Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 21. Информационное обеспечение системы образования




1. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования, и участники образовательных отношений имеют право на получение своевременной, достоверной и полной информации о состоянии и перспективах развития образования в Российской Федерации, обеспечивающей возможности эффективного управления системой образования.

2. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета в системе образования, данные мониторинга в системе образования и иные данные, получаемые органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственными им организациями при осуществлении ими своих функций.

3. Мониторинг в системе образования представляет собой форму систематического стандартизированного наблюдения за состоянием и динамикой изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и осуществляется с использованием автоматизированной системы сбора данных с каждого уровня системы образования.

Порядок осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, на региональном уровне - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на уровне муниципального образования - органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

Перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу в системе образования, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

4. Анализ информации о состоянии и перспективах развития образования подлежит ежегодной публикации в виде итоговых (годовых) отчетов в сети Интернет на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

 

Вопрос 49. Сущность понятий система (открытая, закрытая), управление,

педагогический менеджмент, образовательная система.

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

Виды систем: суммативные (расположение чего-либо в определенной последовательности, упорядоченность) и деятельностные (взаимодействие двух и более компонентов, приводящее к появлению нового качества).
Природа и сущность систем (естественные – искусственные; закрытые – открытые; абстрактные – конкретные; статичные – динамичные; без ведущего органа – централизованные; простые (моноструктурные) – сложные (полиструктурные); биологические – социальные – технические).
^ Назначение систем (цель и целесообразный характер; решаемые задачи; выполняемые функции). Структура и организация систем (объекты (субъекты) – части или компоненты; атрибуты; отношения и взаимодействия; наличие двух или более типов связи; наличие уровней иерархии и иерархия уровней).
Основные свойства систем (целостность; совместимость или несовместимость с другими системами; стабильность; адаптация; функционирование, обучение, развитие и способность к самосовершенствованию).

Основные понятия педагогического менеджмента, их сущность и характеристика.
1. Сущность и характеристика основных системообразующих элементов педагогического менеджмента как деятельностной системы.
2. Цели педагогического менеджмента (как ожидаемый результат деятельности).
3. Основные задачи, стоящие перед менеджером образовательного процесса: в области обучения, в области воспитания, в области управления образовательным процессом.
4. Принципы педагогического менеджмента по материалам народной педагогики: принцип ответственности, солидарности, состязательности, отдачи, коллективизма, скромности, преодоления, самооценки, достоинства, великодушия, универсальности, человеколюбия, преемственности, гармонии, самостоятельности, красоты, познания и природолюбия.
5. Функции (основные функциональные компоненты) педагогического менеджмента: планирование (целеполагание и принятие решения), организация выполнения принятых решений и планов, контроль и самоконтроль осуществляемой деятельности, а также коррекция и уточнение отдельных действий исполнителей на этой основе.
6. Методы управления: первая группа - экономические; вторая - директивные или органи-зационно-распорядительские; третья - психолого-педагогические; четвёртая - методы коллек-тивного управления (совет, кафедра, собрание и т.п.).
7. Результат деятельности субъектов педагогического менеджмента: Эффективность, как характеристика процесса совместной деятельности преподавателя и обучаемых и качество, как характеристика результата учебно-познавательного и учебно-воспитательного процессов. Понятие «критерия» и «показателя» (показатель как составная часть критерия).
8.Основные условия предупреждения и преодоления формализма в образовательном процессе и в управлении им.
9. Факторы, предопределяющие эффективность педагогического менеджмента в целом.

 

Вопрос 50. Принципы управления образовательными системами.

Традиционная классификация принципов управления образовательными системами

Управление образовательными системами осуществляется в соответствии с определенными принципами.

В научной теории управления принципы управления — это осно­вополагающие, фундаментальные правила, руководящие положения, которые должны соблюдаться при осуществлении процесса управле­ния, обеспечивая достижение заданных целей.

Принципы синтезируют объективность закономерностей уп­равления и характерные черты реальной управленческой практи­ки, определяют требования к содержанию, структуре и организа­ции процесса управления. Они составляют идейную основу тео­рии и практики управления и используются как фундаменталь­ные положения.

Традиционная классификация принципов управления базиру­ется на основных положениях реформы общего образования, осу­ществлявшейся в начале 90-х гг. XX в., и объединяет следующие организационные принципы управления в образовании:

- принцип оптимального соотношения централизации и де­централизации в управлении;

-принцип единства коллегиальности и единоначалия в управ­лении;

- принцип рационального сочетания прав, обязанностей и от­ветственности в управлении;

- принцип конкретного целеполагания;

-принцип целенаправленности;

-принцип кооперации и разделения труда;

- принцип функционального подхода.

