Метод
| Сущность метода
| Условия применения метода
|
Директ-костинг
| Постоянные накладные расходы не включаются в себестоимость продукции, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков в том периоде, когда они произошли
| Разделение затрат на переменные и постоянные
|
Абзорпшн-костинг
| В себестоимость продукции включаются все затраты (в том числе и накладные)
| Использование методов распределения накладных затрат, позволяющих наиболее точно установить величину накладных затрат, включаемых в себестоимость единицы продукции
|
Стандарт-кост
| Для каждого вида затрат (материальных, трудовых и других) определяются обоснованные нормы расхода (стандарты) ресурса на единицу продукции. Затраты ресурсов по нормам и отклонения от норм потребления ресурсов учитываются отдельно
| Наличие системы стандартов (норм и нормативов)
|
Метод ABC
| Деятельность предприятия рассматривается в виде процессов или рабочих операций. Сумма затрат предприятия в течение периода или затрат на определенный вид продукции определяется на основании затрат на осуществление совокупности соответствующих процессов и операций
| Выделение видов деятельности и операций по ним
Расширение существующей системы бухгалтерского учета
Дополнительное обучение персонала
|
Таргет-костинг
| На основании заданной цены реализации изделия и желаемой величины прибыли устанавливается целевая себестоимость, которая в дальнейшем обеспечивается усилиями всех служб предприятия. Обеспечивает целевую себестоимость на стадии планирования продукции. Является инструментом стратегического управления затратами
| Тесное горизонтальное взаимодействие между функциональными подразделениями предприятия
Постоянное применение
Организация постоянного контроля уровня затрат
Надежность маркетинговых прогнозов и правильное позиционирование предприятия на рынке
|
Кайзен-костинг
| Предполагает не достижение определенной величины затрат, а постоянное, непрерывное и всеохватывающее их снижение
Обеспечивает целевую себестоимость в процессе производства продукции
Используется преимущественно в оперативном управлении затратами и контроле за их уровнем
| Постоянное применение
Проведение непрерывных, относительно небольших усовершенствований производственных процессов, способных в совокупности дать значительный результат
Вовлечение всех сотрудников в непрерывное совершенствование качества деятельности и создание необходимой системы мотивации
|
CVP-анализ (анализ точки безубыточности)
| Основывается на сопоставлении трех величин: затрат предприятия, дохода от реализации и получаемой прибыли, соотношение которых позволяет определить выручку от реализации (объем реализации), которая при известных величинах постоянных затрат предприятия и переменных затрат на единицу продукции обеспечит безубыточность деятельности или планируемый финансовый результат
| Соблюдение системы допущений (неизменность цены; разделение затрат на переменные и постоянные; отсутствие отклонения фактических постоянных и переменных затрат от плановых)
Для графического решения количество видов продукции не должно превышать 3-4
|
Бенчмаркинг затрат
| Предполагает сравнение состояния управления затратами на предприятии с предприятиями-лидерами для дальнейшего принятия решений в области управления затратами
| Правильный выбор предприятия-эталона
Наличие полной и достоверной информации об эталонных результатах и методах их достижения
|
Кост-киллинг
| Направлен на максимальное снижение затрат в кратчайшие сроки без ущерба для деятельности предприятия и перспектив его развития. Используется в антикризисном менеджменте и управлении конкурентоспособностью
| Наличие полной и достоверной информации о состоянии затрат на предприятии
Стремление руководства предприятия к снижению издержек
Определенным образом построенная система мотивации персонала
|
LCC-анализ
| Затраты определяются на производство и продажу конкретного продукта в течение всего его жизненного цикла и в дальнейшем сопоставляются с соответствующими доходами. Применяется в стратегическом управлении затратами
| Наличие точных и детальных маркетинговых описаний состояния рынка и позиционирования продукции или услуг предприятия
Четкая идентификация этапов жизненного цикла продукта
|
Метод VCC
| Рассматривает цепочку потребительской стоимости, в частности, предусматривает анализ затрат, находящихся вне сферы прямого воздействия предприятия. Применяется в стратегическом управлении затратами
| Соответствие стратегического позиционирования предприятия особенностям деятельности предприятия и сложившейся конъюнктуре рынка
Полное знание конъюнктуры рынка, внутренних процессов предприятия, полное представление о деятельности хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с предприятием
|