Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендерные роли




Навчальний матеріал. Пункт 1.

Методичні рекомендації до вивчення Розділу 2.2.

Розділ 2.2. Гендерные роли. Гендерная идентичность. Гендерный контракт. Гендерный дисплей.

Вопросы.

1. В чем особенность функционирования гендерних стереотипов?

2. Как работают гендерные схемы?

3. Как мы запоминаем информацию, соответствующую гендерной схеме?

4. Как можно противостоять негативной установке?

5. Раскройте последовательность формирования независимости у ребенка в процессе воспитания.

6. Что такое взаимозависимость?

Зміст розділу: Понятия гендерная роль. Характеристика гендерних ролей. Причины возникновения межролевых и внутриролевых конфликтов. Классификация гендеров по гендерным типам. Процесс формирования гендерной идентичности. Понятие «гендерная система».

Ключові слова розділу: гендерная роль, гендерная идентичность, гендерный контракт, гендерный дисплей, межролевые и внутриролевые конфликты, гендерные типы, маскулинность, феминность, андрогинность, гендерная система.

Цілі та завдання:

Успішне вивчення розділу дозволяє:

Мати уяву про гендерные стереотипы и установки, гендерные схемы.

Розуміти особенности функционирования генедрных стереотипов.

Знати основные характеристики функционирования гендерних стереотипов.

Володіти ключовими поняттями.

Під час вивченні Розділу 2.1. важливо проаналізувати як функціонують гендерні стереотипи та гендерні схеми.

Інструкції:

Прочитайте пункт 1, дайте письмову відповідь на запитання до розділу.

Роль – поведение человека в соответствии с предписанными нормами и правилами. Поскольку мы уже рассмотрели разделение понятий «пол» и «гендер» и определили, что пол – это понятие, в большей степени характеризующее биологические особенности, то гендер – это социальный пол. В каждом обществе существуют определенные представления о функциях людей того или иного пола, его социальных обязанностях и возможностях – это является основой для формирования социального пола.

Гендерные роли – это набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин при выполнении социальной роли в различных ситуациях. В основе гендерных ролей лежат гендерные стереотипы. Гендерная идентификация – это усвоение образцов поведения, предписанных социальной ролью. Социальная роль – это статусная позиция личности в многоликом обществе. Каждой статусной позиции соответствует образец поведения, нормативно одобренный и ожидаемый от каждого, кто занимает эту позицию. Чем выше статусная позиция, тем выше предписания относительно допустимых действий и т. д. Один из первых исследователей понятия «социальная роль» Р. Линтон обозначил его как отвечающий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их позиции или статуса в обществе. Многообразие статусов человека, а также многообразие действий, связанных с каждым статусом, ведет к многообразию ролевого набора (к репертуару социальных ролей). Тендерные роли относятся к предписанным ролям. Статус будущего мужчины или женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе тендерной социализации ребенок обучается выполнять ту или иную гендерную роль.

Достаточно убедительную характеристику гендерным ролям дала А. Чекалина.

Роль, таким образом, включает установки, ценности и поведение, предписываемые обществом для каждого, имеющего определенный статус. К ролевому поведению окружающих предъявляются соответствующие ролевые ожидания того, что человек обязательно должен делать в данной роли, и того, чего человек не должен делать. Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным. Неуспешное выполнение той или иной роли может вызвать конфликт – столкновение несовместимых желаний. Это дает возможность возникновения ролевого конфликта. Такой конфликт может возникнуть между ролями как несовместимость в данной конкретной ситуации. Конфликт может возникнуть в связи с различными требованиями к выполнению одной и той же роли. Возможна ситуация, когда личность находится в пограничной, маргинальной ситуации.

Различают два типа ролевых конфликтов: межролевые и внутриролевые конфликты могут возникнуть тогда, когда индивиду приходится одновременно выполнять слишком много ролей и их качественное выполнение в соответствии с предписанными требованиями невозможно. В такой ситуации чаще всего оказываются женщины, так как им необходимо выполнять одновременно несколько ролей дома и на работе. Дома: умелая хозяйка, замечательная жена, потрясающая мать, заботливая дочь и т. п.; на работе: исполнительный, ответственный работник, профессионал высокого уровня, умеющий работать в команде, понимающий коллега и т. п.

Внутриролевой конфликт порождается, как правило, противоречивыми требованиями, предъявляемыми к исполнителю одной роли значимыми для него людьми и разными социальными группами. Ролевые конфликты дают основу для внутриличностных конфликтов, которые возникают на основе ролевых как противоречие между несовместимыми интересами, потребностями. Ситуация внутреннего конфликта – это целая психологическая проблема (чувство вины, боязнь успеха, страх).

Самая простая модель гендерных ролей построена по принципу «или – или». На в одном полюсе – мужские роли, на другом – женские. Эта модель долго существовала как незыблемая, однако, по мере того как разделение труда утрачивало свою жесткость, круг исключений расширялся, гендерные роли начали требовать взаимодополнения. Спектр гендерных ролей и представлений о потенциальных возможностях в восприятии мальчиков более узкий, чем в восприятии девочек.

Благодаря исследованиям Сандры Бем в научном лексиконе появилось понятие «андрогиния», обозначающее одновременную выраженность маскулинных (мужественных) и фемининных (женственных).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.