Принцип единства коллегиальности и единоначалия в управле­нии отражает единство противоположностей. Единство коллеги­альности и единоначалия достигается в результате всестороннего анализа ситуации, когда все, кто принимает участие в выработке решения, исходят из интересов дела и понимают ответственность, лежащую на руководителе.

Единоначалие чаще всего отождествляют с авторитарным ру­ководством, когда директор, не советуясь ни с кем, принимает самовластные решения, проявляет недоверие к коллективу.

На самом деле все руководители в своей деятельности вынуж­дены быть в чем-то авторитарными, в чем-то демократичными, а в чем-то либеральными.

Единство коллегиальности и единоначалия — объективный, закономерный результат личностных взаимодействий в коллекти­вах. С развитием демократии принцип единства коллегиальности и единоначалия в управлении постепенно приобретает новое ци­вилизованное содержание и формы реализации.

Принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответ­ственности в управлении тесно связан с предыдущими принципа­ми управления.

Права — это предоставленная субъекту права (директору, учи­телю, воспитателю, ученику, родителю и т.д.) свобода, возмож­ность действовать или пользоваться чем-либо, гарантированные законами, постановлениями и т.д. Обязанности — то, что входит в круг обязательных действий субъекта деятельности (работника).

Ответственность предполагает необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и отвечать за их возможные послед­ствия, за результаты работы.

Как показывает практика, при неоптимальном соотношении прав, обязанностей и ответственности резко падает эффективность управления. Большие права при малой ответственности приводят к принятию необдуманных решений. Огромная ответственность при отсутствии реальных прав не позволяет качественно реализо-вывать задачи, возложенные на школу.

Баланс прав, обязанностей и ответственности в деятельности руководителей школы достигается путем рационального определе­ния сферы подчиненности, составления должностных инструк­ций.

Принцип конкретного целеполагания — основа планирования и контроля, т.е. содержания деятельности управленца любого уров­ня. Нарушение данного принципа приносит образованию в це­лом, и особенно образовательному процессу, большой педагоги­ческий и социальный ущерб.

Принцип целенаправленности отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимо­сти и перспективности.

Неопределенно сформулированная цель уже на начальном эта­пе процесса управления является дезорганизующим, дезориенти­рующим фактором, а усложненная цель к тому же нереальна для достижения. Перспективность и социальная значимость цели от­ражают непрерывный характер поступательного движения, раз­витие учебного заведения как сложной педагогической системы.

Принцип кооперации и разделения труда обусловливает опору управленца на общественные организации учебного заведения, на коллективное творчество и коллективный разум при реализа­ции всех намеченных планов. В соответствии с этим принципом стремление руководителя все сделать самому — составить план работы, организовать его выполнение, единолично контролиро­вать деятельность всех исполнителей — недопустимо.

Реализация принципа функционального подхода также является условием постоянного развития, совершенствования управленче­ской деятельности на основе обновления, уточнения и конкрети­зации функций (т.е. действий, деятельности) исполнителей.

Должностные инструкции, правила трудового распорядка, на­учно обоснованные требования к учебно-воспитательной деятель­ности учителя не могут быть неизменными. Косность, шаблон, стереотипы порождают формализм, который выражается в пред­почтении привычных, легких и «удобных» форм организации дея­тельности вопреки ее смыслу и сути.

Последний из рассматриваемых нами принципов — принцип комплексности — предполагает сочетание целевой направленно­сти управленческой деятельности и ее полифункциональности. Например, при разрешении конфликтной ситуации руководитель принимает целенаправленное решение (цель — помощь сторонам в оценке ситуации и последствий конфликта и обеспечение кон­структивного выхода из конфликта), реализуемое в комплексе различных управленческих действий (педагогический анализ си­туации и действий участников конфликта, регулирование ситуа­ций, возникающих впоследствии, и т.д.). Системное управление немыслимо вне комплекса научно обоснованных воздействий, и данный принцип составляет его суть.

 

Вопрос 51. Школа как педагогическая система и объект управления.

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9-11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализации. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и всякая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов.

Педагогической системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании школа как педагогическая система представлена совокупностью системообразующих факторов, условиями функционирования, структурными и функциональными компонентами. Системообразующие факторы представлены целями и результатами; условиями функционирования - социально-педагогическими и временными условиями; структурными компонентами - управляющей (педагогическим коллективом) и управляемой (ученическим коллективом) системами, содержанием, средствами, формами и методами педагогической деятельности; функциональными компонентами - педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием.

Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организаторов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы.

Системообразующие факторы педагогической системы. Важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития. Цель школы - сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую культуру личности. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Одним из признаков эффективного управления является умение руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления намечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя и корригируя оптимальное достижение намеченных результатов.

