Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические взгляды А. И. Герцена




Выдающийся представитель русского революционного движения, крупнейший политический деятель, блестящий публицист и талантливый писатель Александр Иванович Герцен (1812—1870), так же как и Белинский, был представителем русской революционно- демократической педагогической мысли 30—40-х годов XIX века.

В отличие от западно-европейских социалистов-утопистов он считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция. Герцен вместе с Огаревым создал за границей вольную русскую типографию и прессу, распространял нелегальную литературу, в которой звал на борьбу с самодержавием.

Обличение царской школьной политики и системы воспитания. Герцен указывал, что церковь все более и более усиливает свое влияние на народное образование, что «школы задавлены надзором и попами». Он решительно выступал против внедрения религии в воспитание, против превращения школ и университетов в орудие укрепления крепостничества и самодержавия.

О формировании материалистического мировоззрения. Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.

Огромное значение в борьбе против деспотизма и общественного произвола, за освобождение народа он придавал науке. Герцен страстно добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием.

Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми».

Нравственное воспитание. Герцен решительно протестовал против деспотизма воспитателей и насилия над детьми. Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития. Герцен боролся против подавления детской воли, но в то же время придавал большое значение дисциплине, считал установление дисциплины необходимым условием правильного воспитания.

 

Вопрос 26. Общественно-педагогическое движение 50-60 гг. 19 в. (идеи общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова, революционно-демографические взгляды Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова).

На рубеже 50-60 г.г. ХIХ в. В русском обществе была популярна мысль, что педагогика как наука уже создана в Европе, прежде всего в Германии, и задача русских педагогов состоит в том, чтобы разумно применить ее выводы к российской школе. Против такой точки зрения активно выступили Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой.

Пирогов – известный хирург, педагог. Его статья «Вопросы жизни», главным содержанием которой была пропаганда идеи общечеловеческого воспитания, обратила внимание современников, вызвав дискуссию. Взяв за основу идею Ж. — Ж. Руссо о необходимости, прежде всего, воспитать человека, Пирогов выступал против ранней специализации в обучении детей. Он усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором.

1858 г. – статья «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?». В этом отношении он был последователем Дж. Локка, рассматривая телесное наказание как средство, унижающее ребенка, наносящее непоправимый вред его нравственности, приучающее к повиновению, основанному лишь на страхе, а не на осмыслении и оценке своих поступков. Пирогов полагал, что результат обучения и нравственного воспитания, действенность методов поддержания дисциплины определяются объективным по возможности оцениванием учителем всех обстоятельств, вызвавших проступок, и назначением наказания, не пугающего и унижающего ребенка, а воспитывающего его. В 1859 г. Будучи попечителем Киевского учебного округа, он издал циркуляр «основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа», в котором по-прежнему осуждая применение розг как средства дисциплинарного воздействия, уже допускал в исключительных случаях применение наказаний физических. В результате дискуссий, возникших по поводу этих статей, в 1864 г. Телесные наказания были отменены.

По мнению Пирогова, идея общечеловеческого воспитания может быть реализована в результате коренной реорганизации всей системы образования, на основе отмены принципа сословности в ее построении. Вся система образования должна быть единой. База – двухлетняя начальная школа, после нее классическая или реальная прогимназия со сроком обучения 5 лет или реальная гимназия со сроком обучения 3 года. Завершающая ступень образования – университет (поступают выпускники классических гимназий), либо высшее специальное учебное заведение (поступают выпускники классических и реальных гимназий). Следует отметить, что Пирогов был сторонником классического образования. Главное действующее лицо в образовательной системе – новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка.

Пед. деятельность Пирогова не была оценена современниками. Вызвав раздражение консерваторов своими предположениями о введении в практику гимназий внеклассных литературных бесед с учителем, взаимопосещений учителями уроков, об открытии школ для взрослых в 1861 г. Он был освобожден от должности попечителя, в 1866 отстранен от пед. работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.