Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления в психологии




На сегодняшний день, в психологии существует три основных направления: психодинамическое, поведенческое и экзистенциально-гуманистическое.

В рамках динамического направлении наибольшую известность приобрел психоанализ, основоположником которого является Зигмунд Фрейд (1856-1939). Теория личности Фрейда базируется на идее доминирования бессознательного в психике человека. З. Фрейд считал, что именно бессознательные психические процессы, инстинкты регулируют поведение человека. В дальнейшем, ученики Фрейда, которые не в полной мере разделяли его точку зрения, сформировали свои собственные направления (индивидуальная психология А.Адлера, аналитическая психология К.Г.Юнга и т.д.).

Одна из широко известных школ поведенческого направлениябихевиоризм. Кредо бихевиоризма: изучение поведения, а не сознания. Это направление возникло в американской психологии, но в своей сути проистекало из учения И.П. Павлова об условных рефлексах. Основная идея бихевиоризма заключалась в утверждении значимости поведения и полном отрицании сознания. Теоретическим лидером данного направления стал Джон Уотсон, стремившийся превратить психологию в науку, способную контролировать и предсказывать поведение. С точки зрения Дж. Уотсона, поведение – это система реакций, а внешнее окружение рассматривалось как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружающая среда, а не внутренние психические явления, формирует человека. Со слов Б. Скинера, одного из авторов этой концепции: “Создайте идеальный социум, и вы получите идеального человека”. Основная формула бихевиоризма описывает поведение человека как совокупность реакций в ответ на стимулы внешней среды (S R). Представителями данного направления также являлись Э. Торндайк, Дж. Вольпе, А.Бандура, А. Эллис, А. Бек.

Экзистенциально-гуманистическое направление. Основные идеи гуманистической психологии заключаются в стремлении зрелой личности к самоактуализации и свободе выбора. Сторонники гуманистической психологии в противовес учению Фрейда утверждали, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В отличие от бихевиористов, гуманистические психологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, которые способны сами определять свою судьбу. Самоопределение является существенной частью природы человека. Концепция роста К. Роджерса предполагает, что люди стремятся реализовать свои внутренние возможности и личностный потенциал. А. Маслоу считал, что высшими потребностями человека являются потребности в саморазвитии и самоактуализации. К данному направлению относится также школа гештальт-психологии. Гештальт-психология (от нем. Gestalt—образ, форма)— направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур Главные представители — немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Кёлер, К. Коффка. Близкие к ней общенаучные позиции занимали К.Левин и его школа, распространившие принцип системности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.