Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общего образования 2 страница




 

Подготовка, повышение квалификации

и переподготовка педагогических кадров

для профильной школы

 

Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно - исследовательских и коммуникативных методов);

- завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров.

Для реализации данной задачи необходимо разработать модели структуры и содержания подготовки специалистов для профильной школы на основе современных подходов к организации педагогического образования, что должно включать опережающую проработку модели стандартов высшего педобразования третьего поколения.

Новые модели высшего педагогического образования задают необходимую средне- и долгосрочную перспективу. Вместе с тем в ближайшие несколько лет основной объем преподавательской работы в профильной школе будет вести действующий педагогический корпус. В этой связи для обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки учителей при переходе на профильную школу предполагается всем учителям, изъявившим желание работать в профильной школе, пройти повышение квалификации или переподготовку и получить соответствующее свидетельство (сертификат). Министерству образования Российской Федерации следует инициировать вопрос о возможности аттестации педагогов профильной школы по 15 разряду ЕТС.

Важным представляется организовать на базе педагогических вузов профессиональную подготовку специалистов (учителей, педагогов), а также магистров образования с целью обеспечения профильной школы высококвалифицированными кадрами. Следует в рамках подготовки по специальностям и направлениям педагогического образования ввести необходимые специализации и магистерские программы с учетом потребностей профильной школы.

 

Упорядочение видов общеобразовательных учреждений

 

При разработке нормативной базы развития профильного обучения на старшей ступени общего образования необходимо решить следующие вопросы:

1) изменение видовой номенклатуры общеобразовательных учреждений;

2) разработка механизмов финансирования профильного обучения.

Определенное Концепцией модернизации российского образования введение профильного обучения требует уточнения набора различных видов общеобразовательных учреждений и изменения действующего типового положения об общеобразовательном учреждении.

Соответственно требуют разработки вопросы нормативного финансирования профильного обучения с учетом различных источников бюджетного финансирования.

 

Этапы введения профильного обучения

 

При планировании введения профильного обучения следует принять во внимание объективную необходимость подготовительной работы по обновлению содержания образования и его обеспечения (стандарты, учебные планы, примерные программы, учебники и методические пособия, переподготовка кадров и проч.). Следует также учитывать необходимость соотнесения планируемых действий с рядом осуществляемых общесистемных нововведений в образовании. В частности, введение единого государственного экзамена. С учетом реально складывающейся ситуации предлагаются следующие этапы перехода на профильное обучение в среднесрочной перспективе.

Предварительным этапом введения профильного обучения является начало перехода на предпрофильное обучение в последнем классе основной ступени.

При содействии муниципальных и региональных органов управления образованием необходимо организовать повышение квалификации учителей и администрации общеобразовательных учреждений, принять меры по обеспечению школ учебными пособиями и при необходимости учебниками, отвечающими задачам профильного обучения.

Перед введением профильного обучения в общеобразовательных учреждениях должен быть проведен значительный объем работ по обеспечению предстоящего выбора учащимися профилей обучения (анкетирование, беседы с родителями и др.).

Параллельно должна быть осуществлена разработка процедуры приема выпускников предпрофильных классов в профильные школы (классы, группы). Органам управления образованием различных уровней целесообразно разработать предложения по сетевому взаимодействию образовательных учреждений, обеспечивающему наиболее сбалансированный спектр возможностей получения старшеклассниками полного среднего образования на профильном уровне, а также в непрофильных (общеобразовательных) школах, классах и группах.

На основе примерных нормативов и расчетов субъекты Российской Федерации должны представить предложения в проекты территориальных бюджетов с целью дополнительного бюджетного финансирования работы старших классов общеобразовательных учреждений, планирующих переход на профильное обучение.

На следующем этапе должна быть продолжена работа по созданию нового поколения учебной литературы, уточнению базисных учебных планов, разработке и принятию примерных учебных планов профилей и ежегодному расширению числа школ и обучающихся, переходящих на профильное обучение, на основе соответствующих региональных программ.

 

Приложение

 

ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ

ДЛЯ НЕКОТОРЫХ ВОЗМОЖНЫХ ПРОФИЛЕЙ

 

ЕСТЕСТВЕННО - МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

 

Учебные курсы Число недельных учебных часов за два года обучения
I. Базовые общеобразовательные предметы
Русский язык и литература  
Иностранный язык  
История  
Обществоведение  
Физическая культура  
II. Профильные общеобразовательные предметы
Математика (базовый общеобразова- тельный и профильный курсы)  
Физика  
Химия  
География  
Биология  
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)
5 - 6 курсов, предлагаемых школой Всего 12
Учебные практики, проекты, иссле- довательская деятельность Не менее 70 уч. часов за 2 года обучения

 

--------------------------------

Здесь и далее рекомендуется часы физической культуры не учитывать в суммарном объеме предельно допустимой аудиторной нагрузки учащихся.

 

СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

 

Учебные курсы Число недельных учебных часов за два года обучения
I. Базовые общеобразовательные предметы
Русский язык и литература  
Иностранный язык  
Естествознание  
Математика  
Физическая культура  
II. Профильные общеобразовательные предметы
История (базовый общеобразователь- ный и профильный курсы)  
Экономика  
Право  
Экономическая и социальная география  
Социология  
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)
5 - 6 курсов, предлагаемых школой Всего 12
Учебные практики, проекты, иссле- довательская деятельность Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения

 

ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ

 

--------------------------------

Возможна внутрипрофильная специализация по направлениям: филология, история, искусство и др.

 

Учебные курсы Число недельных учебных часов за два года обучения
I. Базовые общеобразовательные предметы
Математика  
Естествознание  
Физическая культура  
II. Профильные общеобразовательные предметы
Русский язык и литература (базовый общеобразовательный и профильный курсы)  
Иностранный язык (базовый общеоб- разовательный и профильный курсы)  
История (базовый общеобразователь- ный и профильный курсы)  
Обществоведение (базовый общеобра- зовательный и профильный курсы)  
Искусство  
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)
5 - 6 курсов, предлагаемых школой Всего 12
Учебные практики, проекты, иссле- довательская деятельность Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

(СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)

 

--------------------------------

Как пример одного из возможных вариантов реализации технологического профиля. Помимо него могут быть рекомендованы агротехнологический, индустриально - технологический и другие специализации технологического профиля (технологии сферы обслуживания, медицина, педагогический и др.).

 

Учебные курсы Число недельных учебных часов за два года обучения
I. Базовые общеобразовательные предметы
Русский язык и литература  
История и обществоведение  
Естествознание  
Физическая культура  
II. Профильные общеобразовательные предметы
Информатика и ИКТ  
Математика (базовый общеобразова- тельный и профильный курсы)  
Физика  
Иностранный язык (базовый общеоб- разовательный и профильный курсы)  
III. Элективные курсы (3 курса на выбор)
5 - 6 курсов, предлагаемых школой Всего 24
Учебные практики, проекты, иссле- довательская деятельность Не менее 140 учебных часов за 2 года обучения

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

(НЕПРОФИЛЬНЫЕ ШКОЛЫ И КЛАССЫ)

 

Учебные курсы Число недельных учебных часов за два года обучения
I. Базовые общеобразовательные предметы
Русский язык и литература  
Математика  
Иностранный язык  
История  
Обществоведение (включая экономику и право)  
Естествознание  
Физическая культура  
Информатика  
Технология  
II. Элективные курсы (4 курса на выбор и/или часы на углубление базовых курсов)
5 - 6 курсов, предлагаемых школой Всего 16
Учебные практики, проекты, иссле- довательская деятельность Не менее 70 уч. часов за 2 года обучения

 

СХЕМА

ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ОСНОВНОГО

(ИЛИ НЕЗАВЕРШЕННОГО ОСНОВНОГО)

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Дальнейшая карьера Высшее или среднее профессиональное образование после дополнительного общеобразователь- ного курса и ЕГЭ Высшее или среднее профес- сиональное образование  
Практическая деятельность  
Практическая деятельность  
Вид документа об образовании Диплом НПО (без права поступления в вуз) Диплом НПО (с правом поступления в вуз)  
Вид аттестации Выпускные квали- фикационные экза- мены Выпускные квалификационные экзамены + ЕГЭ  
Общий срок обучения 3 года 1,5 - 2 года Дополнительный профессиональный модуль (освоение ряда специализаций на повышенном уровне квалифика- ции, расширенная учебная практика) Дополнительный общеобразо- вательный модуль с учетом требований стандарта обще- го среднего образования  
Завершение освоения про- фессии, стандартная учеб- ная практика  
1 - 1,5 года Основной модуль профессии НПО (освоение про- фессии широкого профиля и одной специализации на начальном или среднем уровне квалификации)  
Модули общих навыков  
Основной (профессионально ориентированный) общеобразовательный модуль + гуманитарный курс общекультурной направленности  
База Основная школа (9 классов)  

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 декабря 2001 г. N 1756-р

 

1. Одобрить подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года (далее именуется - Концепция).

2. Минобразованию России:

обеспечить доведение Концепции до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных образовательных учреждений, педагогической общественности;

организовать разработку комплекса мероприятий по реализации Концепции.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции при разработке мер государственной поддержки образования, а также при реализации федеральных и региональных программ развития образования.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.КАСЬЯНОВ

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА

 

1. Роль образования в развитии российского общества

 

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000 - 2005 годы.

Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модернизации образования.

 

1.1. Российское образование и тенденции

мирового развития

 

Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования:

ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;

динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70 - 80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения.

Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования.

Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

 

1.2. Новые социальные требования к системе

российского образования

 

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско - правовой, профессиональной и бытовой культурой.

Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи.

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

 

1.3. Состояние российской системы образования

и необходимость ее модернизации

 

Государственно - политические и социально - экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально - экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.

В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все, заинтересованные в качественном образовании.

В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда.

Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно - экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения.

В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании.

Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно - правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.

 

1.4. Цели и основные задачи модернизации образования

 

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально - педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:

обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

формирование в системе образования нормативно - правовых и организационно - экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

развитие образования как открытой государственно - общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

 

2. Приоритеты образовательной политики

 

2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности

качественного образования

 

Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально - экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для:

бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;

равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:

обучения на учебно - материальной базе с использованием современного учебно - лабораторного оборудования и учебной литературы;

обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;

социально - педагогической и психолого - педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.