Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение и обобщение передового педагогического опыта




Педагогический эксперимент

Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся

Исследовательская беседа

Педагогическое наблюдение

Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

С помощью этого метода исследователь выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

Изучая стимулирующую роль оценки знаний учащихся для их успеваемости, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения.

Сущность эксперимента как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений, или гипотез.

В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный.

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме.

Сущность созидательно-преобразующего эксперимента заключается в разработке теоретических основ и конкретных методических мер по решению исследуемой проблемы. Создается новая психологическая ситуация, с тем чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону.

Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей.

Суть естественного эксперимента состоит в анализе тех или иных педагогических явлений, стремлении создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.

Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.

При необходимости массового изучения тех или иных вопросов правомерно провести анкетирование и предложить школьникам ответить на несколько специально подобранных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество учащихся.

Рейтинг – метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является метод компетентных оценок.

Методы математической статистики используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.

Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования

42. Структура педагогики.

Педагогика, пройдя длительный путь развития, превратилась к настоящему времени в разветвленную систему научных знаний.

Развитие воспитания как общественного явления, историю педагогических учений исследует история педагогики. Принцип историзма – важнейший принцип развития любой науки. Исследование того, что уже было, сопоставление его с настоящим не только помогают лучше проследить основные этапы развития современных явлений, но и предостерегают от повторения ошибок прошлого, делают более обоснованными прогностические предложения, устремленные в будущее.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. В общей педагогике выделяются два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно общая педагогика содержит четыре раздела:

– общие основы;

– дидактику (теория обучения);

– теорию воспитания;

– школоведение.

Дошкольная и школьная педагогика составляет подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Возрастная педагогика, как она сложилась к настоящему времени, охватывает всю систему среднего образования.

Предметом педагогики высшей школы являются закономерности учебно-воспитательного процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования. Педагогика труда занимается проблемами повышения квалификации, а также вопросами переквалификации работников различных отраслей народного хозяйства, освоения новых знаний, приобретения новой профессии в зрелом возрасте.

В подсистеме социальной педагогики выделяются такие отрасли, как семейная педагогика, перевоспитание правонарушителей и др. Люди с различными нарушениями и отклонениями в развитии попадают в сферу действия специальной педагогики. Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика.

Особую группу педагогических наук составляют так называемые частные, или предметные, методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.

Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах.

Профессиональная педагогика изучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека.

Педагогика, как и любая наука, развивается в тесной связи с другими науками. Философия, являясь основой для осмысления целей воспитания и образования, играет важную методологическую роль в процессе разработки педагогических теорий.

Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека.

Особенное значение для педагогики имеет ее связь с психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любой раздел педагогики находит опору в соответствующем разделе психологии.

Очевидны связи педагогики с физиологией, социологией, историей, литературой, экологией, экономикой и т. д.

43. Образование как общечеловеческая ценность и педагогический процесс.

С современной культурно-антропологической точки зрения понятие "образование", с одной стороны, трактуется как часть культуры, обеспечивающая ее выживание и развитие, с другой - как часть культуры, в рамках которой человек получает знания и воспитание. В процессе образования у человека формируется социально обусловленная и социально поддерживаемая система нравственных, моральных, культурных норм и ценностей. В процессе образования человек социализируется, формируется как личность. Именно в этом заключается общечеловеческая ценность образования. Ввиду этого образование является предметом не только личного интереса человека, но также интересов общества и государства. Государство и общество активно влияют и формируют нормы, правила образовательного процесса, поддерживают различные образовательные институты и учебно-воспитательные модели.

Особенностью образования как социокультурного феномена является то, чтосоциально важные качества личности не развиваются стихийно, сами по себе, как это происходит, например, при формировании органовчеловеческоготела. Эти качествадолжны целенаправленно воспитываться и развиваться в ходе образовательного процесса. Сложность процесса образования определяется его многообразием, которое в свою очередь связано с многообразием направлений человеческой деятельности и с огромными объемами постоянно растущих знаний в каждом из этих направлений.

Другая важная особенность образования заключается в том, что оно объединяет в единое целое элементы культуры и собственно бытия человека. Образованный, то есть воспитанный и приобретший знания, человек в принципе не мыслит себя вне культурных традиций общества. В результате образования человек приобретает мотивации нравственного, социально одобряемого поведения, усваивает научные понятия, навыки, знания и опыт в различных сферах деятельности.

Сточки зрения социокультурных оснований образовательного процесса системообразующими являются принципы образования. К принципам государственной политики в области образования в первую очередь относится гуманистический характер образовательного процесса, его ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Важное значение имеет светский характер образования в государственных учебных заведениях всех уровней и видов. Принципиальное значение имеет общедоступность и в большинстве стран обязательность массового школьного среднего образования. С точки зрения дидактики к числу классических принципов следует отнести целый ряд устоявшихся в сознании как учащихся, так и педагогов положений. Трудность в данной ситуации заключается не в самом формулировании этих принципов, а в формулировании способов их практической реализации в конкретных педагогических технологиях и методах.

