КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4
Гуманизация содержания дошкольного образования Содержание образования– это педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, готовой к воспроизведению и развитию культуры (И. Я. Лернер). Критерии отбора содержания образования (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин): 1. Целостное отражение в содержании образования всех компонентов социального опыта. 2. Высокая научная и практическая значимость содержания, подлежащего усвоению. 3. Соответствие сложности содержания реальным возможностям данного возраста. 4. Соответствие объема содержания имеющемуся времени для изучения этого объема. 5. Соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения. Структура содержания дошкольного образования. 1. Основной компонент содержания образования – знания: o основные понятия и термины, создающие базу для обучения в школе; o факты, накопление которых осуществляется через наблюдение за окружающим, действия с предметами, разные виды деятельности, обобщение; o законы, теории, концепции (законы природы, осваиваемые детьми при наблюдении); o знания о способах деятельности и познания (о способах осуществления основных видов деятельности – двигательной, художественной, трудовой, игровой, речевой, коммуникативной); o знания о нормах отношений в обществе; o оценочные знания (способы оценки себя, собственной деятельности и поведения, действий и поступков других людей). 2. Опыт осуществления способов деятельности – умения и навыки практического и интеллектуального характера, подразделяются на общие(речевые навыки, навыки нравственного поведения, умение задавать вопросы, умение ходить, бегать и т.д.) и специальные(умения в конкретных видах деятельности: музыкальные, изобразительные, конструктивные и др.). 3. Опыт творческой деятельности – перенос известных способов деятельности в новые условия деятельности и их преобразование. 4. Опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к себе и окружающему. Личность характеризуется эмоциями, ценностями, мировоззрением, системой мотивов. Носителями системы отношений к окружающему и себе для ребенка, в первую очередь, являются родители, педагог и другие взрослые, в среднем и старшем дошкольном возрасте весомую роль играют сверстники. Таким образом, содержание дошкольного образования состоит из четырех взаимосвязанных элементов. Содержание дошкольного образования регламентируется: • федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования; • программами воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста; • учебными и методическими материалами, рекомендациями, пособиями, руководствами. Принципы построения содержания дошкольного образования. Содержание дошкольного уровня образования должно иметь следующий характер (Л. А. Парамонова): 1) Развивающий, направленный на раскрытие потенциальных возможностей ребенка. 2) Системный, т. е. обеспечение взаимосвязи тех объектов и явлений, которые ребенок познает. 3) Интегративный, предусматривающий интеграцию чувственного и рационального познания в процессе обучения. 4) Мультикультурный, заключающийся в приобщении детей как к собственной культуре и традициям, так и к культуре других народов, воспитание толерантности. 5) Деятельностный, обеспечивающий различные виды деятельности, субъективность освоения детьми социокультурного содержания. 6) Здоровьесберегающий, направленный на формирование здорового образа жизни, гигиенических навыков, потребности в систематических занятиях физической культурой, обеспечение здоровьесберегающей среды. В России до начала 90-х годов XX века преобладала учебно-дисциплинарная модель организации педагогического процесса, а цель дошкольного воспитания была сведена к обеспечению детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. В 1989 году была утверждена «Концепцию дошкольного воспитания», основные идеи которой – гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей и самоценность дошкольного детства. Гуманизация (от лат. – человеческий, свойственный человеку) – принцип, основанный на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Главные постулаты гуманизации дошкольного образования заключаются в уважении личности ребенка, глубоком понимании неповторимости его личности, а также учете его потребностей и возрастных возможностей.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |