приложение………………………………………………………  

РАЗДЕЛ I.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.