44. Социокультурные функции образования.

 

Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную, экологическую сферы и т.д.

Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования.
1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования)
Образование? это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог — это форма субъект- субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.
Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан.
Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. Поэтому при определении целей и задач образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона, страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания.
2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).
В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.
В критические моменты истории необходимо обеспечить преемственность культурно-образовательной традиции, сохраняя самобытность народа и сложившуюся систему ценностей. Сохранение вышеозначенных составляющих способствует их интеграции в системе мировых ценностей как элементов макро-социума. При этом традиция выполняет определяющую функцию в процессах образования и воспитания нового поколения.
Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в пространстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере образования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.
Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, или совершенствуя его.
Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:
• в формировании образа жизни, принятого в обществе;
• в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой);
• в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.
Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исторического этапа развития общества и государства характерна своя система образования, а для народа, нации — система воспитания. Однако в международных педагогических системах существуют общие черты. Именно они закладывают основы для процесса интеграции в мировое образовательное пространство.
Какие культурно-образовательные традиции, сложившиеся в разных цивилизациях, известны и сегодня?
Например, рациональная логика обучения в школе и вузе исторически сложилась в европейской цивилизации.
В азиатской цивилизации конфуцианство сформировалось в качестве методологии образования и воспитания человека.
В процессе истории воспитание складывалось на Руси как «воспитание миром». Именно в России для воспитательного воздействия на человека часто использовали общественное мнение. Поэтому теория воспитания человека в коллективе и через коллектив, созданная А. С. Макаренко, лишь подводила некоторый итог существующей традиции.
3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.
Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.
4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.
В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры.
5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.
Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны.
Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа».
6. Образование является тем социальным институтом, через который передауются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.
Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков.
Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государственных образовательных стандартов для школы и вуза.
Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учебную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вторая часть—дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уровне конкретного учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стандарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза.
7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Этот факт доказывается исследованиями и образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии, которые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и определенная образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств.

45. Модели образования в современном обществе.

Изучение современных социальных проблем молодежи связано с тем, что за последнее столетие во многих странах забота о развитии, выживании, защите и социализации молодых людей постепенно становится государственным делом, предполагающим четкую организацию и планирование, рост государственной заботы о молодежи: признание государственной ответственности за молодых, государственный контроль за воспитанием; признание обязанности государства обеспечить детям образование, правовая фиксация необходимых уровней образования; право на образование, обязанность учиться и т.п. Образование существенно влияет на становление правового сознания человека. Оно относится к правам человека, и поэтому должно получать приоритет при распределении национальных ресурсов. Как право человека, образование ведет к развитию его творческих способностей, углублению участия во всех сферах жизнедеятельности общества. Социальные проблемы современного образования отражают весь спектр проблем, существующих в российском обществе. Среди наиболее значимых проблем можно выделить:

1. Социально-экономические проблемы. Данный блок проблем связан с целевой государственной экономической поддержкой системы отечественного образования (перевод студентов с коммерческих на бесплатные места, поддержка сирот, социальные стипендии, повышенные стипендии, гранты).

2. Проблема выбора образовательного учреждения. Свобода выбора образовательного учреждения связана с ответственностью за свой выбор.

3. Проблема профессионального выбора после окончания образовательного учреждения. В современном обществе проблемы, связанные с трудоустройством человека, весьма значимы. Усечение государственного заказа на специалистов в полном объеме их выпуска в профессионально-образовательных учреждениях, отсутствие должных социальных гарантий в поиске работы до полученной в высшем или среднем специальном учебном заведении специальности создает значительные трудности не только выпускникам, но и самим образовательным учреждениям.

4. Проблема личностного развития и профессионального роста человека. В образовании создаются условия, стимулирующие потребности развития индивидуальных способностей человека и формирование у него опыта социального взаимодействия. Общество должно предоставлять возможность для непрерывного образования человека в том числе, послевузовского профессионального образования, обеспечивающего не только повышение квалификации работника, но и открывающего для него возможности получения новых профессий, специальностей.

5. Проблема интеграции национального образования в мировое образовательное пространство. Сегодня создаются реальные условия взаимодействия образовательный систем различных государств и регионов (международные образовательные проекты, Интернет и т.п.). Не уничтожая социального базиса культурного момента нации, государства, система образования любой страны ориентирована на интеграцию с международной образовательной средой. Этим обеспечивается реальное развитие современного общества.

Социальное здоровье личности и общества определяется многими факторами и условиями, в том числе уровнем образованности человека. Образование позволяет человеку успешно адаптироваться к социальной жизни и дает шанс улучшить ее. Мы выделили следующие социально-адаптационные уровни современного образования: микроуровень-самообразование; мезоуровень – образование в семье, индивидуальное образование; макроуровень – образование в государственных и негосударственных образовательных учреждениях, в системе дополнительного образования; мегауровень – образование в рамках международных образовательных программ, в системе межгосударственного сотрудничества и т.п.1
Устойчивое функционирование и развитие образования на всех социально-адаптационных уровнях обеспечивает динамичное обновление человека и общества.

 

46Общемировые тенденции развития образования

Особенности современного этапа развития образования в России связаны следующими общемировыми тенденциями:

быстрым развитием современных компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе как школьников, так и взрослых; насыщением образовательных учреждений техническими средствами, обеспечивающих реализацию информационных процессов хранения, передачи и обработки информации в новом, цифровом формате; использованием ресурсов глобальной информационной сети Интернет в учебном процессе.

Информатизация образования проявляется через комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции и информационно-коммуникационных технологий. Использование в обучающем процессе современных технических устройств (персональных компьютеров, теле — и видеоаппаратуры, различных устройств для преобразования информации из одного вида в другой) и информационно-коммуникационных технологий ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006 — 2010 годы (Постановление правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803) выделяются главные направления данной научной и практической проблемы, которые предусматривают не только обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, но также касаются изменения методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Общемировой тенденцией образования является информационный бум, то есть резкое увеличение объема и скорости обращения информации в современном обществе. Главной причиной «бума» следует признать массовое образование, поставляющее грамотных людей, производителей и потребителей как научной, так и массовой общественной информации.

Наиболее очевидной проблемой, рожденной информационным бумом, стала необходимость пересмотра Содержания обучения. Постоянно увеличивающийся поток информации и изменения в научных представлениях, которые с ним связаны, поставили под сомнение содержание многих «классических» учебников. Компактное и понятное изложение устоявшихся знаний, которое предполагает учебник, стало затруднительным ввиду постоянно ускоряющегося обновления состава научно-технических и социально-гуманитарных знаний. Кроме того, потребовалось введение новых учебных предметов, вроде информатики, культурологии, экологии, краеведения, безопасности жизнедеятельности и т. п.

Наконец, возникла необходимость увеличения сроков обучения

47. Образовательные системы зарубежных стран

Первые системы воспитания и обучения появляются в Греции и вырастают из древнегреческой философии. В Древней Греции существовало две основных системы воспитания.

1. Спартанская система обучения. Большое внимание в спартанской системе обучения уделялось военно-физической подготовке. Физическое воспитание соединялось с приобретением навыков письма, счета, чтения, которым дети обучались с 7 до 15 лет. С 15 до 20 лет физическая подготовка юношей продолжалась, кроме того, попутно шло музыкальное образование. В 20 лет юношей испытывали на выдержку, их публично секли у алтаря Артемиды. Спартанская система применялась и для девочек, они также проходили физическую подготовку, чтобы быть здоровыми и крепкими. Помимо военно-физических упражнений, они изучали домоводство, правила по уходу за детьми, музыку.

2. Афинская система обучения. Ее принципиальным отличием от спартанской системы было презрение к физическому труду, который считался уделом рабов. До семи лет дети воспитывались в доме, потом их отдавали в частные школы, где они обучались грамоте, музыке, пению, декламации. Потом из школы грамматиста они шли в школу палистра, где подростки занимались пятиборьем, гимнастикой. Юноши из знатных семей могли продолжить свое образование в гимназиях, в которых они изучали философию, политику, литературу. Высший уровень образования приобретался в эфибии, обучение в ней давало выпускникам право считаться полноправными гражданами Афин.

Как особая наука зарубежная педагогика формируется в начале XVII в. Этому способствовал трактат Ф. Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», в котором он попытался классифицировать науки и выделил педагогику как отдельную отрасль научного знания.

Среди педагогических деятелей зарубежной буржуазной педагогики: Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. – Ж. Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарт.

Я. А. Коменский (1592–1670) – величайший чешский педагог, выразил педагогические идеи Возрождения наиболее ярко и полно. Главный его педагогический труд «Великая дидактика» призывает обучать всех детей, проводить обучение на родном, а не на латинском языке, как это было принято в средневековых школах. Я. А. Коменский сформулировал целую систему дидактических принципов, во главе которой лежит принцип соответствия образования и воспитания ребенка. Достижением Я. А. Коменского считается создание классно-урочной системы обучения, которая полностью изменила организацию школьной учебной работы и является ведущей системой и в современной педагогике.

Дж. Локк, как и Коменский, большое значение уделял воспитанию нравственной личности. В своем педагогическом труде «Мысли о воспитании» Дж. Локк делает акцент на психологических основах воспитания. Он считал, что решающее значение в формировании личности ребенка имеет воспитание. Он отрицал влияние на ребенка биологического (генетического фактора), по его мнению, ребенок рождается как «чистая доска» (tabula rasa), на которой можно писать что угодно.

Одно из основных отличий современной зарубежной педагогики от российской заключается в большем участии ученика в процессе обучения: самообучение и самоконтроль занимают в ней основополагающее место.

48. Образовательная система России.

Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.