КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способы развития и критерии сформированности познавательного интереса школьников
Основной побудительной силой деятельности личности является потребности. На основании потребностей возникает и развивается интерес. Потребности и интерес побуждают человека к деятельности, к приобретению новых знаний и умений. В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают. Поэтому особо остро в последние годы стал вопрос о формировании общих приемов познавательной деятельности. Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увеличением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный процесс положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. 1) Самостоятельная работа Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников, которые не успели усвоить материал, а ждать их – значит терять время. Как учить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференциальными заданиями, продумаю последовательность заданий, наглядность. 2) Проблемное обучение Проблемное обучение так же можно относить к созданию условий самовоспитания. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов, всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину, и всем коллективом находить ее. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Все активно включаются в работу. Начинают думать, рассуждать, открывать для себя новое. У каждого возникает вопрос «КАК?», а раз есть подобный вопрос, значит, появляется желание узнать, научится. А это желание – залог успешного основания нового. У детей появляется желание поскорее найти ответ на вопрос. Настало время для объяснения. Внимание полное. После объяснения опять задается самостоятельное задание, чтобы вызвать у детей желание еще и еще раз послушать объяснение. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения. Проблемное обучение вызывает к жизни эмоции учеников, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Особенно развивает интерес творческие работы учащихся, которые связанны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями. Для этой цели используется метод моделирования. 3) Занимательный материал Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке биологии учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах, объектов, делать логические выводы и умозаключения. Игра ставит ученика в условия поиска. 4) Развитие познавательных способностей В процессе учебной деятельности школьника, большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей. Форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса как внимание. В учебный материал необходимо включать содержательно-логические задания, направленные на развитии различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределить его на различные предметы и виды деятельности. Наверное, Вы задумываетесь над тем, что ребенок с одного просмотра усваивает содержание фильма и прекрасно ориентируется при счете в магазине. А в школе у него трудности с восприятием аналогичного, но учебного материала. Он не понимает – зачем ему этот материал? А это значит: в первом случае у него имеется познавательный интерес, а во втором случае – нет. Знания не могут усваиваться механически. Слова, которые они слышат от учителя или видят в книге, не передают им просто готовых понятий, а активизируют прошлые впечатления, связи, направляют аналитико-синтетическую деятельность, приводящую к образованию этих понятий. Переход от познания к знанию происходит при различных мыслительных операциях, начиная с очень простых и заканчивая сложными. Задача учителя заключается в том, чтобы организовать правильную в логическом отношение и посильную детям мыслительную деятельность. Успех развития познавательной потребности в большей мере зависит от умения поставить перед учащимися именно такие, доступные им, и в то же время требующие активной мыслительной деятельности познавательные задачи и умения, а в случае необходимости, направлять решение этих задач, при максимально возможном в данных условиях сохранении самостоятельной мысли учащихся. Умение думать – центральное звено умения учиться. Рассмотрение задач школьного курса биологии позволяет утверждать, что значительное число учебных задач может развивать познавательную активность учащихся. Не надо только навязывать готового решения или доказательства, а подталкивать его к поиску. Оказание учителем помощи учащимся часто сковывает инициативу и активностью. Необходимо давать возможность организовать эвристическую беседу и самостоятельный поиск путей решения задач. В заключение еще раз можно сослаться на утверждения технологов о том, что основной характеристикой потенциала человека является не выдающийся интеллект, а внутренний мотив, движущий развитие человека. Часто люди, не обладающие выдающимися способностями, преодолевая собственные ограничения, цель направленно решающие важную именную для них задачу, оказываются более продуктивными, чем способные, но менее заинтересованные. Не существует отрицательного стандарта одаренности. Каждый ребенок проявляет ее по-своему, но развитие интереса и познавательных потребностей к учебной деятельности формируется в процессе обучения. Как же возникает интерес? Ответ на этот вопрос мы можем найти в трудах Г.И. Щукиной, которая выделила следующие последовательные стадии развития познавательного интереса. 1. Любопытство – элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения. 2. Любознательность – ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания. 3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания. 4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность. Все эти ступени взаимосвязаны и представляют собой сложнейшие сочетания. Следует отметить, что на основе познавательного интереса формируется избирательное отношение к той или иной области науки, деятельности, общению с участниками познания. На основе познания предметного мира и отношения к нему формируется миропонимание, мировоззрение. Познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Поэтому наша задача как преподавателей – формировать познавательный интерес и развивать познавательную, творческую активность учащихся, ведя и направляя их на сложном пути формирования личности, мировоззрения и миропонимания. И у каждого из нас есть свои, уже апробированные способы активизации познавательного интереса, которые мы иногда сознательно, а иногда интуитивно используем в образовательном процессе, независимо от содержания конкретной темы и предмета в целом. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется: активный поиск; догадка; исследовательский подход; готовность к решению задач. Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес: эмоции удивления; чувство ожидания нового; чувство интеллектуальной радости; чувство успеха. Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются: инициатива поиска; самостоятельность добывания знаний; выдвижение и постановка познавательных задач. Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое. Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться. Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю историю не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение. Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься). В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов.
44. Обучаемость и её показатели. Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. В этом случае она выступает как проявление общих способностей учащегося, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, обучаемость выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. Обучаемость характеризуется индивидуальными показателями скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. Есть разные оттенки в понимании обучаемости. "Дети с одинаковым уровнем умственного развития под руководством педагога способны к обучению в совершенно различных размерах <...> один ребенок 8 лет способен с помощью решать задачу для 12-летнего, а другой - 9-летнего" (Выготский Л.С., 1991. С. 399). Обучаемость не тождественна обученности. Способность к обучению не совпадает и с развитостью ребенка, соответственно в диагностике должна быть выделена особо. Н.С. Лейтес, подтверждая положение о несовпадении развития (развитости) и обучаемости, приводит слова Аристотеля: "Почему, когда мы старше, у нас сильнее ум, а когда моложе, то легче учимся". Как эмпирическая характеристика возможностей учащегося к обучению обучаемость включает многие показатели и параметры личности обучаемого. К ним прежде всего относятся: познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления, речи); особенности личности - мотивация, характер, эмоциональные проявления; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой обученности служат качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности. Обучаемость формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению на сенситивных периодах обучения человека - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности. Наиболее существенными качествами личности, обеспечивающими ее возможности к обучению, являются: управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т.п.); речевые возможности учащегося, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообучения. Таким образом, понятие обучаемости, наряду с общими характеристиками (более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач), включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению обучаемости на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами являются те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности; для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований; для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельностью обучения. Показатели обучаемости В психологии рассматриваются разные виды обучаемости. Обычно различаются: а) обучаемость общая - способность усвоения любого материала; б) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности. Первая - показатель общей, вторая специальной одаренности индивида. В основе обучаемости лежат: уровень развития познавательных процессов субъекта - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи; уровень развития его сфер - мотивационно-волевой и эмоциональной; развитие производных от них компонентов учебной деятельности - уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения. Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания "рецептивного" (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания. Обучаемость - это умственное развитие в динамике, поэтому ее наличие является надежным показателем поступательного характера развития. Такие проявления динамики умственного развития, как развиваемость, воспитуемость - имеют аналогичные признаки, например, откликаемость на воздействия извне, переключаемость (с одного плана мышления на другой, с одного способа социального поведения на другой). Выявляются обучаемость, развиваемость, воспитуемость лучше всего в индивидуальном обучающем и формирующем эксперименте, в постоянном сопоставлении с жизненными показателями в ходе лонгитюдного изучения. "Учесть динамику воспитуемости личности - значит проникнуть в сокровенный смысл ее бытия, а это главный психологический стержень воспитания". Обучаемость в широком плане понимается как приспособляемость. Высказывается мысль, что обучаемость в биологическом смысле есть аспект биологической защиты: изменение среды до определенных пределов, не превышающих возможности функционирования системы, вызывает реакцию защитного типа, посредством которой проявляется и устанавливается свойство обучаемости. Обучаемость у человека является уже не единичным актом биологической защиты, а включает в себя социальный опыт предшествующих поколений. Б.В. Зейгарник в предисловии к книге А.Я. Ивановой отмечает, что обучаемость - это диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в содружественной со взрослыми работе. Б.Г. Ананьев понимает обучаемость как подготовленность психики человека на всем предыдущем отрезке ее формирования к быстрому ее развитию в процессе обучения в строго определенном направлении (Ананьев Б.Г., 1962. С. 23). 3.И. Калмыкова трактует обучаемость как один из главных показателей умственного развития, понимает ее как систему интеллектуальных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности при прочих равных условиях (минимум знаний, мотивации). Обучаемость - это "система, ансамбль интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ее ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности - при наличии исходного минимума знаний, отношений к учению и других необходимых условии". Индивидуальное сочетание качеств ума определяет индивидуальные различия в обучаемости. О.М. Морозов называет ряд признаков обучаемости: быстрота формирования новых понятий, обобщений; гибкость мыслительных операций; способность решать задачи разными способами; память на общие понятия; обобщенные знания; интеллектуальная активность и др. В целом, признаками обучаемости считаются: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость; и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания (см. рис. 15). Итак, проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых проблем педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии. Л.С. Выготским были выделены три основные теории о соотношении обучения и развития. Решение этой проблемы теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития характеризует степень расхождения между уровнем актуального развития (УАР) и уровнем потенциальных возможностей. Основными "пластами" УАР, по А.К. Марковой, являются обученность, воспитанность, развитость, а ЗБР - обучаемость, развиваемость и воспитуемость. В настоящее время проблема соотношения обучения и психического развития трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, определив новые ракурсы реформирования системы образования.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 6927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |