Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развивающий потенциал культурно-досуговой деятельности




 

На основе различных подходов к определению досуга (Н. Краузе, Л. А. Акимова, М. Эрджайл, Дж. Нойлингер) и можно определить досуг как рациональный способ использования свободного времени посредством интенсивно мотивированной деятельности, осуществляемой не для материальной выгоды и направленной как на результат, так и на сам процесс деятельности.

Исследователи функциональных особенностей досуга пришли к выводу, что он создаёт благоприятные и безграничные возможности для развития способностей и талантов, личностного роста и самореализации
(Р. С. Эшли, М. Чиксентмихлай, Дж. Л. Баммель, М. Каплан, Дж. Келли), а также, что именно досуговая деятельность формирует и развивает личность и, что она очень значима в жизни человека в позднем возрасте (Р. Дж. Хевигхурст).

Среди множества определений можно выделить общие значения. Определение досуга дано Р. Глассером: «Досуг – форма деятельности, не ориентированная на получение денег. В досуге человек переключается на другие виды деятельности, утверждает и реализует себя как личность. Досуг неправильно отождествлять с ничем не заполненным, свободным от всякой деятельности вредней, иными словами, с бездельем». Другое определение досуга: досуг – это совокупность действий, которые человек совершает по своему желанию, с тем, чтобы расслабиться или отвлечься, добровольно принять участие в общественной жизни, приобрести какие – то знания или самосовершенствоваться, после того как он освободится от своих профессиональных, семейных и социальных обязанностей. Возможно, что при таком определении досуг сливается с отдыхом. Все определения сходятся в одном общем положении, что составной частью свободного времени является досуг. Основные параметры досуга – продолжительность, место и способ проведения, структура.

В результате исследования, осуществлённого под руководством М. А. Ариарского в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств, выявлены развивающая и рекреационная функции досуга, и досуг определён как «форма деятельности в свободное время, обеспечивающая отдых, органично совмещённый с разносторонним физическим и духовным развитием личности».

Итак, определение досуга распадается на четыре основные группы:

- досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо;

- досуг как деятельность – обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации;

- досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью;

- досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Совокупность таких явлений как увеличение пространства досуга, его развивающий потенциал и значительная возможность социокультурного, физического и социально-психологического развития человека в пожилом возрасте, представляет собой огромный ресурс, который необходимо использовать в современном социальном и демографическом контексте как для оптимизации индивидуально-личностного развития, так и развития общества в целом. Использование свободного времени путём его трансформации в пространство духовного и физического развития посредством культурно-досуговой деятельности – одна из важнейших задач, составляющих проблемное поле педагогики досуга и прикладной культурологии.

Изменение парадигмы отношения к старости привело к возникновению герогогики – инновационного направления в педагогике, находящегося на этапе формирования и становления.

Философской основой герогогики является гуманизм, который признаёт высшим смыслом социального развития отношение к человеку как высшей ценности бытия и создание условий для его свободного развития и реализации способностей и возможностей, связанных с пониманием его как части природы и самоценной личности.

Развитие герогогики досуга, как нового направления науки, должно происходить на основе единства культурологического и педагогического подходов к решению проблем индивидуально-личностного развития в социальном контексте, обозначенных геронтологией. Синтез культурологического и педагогического подходов в рамках герогогики позволяет добиться эффекта адаптации путём осуществления параллельных процессов изменения личности и социокультурной среды.

Педагогическое сопровождение человека в пожилом возрасте представляет собой процесс, характеризующийся целенаправленностью и последовательностью, предполагающий применение диагностических, коррекционных и развивающих средств, построенный на неформальном, основанном на взаимном уважении и совместной работе, взаимодействии специалиста и пожилого человека.

При организации процесса сопровождения следует учитывать следующие закономерности: особенности развития человека в позднем возрасте; неоднородность индивидуальных проявлений процесса старения; возможную необходимость медицинского ухода и социального обслуживания; жизненную компетентность, зрелость, экономическую независимость и высокий уровень самосознания пожилого человека. В соответствии с этим можно выделить следующие базовые принципы педагогического сопровождения индивидуально-личностного развития людей пожилого возраста: дифференциация; индивидуализация; комплексность; равноправное партнёрство; принцип актуализации результатов.

Педагогическое сопровождение индивидуально-личностного развития пожилых людей в условиях досуга должно быть направлено на активизацию с целью изменения досугового поведения и включения в культурно-досуговую деятельность для обеспечения непрерывности процессов социализации, инкультурации и самореализации. Досуговое поведение человека определяется развитием такого качества личности как досуговая компетентность. Её можно определить как совокупность знаний, умений, навыков и всей личностной системы ценностных ориентаций, позволяющей рационально использовать свободное время посредством социально одобряемой деятельности, обеспечивающей отдых, органично сочетающийся с разносторонним развитием личности. Именно уровень досуговой компетентности человека определяет: станет ли свободное время полезным и ценным ресурсом, умело использованным в пожилом возрасте, или обузой и тяжёлым бременем.

Культурно-досуговая деятельность способна наполнить жизнь пожилого человека смыслом, предоставить возможности для творческой деятельности и самореализации, для улучшения психологического, социального и физического самочувствия. Она выступает как средство оптимизации жизнедеятельности людей пожилого возраста за счёт реализации её ресурсов: релаксации-активизации, рекреационно-развлекательного, коммуникативно-социализующего, реабилитационно-терапевтического, информационно- образовательного, культурно-эстетического, социально-психологического развития и социального выравнивания.

Источником любой активности в пожилом возрасте становятся три группы ведущих потребностей: потребности связанные с сохранением жизни и физической формы, потребности в сохранении социальной значимости и потребности в психосоциальной идентичности, а ведущим мотивом деятельности является – самосохранение. (О. В. Краснова, К. Рощак) Опираясь на эту мотивационно-потребностную основу, можно выделить эмоциональную, когнитивную и физическую активизацию, расширение социальных контактов и решение психологической задачи приобретения целостности личности как доминанты досуговой деятельности в пожилом возрасте.

Человек пожилого возраста может ощущать себя развивающейся личностью в современном обновлённом мире и достичь повышения социального статуса, если он приводит себя в соответствие с требованиями формирующегося информационного общества. Для этого ему необходимо: осваивать технологии сохранения и улучшения здоровья, информационные технологии, изучать иностранные языки, совершенствовать бытовые, экономические и коммуникативные навыки, обладать политической грамотностью, проявлять гражданскую активность и знакомиться с образцами актуального искусства.

Развивающий потенциал досуга в пожилом возрасте реализуется посредством деятельности, направленной на освоение ценностей культуры и включение в социальную жизнь, и обеспечивается совокупностью функций, содержания и педагогического взаимодействия, соответствующих особенностям развития в пожилом возрасте.

Необходимым условием осуществления деятельности, направленной на культурное развитие и социальную активность, является культурно-досуговая среда. Она должна максимально обеспечивать возможности для осуществления коадаптации пожилого человека и среды, а именно: обеспечивать включение в культурно-досуговую деятельность людей пожилого возраста и обладать адаптивностью к их интересам и потребностям.

Подобно многоуровневой жизненной среде, культурно-досуговая среда человека также состоит из нескольких уровней. По мере расширения пространства эти уровни можно перечислить в следующем порядке: домашний, муниципальный, институциональный и глобальный. Каждый уровень обладает пространственным объёмом и инфраструктурой, в которую входят человеческие, природные, материальные и культурные ресурсы.

При комплексном рассмотрении социальных проблем пожилых людей следует отметить, что одной из важнейших форм прибавления не лет к жизни, а жизни к годам является организация активного досуга и культурных мероприятий для пожилых людей.

В комплексном рассмотрении проблем организации досуга и культуры объективно заинтересованы социальные субъекты, деятельность которых так или иначе сопряжена с «культурным» использованием свободного времени пожилыми людьми, либо противодействием различным его антиподам. Это многочисленные группы социальных работников и социальных педагогов, воспитателей, особенно в сфере дополнительного образования, специалистов в области социально-культурного обслуживания и туризма, работников учреждений культуры (театров, кино, клубов, библиотек), спорта, организаторов досуга и многих других, чья деятельность так или иначе касается создания условий для рационального, интересного и полезного использования свободного времени, превращения его в арену подлинно культурного развития и реализации личности. Снизившийся уровень жизни значительной части россиян, в том числе и пожилых людей, на постсоветском пространстве сопровождался изменением характера использования свободного времени, когда на первое место выходили проблемы организованного отдыха.

В современных условиях изучение свободного времени, и прежде всего с позиций анализа его культурного содержания, перестало привлекать внимание ученых. Охладели к такой литературе книгоиздатели и научные журналы. Были свернуты многочисленные конкретные исследования досуговой деятельности. Нельзя сказать, что в начале XXI в. этот интерес в полной мере пробудился. Но появляются некоторые предпосылки как экономического и социального, так и научного характера, свидетельствующие о том, что социологические исследования свободного времени и его содержательного заполнения возобновятся и превысят уровень, существовавший до 1990-х гг. Эти предпосылки связаны с изменением, прежде всего экономической ситуации в стране и повышением жизненного уровня значительной части населения, в том числе и пожилых людей. Институтом образования ЮНЕСКО в Гамбурге была издана В 2000г программа "Разработка межпоколенных политик, исследование и организация сетей". Ее целью было исследование и создание международных сетей по этой проблеме. Отношения между поколениями были источниками главных конфликтов в истории. Введение межпоколенных программ - это запуск двигателя целевого обмена ресурсами и обучения между старшим и молодым поколениями для индивидуального и социального роста.Эти программы являются внедрением разработанных на разных базах, включая школы, сообщества, госпитали и рабочие места, идей. Есть четыре модели межпоколенного обучения: старшее поколение преподает (учит) детей и молодежь- дети и молодежь преподают (учат) старшее поколение
- молодежь и старшее поколение учатся вместе по одному заданию
- дети, молодежь и старшее поколения вовлечены в неформальное провождение свободного времени. Обучение на протяжении жизни подчеркивает слово "различие" как основу креативности. Вклад межпоколенных программ в том, что они не только представляют собой разработку новых обучающих возможностей и культурных ценностей, но и увеличивают синергию культур молодых и пожилых. Примеры межпоколенных культурных программ можно найти во многих странах мира. Китай считает опытных профессионалов частью "банка знаний" и их выход на пенсию расценивает как его обеднение. В Японии главная цель межпоколенных программ - привлечь к общению между старшим и молодым поколением и добиться углубленного понимания друг друга. Палестинцы считают старших людей - умными, с богатым жизненным опытом. Шведы сообщают о программе "Дедушки в школе", основанной на призыве общества "больше мужчин в школы". Для Германии важно развивать базовую теорию межпоколенных программ и отношений, а также создать документацию по этой проблеме. Индивидуальный вклад в межпоколенные программы обучения является инструментом развития культуры образования на протяжении жизни. М.С.Каплан так определил вклад межпоколенных программ на детей и молодежь: улучшение академических навыков, позитивное отношение к пожилым людям, эмоциональное развитие. Для старшего поколения вклад в межпоколенные программы обучения означает физическое и психологическое здоровье, улучшение функции памяти, улучшение отношения к молодым людям. Межпоколенные программы также разрабатывают места работы для старшего поколения, особенно для бедных женщин в таких сферах, как преподавание, сфера заботы о детях и т.д.
Таким образом, межпоколенные программы помогают нашему обществу образовать синергию, разрабатывая формы обучения и кооперацию между молодыми людьми и старшим поколением с помощью диалога, общения. Четвертое направление - формирование единого информационного пространства для участников досуговой и образовательной деятельности среди пожилых людей.Высокий образовательный ценз старшего поколения горожан определяет высокий уровень дифференциации запросов и требований к качеству их удовлетворения. Это требует аккумуляции всей информации о происходящих событиях, расписании занятий кружков и клубов, возможностях взаимопосещений, организации общегородских мероприятий и т.д. Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют решить эту задачу. Необходимо создание сайта "Активное долголетие: досуг, обучение, работа", на котором будет размещаться полезная информация. К работе сайта желательно привлечь близкие по содержанию работы редакции радио и телевидения.
Разумеется, каждое из предложенных направлений деятельности требует разработки отдельных проектов, составление бизнес- плана по сайту, преодоления ряда межведомственных барьеров. Однако движение в предложенных направлениях, несомненно, будет шагом к высочайшему культурному достижению нации, как считают японцы, ее счастливым пожилым людям. Значимой проблемой становится понимание тенденций и изменений, которые могут произойти в культурно-досуговой деятельности в связи с количественными и качественными трансформациями в сфере культуры свободного времени. Предполагается, что количественные границы свободного времени будут расширяться, его величины - возрастать, а сама культурно-досуговая деятельность - усложняться в связи появлением новых ее видов, возникновением у пожилых людей новых интересов и предпочтений. Наконец необходимо подчеркнуть институциональный организационный аспект, вытекающий из общей характеристики организации досуга и культуры. Несмотря на то, что сфера свободного времени не является непосредственно ни социальным институтом, ни социальной организацией, в ней реализуют свои функции многие институты и организации. В первую очередь это институты и организации культуры: кино, театры, музеи, СМИ, физическая культура и спорт, образование и т. д. Отсюда следует постановка вопроса о соответствующей социальной политике и социальном управлении, направленном на создание условий для развития культурно-досуговой деятельности в обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.