КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы коллективной творческой деятельности
Средства воспитания, их педагогические возможности Средства воспитания: методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации - необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма нарушается, значение фактора может стать определяющим. Известно, например, какие послабления делаются больным детям. Невыспавшийся, нервничающий воспитанник требует иных методов, чем воспитанник здоровый и бодрый. Отсутствие необходимых наглядных пособий вынуждает воспитателя корректировать методы, обходиться тем, что есть, и т. д.
Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше других передает понятие «воспитательное дело», которым в последнее время предпочитают пользоваться теоретики и практики. Воспитательное дело - это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главные его отличительные особенности - необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел. Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и поэтому называются коллективными воспитательными делами или коллективными творческими делами. Коллективные творческие дела, отмечает один из методики воспитания, основанной на системе таких творческих дел, профессор И.П. Иванов, это не мероприятия, а забота; это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками. В основе воспитательных дел два подхода - деятельный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности школьников: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, свободного общения, а второй — органичного «сращивания» всех видов деятельности, их влияния в едином процессе. Воспитательное дело одновременно содержит в себе влияния — нравственные, эстетические, трудовые, интеллектуальные. Деятельностный подход определяет направленность воспитания, а комплексный - характер его содержания. Если рассматривать воспитательные дела как обособленные системные образования, то, несмотря на большое их разнообразие в школах, можно выявить, что все они конструируются в основном одинаково. В любом деле выделяются этапы целеполагания (анализа ситуации, формирования доминирующей и сопутствующих воспитательных целей), планирования, организации и подготовки, непосредственного осуществления дела, анализа достигнутых результатов. Важным источником целеполагания и проектирования воспитательного дела выступает социальная ситуация того периода, в котором оно осуществляется. Эта ситуация обусловливается общественными событиями в стране и мире, государственными праздниками, юбилейными датами, правительственными постановлениями, общественно значимыми идеями, а также событиями местной жизни. Другим источником организации и проведения воспитательного дела служит педагогический диагноз сформированности необходимых качеств и черт формируемого типа личности. Еще один источник - общая направленность работы учебно-воспитательного заведения на определенный период. Эти источники в единстве наполняют воспитательные дела жизненной силой, безошибочно определяют их актуальность и направленность. Доминирующая воспитательная цель (обычно цель нравственного воспитания) определяет задачи конкретных дел. В каждом деле выделяется стержневая идея, которая совпадает с одним из общих направлений воспитания - умственным, физическим, трудовым и т. д. Задача педагога на этапе целеполагания - учесть социальную ситуацию, подчинить свою воспитательную деятельность доминирующей цели, поставить диагноз уровня воспитанности коллектива и отдельных его членов, а затем уже провести детальный педагогический анализ уровня подготовленности воспитанников к восприятию той системы воздействий, которые предусматриваются в будущем деле. Должны быть получены совершенно определенные ответы на вопросы: «Каков коллектив, на который направляется воспитательное воздействие?», «Каков уровень его развития по данному направлению?», «Что необходимо достигнуть в результате осуществления дела?», «Какой системой воспитательных средств можно достигнуть запланированного результата?» Внимание уделяется также анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом. После обработки поступившей информации формулируется цель воспитательного дела по алгоритму: состояние коллектива и отдельных личностей — возможности педагога и школьников — определение цели и конкретных задач. Обобщение опыта работы лучших воспитателей, достигающих успеха в работе с различными ученическими объединениями, позволяет сформулировать ряд методических рекомендаций (правил), соблюдение которых облегчает путь к высоким результатам. Глубокое осмысление конкретных задач воспитательного дела — необходимое условие его эффективности. Эти задачи должны быть умело интерпретированы и доведены до учеников. Не надо навязывать свою точку зрения, убедите ребят принять необходимое решение, которое они должны воспринять как свое. Любое воспитательное дело проектируется на основе деятельностного и комплексного подходов. Первый требует живой, творческой, заинтересованной деятельности самих воспитанников и нацеливает на выбор дел динамичных, где нужно приложить усилия. А второй позволяет педагогу получить от одного разносторонний эффект. Не следует стремиться к равнозначности всех решаемых в процессе воспитательного дела задач, потому что оптимизировать систему одновременно по нескольким критериям невозможно. В любом деле выделяется главное звено, через которое решаются все остальные задачи. Очень важно определить содержание воспитательных дел в связи с его задачами и условиями осуществления. Материал подбирается таким образом, чтобы он служил основой предполагаемого воздействия. Чтобы не ошибиться, воспитателю нужно знать интересы и увлечения воспитанников, не потакать их желаниям, но опираться на них, развивая правильные ориентации. При подготовке воспитательного дела стремитесь к максимальной организационной четкости. Любое воспитательное дело должно стать «школой организации» для воспитанников. Подготовка вырабатывает инициативность, требовательность, общительность, умение распределять обязанности, быстро ориентироваться в ситуациях. Подготовка и проведение дела - верный путь к сплочению коллектива. Воспитательные дела не терпят шаблона, гибкость и широта маневра - их отличительные признаки. Стремитесь максимально использовать непохожесть классов, отдельных учащихся. Проектируя дело, помните, что удачный опыт, полученный в одном классе, далеко не всегда прививается в параллельном. Шаблонный подход, трафаретность, формализм погубят дело, если педагог позволит себе хотя бы раз воспользоваться не скорректированным по обстоятельствам сценарием. Воспитательные дела должны быть разнообразными. Яркие дела воспитанники помнят долго, а поэтому любое повторение нежелательно, ибо оно сыграет отрицательную роль. Все время находить новое трудно, но необходимо. В арсенале воспитательных дел много интересных разработок, и это гарантирует новизну, а совершенствовать их, соотнося с конкретными условиями, можно до бесконечности. Воспитательные дела проектируются как мощный катализатор эмоций. Известно, что взволнованный человек более восприимчив. Найти в каждом воспитательном деле близкое, созвучное воспитанникам и донести его так, чтобы оно помогло в развитии положительных черт характера, в формировании твердой жизненной позиции, в правильном понимании окружающей действительности - один из важнейших путей в деле повышения культуры воспитательной работы (Ю. А. Конаржевский). Этап планирования воспитательных дел наступает вслед за этапом целеполагания и отделяется от него только теоретически, практически же это единый неразрывный процесс. На этом этапе перед педагогом стоит важная задача - вместе с воспитанниками во всех деталях определить направление деятельности, распределить обязанности между участниками, указав не только то, что должно быть сделано, но и то, как это должно быть сделано. Многие педагоги считают грубым нарушением планирование воспитательных дел без участия воспитанников. Известно: самому что-то сделать легче и быстрее, чем учить этому других. Но функция педагога в том и состоит, чтобы организовать работу воспитанников. Поэтому и планируются, и готовятся воспитательные дела вместе с ними, точнее готовят и проводят их сами ребята под руководством классного руководителя. Иначе это будет мероприятием, а не собственным делом школьников. От качества планирования и организации зависит, как будет выполнено воспитательное дело. Чтобы не упустить главное, не сбиться с намеченного курса и достичь поставленной цели, педагогу нужно научиться отделять главное от второстепенного, иначе детали, мелочи отнимут много сил и времени. Вопросы нужно решать комплексно: делая одно, делать многое. Сложные общешкольные дела, охватывающие множество участников, рекомендуется планировать методом сетевого графика. На нем в наглядной и удобной для восприятия форме изображаются цели, задачи, пути (маршруты) их достижения, распределяются участники, намечаются формы и методы работы, промежуточные этапы (станции), дается другая информация, необходимая для идеи. Сетевые графики вывешиваются на видных местах. Флажками отмечаются пройденные участки. Принимая участие в планировании воспитательных дел, ученики проходят хорошую школу плановой организации деятельности. Поэтому чрезвычайно важно показывать им прикладное, практическое значение планирования работы. Планирование будет успешным, если классный руководитель учтет следующие рекомендации: Будет опираться на уровень подготовленности воспитанников, максимально учитывать их возрастные и личностные особенности. Чрезвычайная сложность дел, недоступный пониманию ребят замысел педагога, смутное представление о том, что, зачем и почему нужно делать, превращают воспитательное дело в формальное мероприятие. Интереса к следующему делу добиться будет нелегко. Воспитательное дело - занятие коллективное. Дайте ребятам почувствовать, что составление плана очень ответственное занятие, что каждый раздел, над которым работает ученик, обязательно связывается с другими разделами и зависит от них. Планирование должно иметь коллективный характер. Познакомьтесь с методами планирования, методикой составления наглядных, удобочитаемых и понятных графических планов. Изучите ее с учениками, научите их применять сетевые графики при планировании других видов труда. На завершающем этапе воспитательного дела подводятся итоги. Это может быть коллективное обсуждение или индивидуальный педагогический анализ.
Содержание и структура освоения педагогической профессии. Спектр педагогических специальностей Подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности складывается из следующих частей: специальной, методологической и практической. Стержнем ее профессиональной части является психолого-педагогическая подготовка, которая предполагает: - совершенное знание основных положений педагогической и психологической науки; 1. Теоретический - изучение теории и методологии современной науки, овладение гуманитарными, мировоззренческими и профессиональными знаниями. Курс педагогики представлять целостную науку, ориентирующую на профессиональное решение педагогических задач. Содержание на уровне методологии и логики его построения способствует не только свободному использованию знаний, но и становлению педагогического мышления. Знакомство с педагогической теорией, среди источников которой и педагогический опыт, выводит студента на осознание своей педагогической состоятельности. Он непроизвольно дает самооценку тем проблемам, которые анализируются на лекциях по педагогике и описываются в специальной литературе. Содержание педагогического образования становится ценностью, если соединяется с духовно-нравственной установкой на обучение и воспитание других, если становится доминантой поведения учителя, его образа жизни. В этом заключается формирующая функция курса педагогики, проектирующая соединение теоретического изучения педагогики с практической деятельностью. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, под которыми понимается ограниченный (вследствие разделения труда) вид деятельности в рамках одной профессии. Профессиональная группа специальностей - совокупность специальностей, объединенных по наиболее устойчивому виду специально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда. Другим основанием являются возрастные периоды развития личности ребенка и особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами.В качестве примера можно привести следующие известные педагогические специальности: воспитатель детского сада, группы продленного дня, школы-интерната, детского дома; учитель начальных классов, учитель-предметник в средних и старших классах, социальный педагог, практический психолог, домашний учитель, гувернер и т. д. Количество педагогических профессий и специальностей постоянно растет. Так, например, 10 лет назад в нашей стране практически не было социальных педагогов. В последние годы стала востребованной профессия школьного педагога-психолога. В связи с сокращением в школах групп продленного дня снижается потребность в соответствующих воспитателях, зато появляется необходимость в освобожденном классном руководителе, основной функцией которого является организация воспитательной работы в классе. Начинают возрождаться профессии гувернера и домашнего учителя. В развивающейся системе образования проявляются две, казалось бы, противоположные тенденции: усиление узкой специализации и интеграция профессионально-педагогической деятельности. Замечено, что если педагог владеет несколькими смежными специальностями, то у него больше возможностей для реализации межпредметных связей, для установления контакта с воспитанниками.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |