Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика методов обучения по источнику получения знаний




Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Государственный образовательный стандарт.

Сущность, принципы и критерии отбора содержания общего образования. Структура (компоненты) и уровни содержания современного образования.

Содержание образования определяется как система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми овладевают учащиеся, элементов познавательного, социального, творческого опыта. Сущность содержания образования составляют систематизированные объективные научные знания как социальные ценности, культура, накопленные в процессе исторического развития человечества. Ориентация на научные знания, социальные ценности, отобранные для усвоения в школе, способствует реализации цели образования – формированию разносторонне развитой личности, её фундаментальной и одновременно практической подготовке к дальнейшему обучению и деятельности.

Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни (то, что изучают в общеобразовательной школе). Содержание профессионального образования дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности.

В педагогике при формировании содержания общего образования ученые и политики руководствуются следующими принципами отбора содержания образования (требованиями к содержанию образования).

Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Содержание образования разрабатывается, строится с учетом развития науки, техники, потребностей общества и личности и должно постоянно обновляться.

Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Формирование содержания образования, т.е. состава учебных дисциплин требует учета форм, методов, технологий обучения, педагогического процесса, передачи учебного материала, уровней его усвоения, также организации учебного процесса.

Принцип гуманитаризации и гуманизации содержания общего образования. Он требует, чтобы содержание образования способствовало формированию мировоззрения, системы взглядов и убеждений личности, было направлено на усвоение школьниками важнейших составляющих общечеловеческой культуры: интеллектуальной, политической, нравственной, правовой, физической, экологической культуры; культуры общения и семейных отношений; культуры труда и жизненного самоопределения.

Принцип фундаментализации содержания образования. Он предполагает изучение важнейших базовых гуманитарных и естественнонаучных знаний, установление межнаучных связей, направленность на обеспечение формирования целостной картины мира, знание его фундаментальных законов. Содержание образования представляет не только совокупность сведений о мире, оно должно вооружать школьников научными и практическими методами анализа явлений, самостоятельного мышления и приобретения теоретических и прикладных знаний.

Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности, компонентами которой являются когнитивный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности. Этот принцип требует направленности содержания и процесса обучения на формирование опыта учащихся, базовой культуры личности.

Изложенные принципы, предъявляемые к содержанию общего образования в школе, нашли отражение в ст. 14 Закона РФ «Об образовании»:

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».

 

Как результат анализа факторов, влияющих на содержание образования, и определения системы принципов отбора содержания образования учеными разработана также система критериев отбора содержания образования:

целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирования ее базовой культуры;

научная и практическая значимость содержания образовательного материала, включаемого в учебные предметы и общественную практику;

соответствие сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;

соответствие объема содержания материала имеющемуся времени на его изучение;

учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;

соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.

Характеристика компонентов содержания образования

Знания – это информация об окр.мире. К ним относятся категории, понятия, факты.

Умения и навыки – интеллектуальные и практические.

Эмоционально-ценностные отношения – коммуникативные и личностные ориентиры.

Опыт творческой деятельности:

Комбинирование нового из элементов известного.

Нахождение новых способов решения.

Видение проблемы.

Перенос знаний в новую ситуацию.

Итак, содержание образования – это социально и педагогически ориентированная система знаний, опыта деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений.

 

Содержание образования раскрывается в ряде документов:

Учебный план – это гос. документ, устанавливающий для каждого типа школ перечень учебных предметов, их распределение по годам, недельное и годовое кол-во времени, отводимое на каждый предмет. Совет школы сам решает, по какому плану будет работать школа.

Учебная программа – это гос. документ, определяющий по каждому учебному предмету обязательный объем и содержание ЗУН, определяющие структуру и содержание отдельных разделов и тем с распределением их по годам обучения.

В законе РФ об образовании указывается, что общеобразовательные программы должны быть направлены на формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных общеобразовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Учебник – книга, излагающая основы научных знаний по определенному предмету в соответствии с целями обучения, программой и требованиями дидактики.

Содержание образования может быть линейным и спиральным. Концентрический принцип – часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения, но с разной степенью глубины. Линейный принцип – материал излагается последовательно на основе известного, без возвращения к нему на следующих этапах обучения.

Требования к содержанию образования

соответствие современному уровню развития науки, культуры, техники.

связь с жизнью.

оптимальность объема учебного материала, подлежащего усвоению

отражение внутри и межпредметных связей.

воспитательная направленность.

структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования.

важна гуманизация: ориентир на уважение личности ребенка, формирование самостоятельности.

главная часть гуманизации – гуманиторизация:

наращивание в содержании знаний о человеке, человечестве и человечности

выделение гуманитарного аспекта во всех учебных предметах

улучшение качества преподавания гуманитарных дисциплин

любой школьный предмет должен способствовать гуманизации.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования, или государственные образовательные стандарты. Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Основными объектами стандартизации в образовании, т.е. нормативными параметрами являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества процесса и результата образования.

Необходимость проведения стандартизации образования вызвана коренными переменами в сфере образования. Во-первых, государственный образовательный стандарт обеспечивает существование единого в стране образовательного пространства. Переход школ на новые формы организации учебного процесса, изменение статуса многих школ, введение новых учебных планов, свободный выбор школами учебных предметов и объемов их изучения, введение альтернативных учебников, создание новых технологий обучения, многоуровневое и дифференцированное обучение – все это потребовало обеспечить изучение единого и обязательного для школ всей страны перечня учебных дисциплин, минимума содержания образования.

Во-вторых, стандартизация образования вызвана стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений международной образовательной практики. Это обеспечивает российским гражданам признание их документов об образовании за рубежом.

Содержание образовательных стандартов, призванных обеспечить качество образования, составляют следующие компоненты:

· содержание образования (состав учебных предметов; объем и структура содержания, определяемая списком дидактических единиц – понятий, теорий, законов, технологий);

· уровень подготовки выпускников (степень достижения результатов обучения);

· технологии контроля (измерительные материалы, средства диагностики и аттестации учащихся, педагогов);

· учебно-программное и учебно-методическое обеспечение (наличие программ, учебных и методических пособий);

· финансовое и материально-техническое обеспечение учебного процесса;

· информационное обеспечение (разработка, введение, организация, структурирование данных о качестве образования).

 

Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа).

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

К группе словесных методов обучения относятся: объяснение, рассказ, беседа, лекция. Основное назначение методов данной группы – сформировать у учащихся представления и понятия об изучаемых явлениях и процессах и на этой основе сформировать суждения и умозаключения. Достоинство методов – живое слово учителя, его отношение к излагаемому материалу, грамотность и эмоциональность речи, возможность учесть индивидуальные особенности учащихся, сообщение большого количества информации в сжатые сроки, формирование речи учащихся, их словесно-логического мышления, самостоятельности, познавательной активности и т.д. Недостатки – вербализм, опасность отрыва учения от практики, жизни. Характеристику конкретных методов рассмотрим на примере беседы.

Основное назначение группы наглядных методов обучения – включить в процесс усвоения материала чувственное восприятие, т. н. первую сигнальную систему, и создать фундамент для абстрактного мышления.

При организации наблюдения учащихся в процессе иллюстрации или демонстрации необходимо выполнять ряд требований:

• сформулировать, что наблюдать;

• обозначить цель наблюдения;

• дать план и схему наблюдения;

• провести инструктаж по наблюдению;

• обеспечить ценность и яркость демонстрации;

• обеспечить видимость предмета для всех учащихся и др.

Основное назначение практических методов - сформировать у учащихся умения и навыки. В основе их формирования лежит выполнение упражнений, т. е. сознательное и многократное выполнение сходных действий, опирающихся на знания с целью закрепления навыков, физиологической основой которых является выработка динамического стереотипа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.