Результаты как системообразующий фактор определяются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом.

Вопрос 52. Управленческая культура руководителя школы, основные компоненты.

Основные компоненты управленческой культуры. Управленческая культура людей, занятых в сфере образования, является частью их профессионально-педагогической культуры. Традиционное представление о профессионально-педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Психолого-педагогические исследования проблем педагогической культуры последних лет раскрывают ее в категориях педагогических ценностей, педагогических технологий и педагогического творчества.

Управленческая культура руководителя школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой. Компонентами управленческой культуры являются: аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя школы образован совокупностью управленческо-педаго-гических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современной школой. В процессе управленческой деятельности руководитель школы усваивает новые теории и концепции управления, овладевает умениями и навыками, и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей.

Технологический компонент управленческой культуры директора школы включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология внутришкольного управления предполагает решение специфических педагогических задач. Решение данных задач основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса. Уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры директора школы раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя школы является творческой. Осваивая ценности и технологии управления, руководитель-менеджер преобразует, интерпретирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления. Становится очевидным, что управление педагогическими системами является сферой приложения и реализации способностей личности. В управленческой деятельности директор школы самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.

 

Вопрос 53. Организационные формы управленческой деятельности в школе.

Организационные формы управленческой деятельности в школе. В числе важнейших организационных форм управленческой деятельности необходимо прежде всего назвать совет школы, педагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителях директора, оперативные совещания, методические семинары, заседания комиссий, клубов, заседания учкома и др. К целям и содержанию деятельности совета школы мы уже обращались. Рассмотрим организационные функции педагогического совета школы.

Педагогический совет школы создается в соответствии с Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации. Состав, структура и содержание его деятельности определяются Уставом школы. Работой педагогического совета руководит председатель, избираемый коллективом педагогических работников. Деятельность совета школы и педагогического совета не дублируют, но дополняют друг друга. Педагогический совет - это совет профессионалов, работающих в одном педагогическом коллективе, он призван решать вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса, определением путей его совершенствования. Деятельность педагогического совета направлена на решение следующих задач:

• обсуждение, оценка и отбор учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям государственных стандартов, и внедрение результативных форм и методов реализации учебно-воспитательного процесса;

• обсуждение работы коллектива школы по выполнению перспективных годовых, текущих планов, обсуждение качества учебно-воспитательной работы;

• организация работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, развитию их творческой активности, формированию инновационной среды в педагогическом коллективе, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта;

• проведение аттестации педагогических работников с учетом мнения учителей, учащихся, родителей, внесение предложений по совершенствованию технологии аттестации, ходатайство перед органами управления образования о присвоении категорий, званий, разрядов;

• рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажировку, курсы повышения квалификации, в аспирантуру, представление лучших учителей к различным формам морального и материального поощрения;

• определение основных направлений взаимодействия школы с научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями, государственными и общественными организациями, творческими союзами; организация опытно-экспериментальной работы, создание в структуре школы методических служб, центров.

Деятельность педагогических советов проходит в условиях демократии и гласности, с привлечением учителей, учащихся и родителей к их подготовке и проведению. Проведению педсоветов могут предшествовать анкетирование, опросы, контрольные работы, смотры, конкурсы и т.д. На заседание педсовета выносятся принципиальные вопросы жизни и деятельности школы. Для того чтобы разгрузить заседания педагогического совета, в школах используется такая организационная форма, как совещание при директоре. Совещания при директоре являются обязательными для представителей администрации, но на них могут приглашаться и другие педагогические работники. Характер обсуждаемых вопросов связан с непосредственной организацией учебно-воспитательного процесса (вопросы успеваемости, соблюдения правил поведения, организация внеурочной деятельности). На совещаниях при директоре может рассматриваться работа отдельных учителей, выполнение ими стандартов образования, система работы учителей по развитию творческой активности учащихся и др.

На совещаниях при заместителях директора школы рассматриваются текущие вопросы административной компетенции. Время проведения подобных совещаний отражается в плане работы школы на учебную четверть или месяц.

Оперативные информационные совещания являются необходимой формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно.

Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа - ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях учкома создает предпосылки для развития демократических начал в жизни школы, развития инициативы и ответственности у детей, повышает оперативность в осуществлении принятых решений.

Эффективность использования организационных форм управления школой прежде всего определяется их подготовленностью, целенаправленностью. Педсовет, совещание при директоре или оперативные формы организации управленческой деятельности достигают своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значимости.

 

Вопрос 54. Семья как педагогическая система. Особенности современной семьи.

Основы личности закладываются в семье, поэтому воспитание через систему общественных институтов должно быть тесно связано с семейным воспитанием.
Одно из возможных определений семьи гласит:

Семья -это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязательствами по отношению друг к другу.
Но семья это не только малая группа, но и социальный институт. Не случайно, что важнейшей функцией семьи считается первичная социализация детей. Первый социальный опыт ребенок присваивает под влиянием ближайшего окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие. И решающую роль в этом играет семья.

Среди других функций семьи называются:

Репродуктивная - Удовлетворение потребности в детях с точки зрения родителей (т.е. индивидов). Биологическое воспроизводство общества с точки зрения общественных потребностей.

Воспитательная - самореализации в детях для индивидов. Поддержание культурной непрерывности общества.

Экономическая – материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Организация быта - известно, что семейный быт - самый комфортный быт в психологическом смысле.

Организация досуга - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.

Типология семьи
Традиционно семьи принято делить на нуклеарные и расширенные.

Нуклеарная семья, однопоколенная - наиболее распространенный тип семей - одна пара супругов с детьми или без детей. Может быть полной и неполной.

Расширенная, многопоколенная семья - в семье несколько семейных ядер (родители, дети, бабушки и дедушки).

Но современные тенденции в развитии семейного уклада, пристальный интерес к семье и ее проблемам привели к введению ряда дополнительных важных понятии:

Реальная семья — конкретная семья как социальная группа, объект исследования.

Типичная семья — наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи.

Идеальная семья — нормативная модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях и культуре общества, в первую очередь — религиозной.

Элементарная семья — семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок.

Семья является социокультурной средой воспитания и развития личности. С раннего детства процесс развития ребенка (Развитие - объективный процесс внутренних последовательных количественных и качественных изменений физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения) начинается с подражания родителям, с возрастом ребенок становится все более самостоятельным, но в идеале родители, в первую очередь, должны всегда оставаться для него авторитетом. Как говорил один английский политик викторианской эпохи Томас Маколей: "Мы не создаем законов для наших детей, все, что мы можем сделать для них, - это дать им ценный пример". Именно в семье передается первый жизненный опыт, система убеждений, взглядов, интересов, ценностей. Поэтому первое, с чего начинается семейная педагогика, это осознание своей ответственности за воспитание своих детей.

Семейное воспитание - специальная педагогическая деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка. Исследования показывают, что большая часть семей осуществляет воспитание на низком уровне: детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуют моделям поведения своих родителей, перекладывают воспитание на детский сад, школу, не знают, что и как надо делать для воспитания детей в семье. Между тем, как и любая другая значимая деятельность, она требует знаний, овладения способами действий, то, что мы можем назвать педагогической культурой родителей. Она включает в себя знания по психологии, медицине, праву; знания и умения педагогические, приемы общения, программы и методики воспитания; ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание своей роли, ответственности в воспитании, их педагогические убеждения.
Воспитание в рамках семьи, так же как и воспитание в рамках образовательной системы должно основываться на принципах гуманистической психологии. Она подразумевает, что, во-первых, начинать воспитание надо с себя. Поскольку развитие детей начинается с идентификации себя с родителями, то пример, который мы подаем своим детям, является определяющим в системе семейного воспитания. Более того, те негативные установки или модели поведения, который ребенок усваивает в семье, никакие социальные институты скорректировать бывают не в силах.
Гуманистическая психология предлагает ряд методических приемов общения с детьми на основе развивающей помощи. Рекомендуется проявлять "пристальное внимание" к ребенку, то есть интересоваться им всегда, а не только в случаях проступков и правонарушений; овладеть методикой Я-высказывания, активного слушания и другими приемами общения, которые формируют в ребенке самосознание, способность к принятию решений, нравственному выбору и одновременно ответственность за свой выбор. Суть стратегии развивающей помощи состоит в том, чтобы не решать за ребенка его проблемы, а помочь ему осознать их и самому решить, что обеспечивает личностный рост ребенка.

Содержание, программы семейного воспитания определяются развитием ребенка. Поэтому в первую очередь необходимо физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. В семьях все это делается большей частью стихийно, но игры, игрушки, литература для детей и родителей помогают это делать осознанно и целенаправленно. Главные методы воспитания в семье - это пример, организация жизни ребенка (устройство комнаты, или, если нет возможности, личного пространства, спального, игрового и рабочего места, режима дня, занятий), совместные с родителями занятия и деятельность: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр - все это более всего служит правильному воспитанию. Позиция и отношения родителей с ребенком с возрастом меняются: ребенок становится все более самостоятелен. Родителю оказывают ему помощь, но не решают проблемы за него. Родителям для правильного воспитания не хватает психолого-педагогических, медицинских знаний. Этому их следует обучать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.