КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ЛЕКЦИЯ № 62. Понятие о дидактических принципах и дидактических правилах
Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества. Знания как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны: 1) теоретическую (факты, теоретические идеи и понятия); 2) практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях); 3) мировоззренческо-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи). При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими сторонами изучаемого материала, а именно: 1) усваивают теорию (понятия, правила, выводы, законы); 2) вырабатывают умения и навыки применять теорию на практике; 3) вырабатывают способы творческой деятельности; 4) глубоко осмысливают мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи. Это означает, что в процессе обучения одновременно и в неразрывном единстве происходит следующее: 1) обогащение личности научными знаниями; 2) развитие ее интеллектуальных и творческих способностей; 3) формирование ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, что делает обучение весьма важным средством воспитания. Развивающее воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия – «образование». Под образованием следует понимать овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик и индивидуальное своеобразие. Педагогическая дидактика – теория обучения и образования, которая исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности. Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Исследовательская направленность дидактики: 1) при разработке теоретических основ обучения дидактика не может ограничиваться только раскрытием процессуальной стороны вооружения обучающихся знаниями, практическими умениями и способами творческой деятельности; 2) дидактика должна изучать также те дидактические условия, которые способствуют реализации развивающего потенциала обучения, т. е. образованию обучающихся; 3) дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными ее сторонами. Научно-теоретическая функция дидактики заключается в следующем: дидактические исследования раскрывают сущность, характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: 1) приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования; 2) устанавливать принципы обучения; 3) определять оптимальные возможности обучающих методов и средств; 4) конструировать новые образовательные технологии и т. д. Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: 1) воспитание; 2) педагогическая деятельность; 3) образование; 4) педагогическое сознание и др.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |