Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни методологии педагогики




Выделяют четыре уровня методологии педагогики – философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

 

Философский уровень методологии педагогики. Педагогические теории, как и всякие другие, нуждаются в философском обосновании и базируются на положениях тех или иных философских учений, течений, направлений. В качестве методологической основы педагогики в настоящее время используются следующие основные философские концепции.

 

Прагматизм (от греч. «прагма» – «дело»). Основатель учения прагматизма — выдающийся американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи. Ведущая идея прагматизма — опора на собственную активность ученика, обучение и воспитание в ходе конкретных дел, на практике.

 

На основе концепции прагматизма учениками Дьюи был разработан целый ряд технологий обучения, например, метод проектов (автор – Уильям Килпатрик), дальтон-план (автор – Хелен Паркхерст). Идеи прагматизма были популярны в СССР в 20-е – начале 30-х годов XX века.

 

Неопозитивизм. В основе лежат этические идеи Платона, Канта. Основная идея неопозитивизма: в эпоху научно-технической революции востребовано рациональное мышление, поэтому воспитание должно быть очищено от умозрительных, мировоззренческих, философских, религиозных и прочих идей. Внимание уделяется прежде всего развитию интеллекта, чувственная сфера ребенка, его эмоциональная жизнь остается далеко на заднем плане. Данная концепция в наши дни доминирует в западной философии образования.

 

Экзистенциализм (от лат. «экзистенция» – существование).Эта философия рассматривает личность как высшую ценность мира. Среда, утверждают экзистенциалисты, враждебна личности. Бытие личности абсурдно, и единственный способ преодолеть этот абсурд – утверждение нравственной самостоятельности личности. Поэтому экзистенциалисты выступают против унификации личности, требуют как можно большей меры индивидуализации воспитания и обучения. Некоторые из них считают, что можно вообще обойтись без школ. Коллектив вреден! Только жизнь, природа и интуиция! Учитель должен создавать атмосферу свободного выбора, предоставлять каждому идти своим путем, учить «смотреть в себя».

 

Нотомизм – это официальная доктрина Католической Церкви на современном этапе. Наиболее яркий представитель неотомизма – французский богослов XX века Жак Маритен. Основная идея неотомистов – представление о двойственной природе мира и человека (духовной и физической). Духовное начало имеет приоритет, поэтому воспитание должно быть подчинено религии. Неотомизм пытается решить вековую проблему противоречия веры и науки, утверждая, что они не противоречат друг другу, если есть четкое разграничение истин веры и истин разума (наука отвечает на вопрос «Как?», религия – на вопрос «Зачем?»).

 

Бихевиоризм. Это достаточно популярное на западе в середине прошлого столетия философское и психологическое учение. Ключевое положение бихевиористов – формула воспитания: «стимул → реакция → подкрепление». Эта формула определяет технократический подход к воспитанию и обучению, управление деятельностью учащихся с помощью рациональных алгоритмов, идею управляемого индивида.

 

Диалектический материализм ( марксизм). Данное учение признавалось единственно верным в СССР, но сейчас значительно утратило свою популярность. Педагоги-марксисты руководствуются следующими принципами: активная роль познания; классовый характер воспитания; всестороннее и гармоническое развитие личности как цель воспитания; мировоззренческая направленность обучения; связь обучения, воспитания с жизнью и трудом; политехнический характер образования; ведущая роль учителя как проводника коммунистической идеологии в массы.

 

Кроме перечисленных, в качестве философской основы педагогических исследований выступают: философская антропология, феноменология, герменевтика.

 

Общенаучный уровень методологии педагогики.Его содержаниесоставляют общенаучные подходы, то есть наиболее общие методы, приложимые ко всем или ко многим наукам. К общенаучным относятся подходы: деятельностный, системный, аксиологический, культуро-логический и некоторые другие.

 

Деятельностный подход заключается в том, что личность формируется только в процессе многообразной деятельности под комплексным воздействием всех объективных и субъективных факторов.

Деятельность – это специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Карл Маркс пишет: «…Источником и средством развития, изменения, усовершенствования естественных сил человека (духовных и физических), источником и средством развития человеческой личности являются не какие-то потусторонние силы (бог, природа, идея) и не какие-то внешние по отношению к человеку факторы – среда, обстоятельства и т. д., а его собственная деятельность как необходимое «движение» принадлежащих ему «естественных сил – рук и ног, головы и пальцев».

Следовательно, определенные обстоятельства жизни вызывают и обусловливают определенную систему деятельности человека, определенную систему движений определенных естественных сил и способностей человека, а эта деятельность с необходимостью приводит к соответствующему развитию тех сил и способностей, которые в нее вовлечены, а следовательно, к соответствующему развитию, формированию человеческой личности. Другими словами, для того, чтобы сформировать определенное личностное качество, нужно включить человека в соответствующую деятельность.

Системный подход заключается в том, что изучаемый объект рассматривается как система. Под системой в науке понимается выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление. Система обладает интегративными свойствами, отсутствующими у составляющих ее отдельных элементов (это свойство интегративности, целостности систем хорошо выразил еще древнегреческий философ Платон, говоривший: «Целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма частей»).

С точки зрения системного подхода, любое педагогическое явление может быть рассмотрено как педагогическая система. Системами являются воспитание и обучение, метод обучения, урок, личность ученика, педагогическая деятельность и многое другое.

Системный подход определяет логику изучения и преобразования педагогической действительности: рассмотреть изучаемый объект как систему, выделить составляющие ее элементы и связи между ними, изучить их свойства, усовершенствовать каждый элемент или внести в систему новые элементы (этот процесс называется инновацией), изучить новые свойства системы, возникшие после этого преобразования.

Надо, однако, помнить, что системный и другие общенаучные подходы не могут быть возведены в ранг философской концепции и противопоставлены, например, педагогической антропологии или диалектическому материализму, не могут подменить собой необходимость философского обоснования педагогических теорий и систем.

 

Конкретно-научный уровень методологии педагогикисоставляют теории, относящиеся к области конкретной науки, в данном случае, педагогики. Например, некий педагог разрабатывает авторскую методику развития творческих способностей ученика в процессе обучения. В этом случае автору придется волей-неволей опираться на те представления, которые уже накоплены педагогикой и психологией в области развивающего обучения, структуры творческой деятельности и креативности как интегративного качества личности.

Примером конкретно-научного подхода в педагогике может служить личностно-ориентированный подход, который предполагает усиление роли ученика как субъекта собственного обучения, его личностную направленность. Цель, содержание, формы и методы обучения, контроль результатов и другие дидактические элементы рассматриваются с точки зрения учета интересов и склонностей ученика, предоставления ему возможности индивидуальной образовательной траектории в каждом из изучаемых предметов. Вектор личностной ориентации в данном случае направлен не на ученика, а от него. «Не с предметом к детям, а с детьми к предмету», – вот девиз личностно-ориентированного обучения.

 

Технологический уровень методологии педагогики –это организация и методы педагогического исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.