Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормирование представлений об информационном обществе




Путь России к информационному обществу

 

 

Выше уже отмечалось, что переход к информационному обществу представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс, развитие которого тесным образом связано с определенной перестройкой общественного сознания. В России такая перестройка началась существенно позднее, чем в передовых странах Запада. И причина здесь кроется не столько в технологическом отставании России, сколько в гуманитарной сфере.

Подобно тому, как наша марксистко-ленинская идеология длительное время игнорировала успехи развития кибернетики, называя ее «лженаукой» и «наукой мракобесов, поставленной на службу реакции», точно также эта идеология не воспринимала и концептуальные идеи глобальной информатизации и формирования информационного общества, которые появились на Западе в конце 70-х и начале 80-х годов XX века.

Концепция построения информационного общества также была объявлена антинаучной и в нашей стране в тот период времени не только не разрабатывалась, но и решительно пресекалась. Идеологическая близорукость отечественной философии обернулась для России 5–7 годами потерянного времени в период начального развития процесса глобальной информатизации общества и научного осмысления закономерностей и возможных последствий этого развития.

Однако публикация на Западе работ Э. Тоффлера, И. Масуды, Кинга, Дж. Мартина, Д. Лайона [78], в которых рассматривались социально-экономические аспекты информатизации общества и выдвигалась концепция формирования новой, информационной цивилизации, которая должна прийти на смену индустриальному обществу, не прошла для российской науки бесследно. И уже в конце 80-х годов в нашей стране также начали появляться научные публикации по важнейшим философским и социально-экономическим проблемам информатизации общества. Этим мы обязаны, в первую очередь, профессорам А.И. Ракитову, А.П. Ершову и А.Д. Урсулу [6, 8, 23, 33].

Хорошим стимулом для обсуждения проблем и возможных последствий процесса информатизации общества явилась проведенная в 1988–89 гг. крупномасштабная компания по разработке и обсуждению Концепции информатизации советского общества [72]. Проект этой Концепции разрабатывался на конкурсной основе по специальному решению Политбюро ЦК КПСС от 15.06.1988 года. В конкурсе приняли участие ряд институтов Академии наук СССР и Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике (ГКВТИ).

В течение года проект этой концепции был разработан, обсужден на совместном заседании Бюро НТС ГКВТИ и Бюро Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации АН СССР и представлен в Комиссию по вопросам транспорта, связи и информации Верховного Совета СССР.

Весьма примечательно, что концепция определила основные цели и направления работ по решению задач информатизации различных сфер не только народного хозяйства СССР, но также и его социальной сферы, науки, образования и культуры, системы здравоохранения, решения проблем демократизации общества.

Впервые на уровне общегосударственного программного документа давались следующие оценки стратегической роли информатизации в дальнейшем развитии общества: «Информатизация – одно из наиболее значимых направлений мирового научно-технического процесса, важнейший фактор развития современного общества»; «Информатизация как объективная закономерность неизбежна и для нашей страны, и для нашего общества и является необходимым условием для решения задач его социального развития».

И тем не менее, несмотря на приведенные выше правильные целевые установки, системная направленность Концепции информатизации советского общества по своему содержанию все-таки оставалась технократической. И это понятно, ведь, как отмечалось в концепции, наше отставание от передовых стран Запада по объемам и качеству производства средств информатизации в тот период времени уже достигало 10 – 100-кратного размера и продолжало увеличиваться, что становилось стратегически опасным.

Особенно серьезные опасения вызывала надежность отечественной техники, которая была ниже зарубежных образцов на 2–3 порядка. Бедственное положение наблюдалось тогда и в уровне телефонизации страны (один телефон приходился на 10 горожан и 30 сельских жителей). В стране практически полностью отсутствовало кабельное телевидение, а такие средства информационного взаимодействия, как телетекст, видеотекст и факсимильная связь применялись еще крайне ограниченно.

Главными причинами такого положения в стране являлись:

 


  • недостаточно развитые социально-экономические условия, которые определяли бы жизненную необходимость информатизации общества и ее результатов для массового потребителя;

  • технологическая отсталость страны, особенно в области производства сверхчистых материалов и химреактивов, необходимых для развития микрорадиоэлектроники;

  • недостатки в кадровой политике страны, которая не обеспечивала ее потребности в квалифицированных специалистах по вопросам информатизации ни по количеству, ни по качеству.

  • в обществе отсутствовала система психологической подготовки людей к осознанию необходимости информатизации, оценки ее значимости для перестройки и демократизации всего жизненного уклада общества.


В Концепции указывались основные приоритетные направления информатизации. При этом в качестве одного из них определялась информатизация сферы образования. Ставилась задача к 2005 году довести парк ЭВМ в сфере обучения до 8 млн штук, создать локальные сети учебных ПЭВМ, которыми оснастить кабинеты, классы и аудитории в общеобразовательных школах, техникумах и вузах.

В Концепции были определены необходимые темпы роста объемов производства средств информатизации на долгосрочный период (до 2005 года). При этом предполагалось, что:

 


  • объем производства средств вычислительной техники и информатики за 15 лет должен увеличиться в 5 раз (с 10 до 50 млрд рублей);

  • разработка программных средств увеличится в 8 – 9 раз;

  • доля затрат на НИОКР в области информатики составит 10-–12% от объема ее производства, что соответствует мировым нормативам в этом секторе экономики.


В области развития инфраструктуры информатизации, систем связи и передачи данных были поставлены следующие задачи:

 


  • перейти на новую технологическую базу, основанную на электронизации технических средств, освоении волоконно-оптических, лазерных и спутниковых каналов связи, цифровизации процессов передачи и коммутации сообщений;

  • обеспечить достижение к 2005 году такого состояния развития интегральной цифровой системы связи, при которой доля ее каналов достигнет значения 95% на внутризоновых сетях и 65% – на магистральных первичных сетях.


Легко убедиться, что все эти задачи остаются актуальными и для современной России.

^




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.