КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Умение слушать собеседника как один из основных элементов коммуникации
Слушание (аудирование) – это восприятие речевых акустических сигналов и их понимание, смысловое восприятие устного высказывания, направленное на его понимание и переработку. Выделяют следующие виды слушания: глобальное, которое предполагает восприятие сообщения в целом; детальное, цель которого воспроизвести услышанное в деталях, и критическое, которое предполагает понимание услышанного с позиций критического осмысления, определения своего отношения к услышанному. Слушание представляет собой рецептивный вид речевой деятельности, связанный со слуховым восприятием звучащей речи. Умение слушать – одно из основных умений в речевой коммуникации; оно является одним из критериев коммуникабельности человека. Барьеры коммуникации связаны чаще всего с неправильным слушанием партнера. Одним из наиболее важных моментов в любом слушании является момент обратной связи, благодаря которому у собеседников и создается ощущение, что их слушают и понимают. Существуют следующие приемы слушания: 1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции). 2. Поддакивание. 3. «Эхо–реакция» – повторение последнего слова собеседника. 4. «Зеркало» – повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов 5. «Парафраз» – передача содержания высказывания партнера другими словами. 6. Побуждение («Ну и что дальше?»). 7. Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»). 8. Наводящие вопросы (Что? Где? Когда?). 9. Оценки, советы. 10. Продолжение (когда слушатель вклинивается в речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова). 11. Эмоции. 12. Пренебрежение к партнеру (игнорирует слова партнера) и т.д. Можно выделить три вида слушания: активное слушание, в котором на первый план выступает отражение информации, пассивное слушание, когда просто слушают человека, дают ему понять, что его понимают и готовы его поддержать, эмпатическое слушание, которое позволяет понять эмоциональное состояние собеседника и разделить его чувства. Обычно в слушании выделяют несколько этапов: – побудительно-мотивационный, во время которого происходит осознание мотивов, целей и задач предстоящей работы; – ориентировочный, во время которого намечается программа реализации осознанного коммуникативного намерения; – аналитико-синтетический, во время которого происходит сам процесс слушания, анализ воспринимаемого, синтез и обобщение получаемых результатов; – исполнительно-контрольный, когда слушатель может действиями отреагировать на услышанное, осознать степень своего понимания проанализированного высказывания. Можно выделить несколько функций слушания: – познавательную, способствующую расширению представления и знания об окружающем мире; – регулятивную, связанную с желанием получить знания о способах деятельности, о том, что следует предпринять в той или иной ситуации; – эстетическую, нацеленную на получение наслаждения, удовлетворения эстетических запросов; – реагирующую, в ходе которого слушатель отзывается на слова собеседника, она может быть выражена словесно или в форме какого–либо действия. Слушание составляет 45 % речевой деятельности человека. Умение слушать является одним из главных показателей его культуры.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |