КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, значение, структура Я-концепции
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом,. Феномены самосознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, формируется “Я” субъекта, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. Я-концепция - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. В Я-концепции выделяют: 1. Образ Я - представления индивида о самом себе. 2. Самооценка – эмоциональное отношение к самому себе, которое может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-концепции. 1. Образ Я (когнитивная составляющая Я-концепции). Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом оценки человеком могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Все они составляют иерархию значимости указанных характеристик, которая может меняться в зависимости от жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. 2. Самооценка (эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции). Самооценка подразумевает под собой отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его “Я”. Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности: § оценка других людей; § круг значимых других (референтная группа); § актуальное сравнение с другими; § сравнение реального и идеального Я; § измерение результатов своей деятельности. Самооценка и уровень притязаний личности играют важную роль в организации результативного управления своим поведением, без них трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство. В формировании самооценки огромную роль играет родительское отношение: положительная самооценка формируется родительской любовью, отрицательная – нелюбовью, отвержением ребенка. Важными характеристиками самооценки являются целостность, интегрированность, ее независимость от внешних оценок. Существенную роль играет также успех деятельности. Формула самооценки Успех___ СО = Притязания
Под уровнем притязаний понимают уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек. Одно из условий изменения уровня притязаний – достигнутый успех или неуспех деятельности. Если человек ставит непосильную задачу, то повторный неуспех ведет к снижению уровня притязаний. При адекватной самооценке после успеха человек выбирает более трудные задачи, а после неуспеха – более легкие. 3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Все эмоции и оценки, связанные с образом Я, оказывают сильное влияние на деятельность человека, его поведение и взаимоотношения с окружающими. Таким образом,
Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она участвует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека. Контрольные вопросы 1. Расскажите об основных формах направленности. 2. Объясните суть понятия “потребность”. 3. Дайте определение понятию “мотив”. 4. Раскройте понятие “Я-концепция”.
Список рекомендуемой литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968. 40. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |