Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути повышения финансового состояния




Исследования предыдущей главы показали, что ПОДТ АО "Казахтелеком" имеет как положительные, так и отрицательные моменты в своей деятельности. Чтобы улучшить финансовое состояние предприятия необходимо поддерживать и, по возможности, улучшать положительные тенденции и обязательно устранить отрицательные моменты в деятельности предприятия.

Для того чтобы повысить финансовое состояние и улучшить общее финансовое положение предприятия необходимо наметить ряд предложений по формированию внутренней финансовой стратегии.

Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия является этапом стратегического планирования, главной задачей которого является максимизация рыночной стоимости предприятия.

На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности.

Существует много различных схем формирования внутренней финансовой стратегии, одна из которых представлена в приложении Е.

Стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия являются:

максимизация чистого дохода предприятия;

оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

достижение прозрачности финансового состояния предприятия для собственников, инвесторов, кредиторов;

обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

создание эффективного механизма управления предприятием;

использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

В рамках этих задач рекомендуется выполнить следующие мероприятия по ряду направлений в области управления финансами:

проведение рыночной оценки активов;

проведение реструктуризации задолженности по платежам в бюджет;

проведение анализа положения предприятия на рынке и выработка стратегии развития предприятия;

разработка мер по снижению не денежных форм расчетов;

проведение инвентаризации имущества и осуществление реструктуризации имущественного комплекса предприятия.

Следует отметить тот факт, что при разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для проведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия.

Разработка финансовой политики предприятия строится на анализе финансового состояния предприятия. На основе данных анализа финансового состояния осуществляется выработка всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений.

В результате анализа работы ПОДТ АО "Казахтелеком" и его финансового состояния было выявлено, что предприятие являлось доходным и его финансовое положение устойчивым, т. к. результаты анализа показали увеличение почти всех показателей предприятия, за исключением показателей ликвидности и платежеспособности.

Исследование финансовой отчетности ПОДТ АО "Казахтелеком" позволило выявить недостатки, которые представлены в приложении З.

Учитывая тот факт, что ПОДТ АО "Казахтелеком" оказывает услуги в области телекоммуникаций и не занимается производством товарно-материальных ценностей, предложения, которые будут рекомендоваться для эффективного функционирования данного предприятия носят в большей доли своей финансовый характер.

Получение дохода занимает лидирующее положение в иерархии целей экономической организации. Из-за роста себестоимости предприятия недополучила определенную долю дохода. Данный факт говорит о том, что необходимо либо увеличивать объем предлагаемых услуг, путем расширения своей доли на рынке, либо сократить постоянные затраты.

Завоевание наибольшей доли рынка невозможно без тщательного его изучения. В этой связи полезно было бы порекомендовать, данному предприятию, привлечь к себе на работу опытного специалиста в области маркетинга, организовать хорошо продуманную рекламу, расширить перечень оказываемых услуг и повысить качество сервисного обслуживания.

Анализ платежеспособности и ликвидности ПОДТ АО "Казахтелеком" показывает, что предприятие является недостаточно платежеспособным. Руководству предприятия в этом случае все усилия финансовой политики нужно направить на реструктуризацию и модернизацию компании, т.е.

продать "лишние" активы;

ускорить оборачиваемость, высвобождение ресурсов;

поддерживать только перспективные направления своей деятельности;

разработать новые направления (виды продукции, рынки).

Также предприятию можно использовать следующие мероприятия по управлению ликвидностью:

составление платежного календаря, т.е. планировать денежные поступления и отчисления для контроля наличия денежных средств на счетах предприятия;

оценка времени наибольшего притока денежной наличности в течение месяца, т.е. определение временного интервала поступления денежных средств для выяснения возможности смещения денежного потока в нужном направлении;

контроль за соблюдением договорных обязательств;

контроль за "возрастом" дебиторской задолженности, т.е. выявление рискованной задолженности и принятие мер по ее погашению;

контроль за состоянием кредиторской задолженности, т.е. своевременно рассчитываться с поставщиками, бюджетом и небюджетными фондами;

расширение форм оплаты и способов расчетов с клиентами.

Поскольку, основной статьей притока денежных средств являются поступления от дебиторов, то следует обратить внимание на оборачиваемость дебиторской задолженности, период погашения и долю ее в общем объеме текущих активов, так как вследствие этого увеличивается кредиторская задолженность самого предприятия. Поэтому на предприятии необходимо вести строгий учет за любыми изменениями по данной статье. Возможны следующие пути снижения дебиторской задолженности: использование банковских векселей, продажа долговых обязательств, применение форфейтинга. Преимущества использования банковских векселей – это высокая надежность; низкая процентная ставка; использование банковского векселя как простого, а не переводного, с возможностью индоссамента; использование банковского векселя как платежного средства. Однако, есть и недостатки использования банковских векселей: сложная система учета и обращения векселя; недопущение отсрочки платежа. Продажа долговых обязательств оказывает положительное влияние, так как покупка долговых обязательств производится по цене ниже номинала, которая позволяет покупателю получать дополнительный доход, играя на разнице курсов долгов. Негативными факторами продажи долговых обязательств являются: плата за хранение векселя; сложная система продажи долговых обязательств. Преимущества применения форфейтинга состоят в простоте и быстроте оформления документации; в возможности получения продленного кредита по фиксированной процентной ставке; в снижении расходов предприятия-импортера, а недостаток этой формы заключается в возникновении трудностей нахождения банка-гаранта.

В ПОДТ АО "Казахтелеком" оборачиваемость увеличилась, а, следовательно, период погашения уменьшился. Но доля дебиторской задолженности за анализируемый период увеличилась, значит необходимо тщательно изучать своих клиентов, выяснять их реальные финансовые возможности, а в условиях заключаемых хозяйственных договоров предусматривать санкции за несвоевременную оплату оказанных услуг.

Существуют определенные принципы взаимоотношений с клиентами (покупателями и поставщиками), которые можно изложить упрощенно в следующем виде:

продавай за наличные, покупай в кредит;

кредитуй покупателя на меньший срок, чем получаешь кредит у поставщика;

при сделке определяй и проверяй платежеспособность партнера;

при заключении договоров проверяй правильность совершенной сделки.

Существуют следующие мероприятия по погашению задолженности:

напоминание по телефону;

письменное напоминание, т.е. в письме указываются предложения по согласованию графиков погашения задолженности, а также возможность обратиться в вышестоящий орган управления;

письменное напоминание на официальном уровне, т.е. в письме указывается необходимость согласования графика погашения задолженности к фиксированному сроку;

согласование графиков погашения, т.е. график в качестве приложения дополняет договор сторон с указанием санкции за его невыполнение;

получение информации о дебиторах дебитора, т.е. совместно с дебитором выясняется возможность проведения взаимозачетов, активизируется маркетинг дебитора;

проведение взаимозачетов, т.е. оформляется соглашением всех участников взаимозачета;

реализация продукции и имущества дебитора, т.е. дебитор, передает права на реализацию продукции и имущества по согласованному списку.

Для эффективного решения выше изложенных проблем на анализируемом нами предприятии, следовало бы ввести краткосрочное финансовое прогнозирование. Как показывает практический опыт, в современных условиях массовых неплатежей, сложностей расчетов с покупателями и поставщиками без финансовых прогнозов не обойтись.

Для получения надежных результатов финансовые прогнозы должны основываться на строгих данных и проводиться с использованием конкретных методов финансового анализа. Прогнозирование, в том числе финансовое, позволяет в некоторой (нередко весьма значительной) степени улучшить управление предприятием за счет обеспечения координации всех факторов производства и реализации, взаимосвязи деятельности всех подразделений, распределения ответственности и др.

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о рентабельности его работы и финансовом положении. Поэтому бюджет (план) по доходу и финансовый план являются центральными элементами внутрифинансового планирования.

Отчет о доходе представляет собой для формирования бюджета по доходу на будущий период. В отчете о доходе отражены экономические результаты деятельности в прошедший период. Однако величину доходов корректируют с учетом изменений внешних условий деятельности предприятия. Например, изменения под действием информации, изменения в области валютных отношений и политики доходов, изменения в структуре спроса, изменения условий конкуренции по причине увеличения или уменьшения количества конкурентов. Также следует учитывать внутренние условия. Так, руководство может принять решение об осуществлении инвестиций, о введении новых услуг, увеличении количества сотрудников и т.д.

Скорректированный с учетом ожидаемых изменений внешних и внутренних условий деятельности предприятия отчет о доходе называют скорректированным расчетом по доходу. Его разработка может быть отнесена к пассивной стадии планирования. Разработчики исходят из того, что предприятие повторит те же действия, что и в прошлом году. Более активная стадия планирования предполагает анализ того, дают ли при данных условиях предложенные в скорректированном расчете по доходу показатели наибольшую рентабельность.

Руководство предприятия должно стимулировать сотрудников, критически проанализировать условия, на которых строится скорректированный расчет по доходу. Необходимо задать такие вопросы, как:

будет ли выгодно изменить цену реализации по какому-либо из видов услуг?

будет ли рентабельным иной канал реализации услуг клиентам?

окупится ли рекламная компания?

выгодно ли включить в перечень услуг новую их группу?

Все поступившие предложения должны быть проанализированы на основе составления альтернативных расчетов. Исходя из показаний скорректированного расчета по доходу и принятых изменений, составляется бюджет по доходу.

Далее составляется финансовый план. Он разрабатывается на основе сопоставления ожидаемых платежей и ожидаемых поступлений. Исходя из этого, можно составить представление о том, будет ли финансовое положение предприятия удовлетворительным. В течение года потребность в денежных средствах может существенно изменяться. Это означает, что даже если показатели годового финансового баланса свидетельствуют о достаточной ликвидности предприятия, бюджет с разбивкой по кварталам или месяцам может показать недостаток денежных средств в один или несколько моментов периода. Следующим документом, который разрабатывается с учетом показателей бюджета по доходу и финансового плана, является финансовый баланс.

Плановый баланс не следует считать центральным элементом управления. Если руководство удовлетворено показателями рентабельности и ликвидности, рассчитанными в бюджете по доходу и в финансовом плане, т.е. предприятие удовлетворено финансовой устойчивостью, содержание планового баланса вряд ли повлияет на принятие решения. Плановый баланс представляет собой лишь документ, составленный на основе показателей других планов. Тем не менее, обычно практика предполагает разработку планового баланса по завершающей стадии формирования внутренней финансовой стратегии.

В современных условиях хозяйствования предприятию чтобы преодолеть проблемы и выжить необходимо, проявить инициативу, предприимчивость и бережливость для улучшения финансового состояния и для повышения эффективности производства.

Самым эффективным методом, который отслеживает зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства (продаж) является операционный анализ, называемый также CVP-анализом. Он помогает менеджерам осуществлять планирование и управление формированием операционного дохода. Основной целью CVP-анализа является исследование влияния на доход изменений, происходящих в таких показателях как: удельные переменные затраты, постоянные затраты, продажная цена, объем производства и структура продаж.

Практическими моделями CVP-анализа являются: анализ безубыточности, определение запаса финансовой прочности, определение влияния операционного рычага.

В основе анализа безубыточности лежит классификация издержек на постоянные и переменные. Концепция безубыточности в сущности служит для ответа на простой вопрос: сколько единиц товаров и услуг должна продать фирма, чтобы возместить свои постоянные издержки. Под точкой безубыточности понимается объем продаж, при котором предприятие имеет нулевой финансовый результат, т.е. предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей.

На практике чаще применяют математические модели:

, (3.1)

где Nкр – критический объем продаж в натуральном выражении,

Sf – постоянные затраты;

р – цена единицы продукции;

sv – удельные переменные затраты.

, (3.2)

где Дркр – критический объем продаж в стоимостном выражении;

КДм – коэффициент маржинального дохода, определяемый по формуле:

(3.3)

Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов можно сократить планируемый или ожидаемый объем продаж, оставаясь в зоне прибыли:

, (3.4)

где Дрпл – планируемый или ожидаемый объем продаж.

Разделение всей совокупности операционных затрат предприятия на постоянные и переменные позволяет использовать такой механизм управления доходом, как операционный рычаг. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение дохода от реализации всегда порождает более сильное изменение операционного дохода. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют следующую формулу:

, (3.5)

где Дм – маржинальный доход;

До – доход от основной деятельности.

Проявление механизма операционного рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования:

положительное воздействие операционного рычага начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности;

чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме операционных затрат, тем сильнее действует операционный рычаг;

наибольшее воздействие операционного рычага достигается в поле, максимально приближенном к точке безубыточности. По мере дальнейшего наращивания объема реализации продукции и удаления от точки безубыточности эффект операционного рычага начинает снижаться;

механизм операционного рычага имеет и обратную направленность – при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валового операционного дохода;

эффект операционного рычага стабилен только в краткосрочном периоде.

Это определяется тем, что постоянные затраты остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. При скачке постоянных затрат, диктуемом интересами наращивания объема реализации продукции или другими обстоятельствами, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности.

Одной из областей применения теории операционного рычага – разработка планов и прогнозов для компании. При этом учитывают относительные пропорции ожидаемых постоянных и переменных затрат. На основе заданных прогнозов общей суммы постоянных затрат, оценки общей суммы переменных затрат и ожидаемой цены можно определить объем производства в натуральном выражении, требуемый для достижения целевой прибыли до уплаты налогов, используя основную формулу безубыточности. Объем производства, необходимый для достижения целевой прибыли рассчитывается по формуле:

, (3.6)

где Sf – общие постоянные затраты;

р – цена за единицу продукции;

Sv – общие переменные затраты.

 

Проведем анализ безубыточности по основному виду деятельности ПОДТ АО "Казахтелеком" за 2007 год. Данный анализ базируется на классификации издержек на постоянные и переменные. Постоянные издержки – это затраты, которые не зависят от объема производства. Концепция постоянных издержек не является абсолютом, потому что в конечном счете в долгосрочном периоде любой элемент затрат становится переменным. Поэтому к применению анализа безубыточности нужно подходить с определенной степенью гибкости. Переменные издержки – это затраты, зависящие от объема производства.

На основе логических суждений мы предлагаем разделить затраты следующим образом:

переменные затраты – основные материалы, энергия на технические нужды, запасные части, заработная плата производственного персонала с соответствующими отчислениями, прочие материалы;

условно-постоянные затраты – общие и административные расходы (амортизационные отчисления, материалы, заработная плата с отчислениями, аренда, коммунальные услуги, затраты на рекламу, земельный налог, налог на имущество и другие).

Отметим определенную условность такой классификации, поскольку одна и та же статья расходов в различных условиях может зависеть или не зависеть от объема реализации. Например, расширение сферы деятельности предприятия предполагает и увеличение объема работ сотрудников соответствующих функциональных подразделений (бухгалтерии, отдела маркетинга и др.). Тогда на определенном этапе резко увеличиваются затраты по статье "Общие и административные издержки", которые в течение какого-то времени считались постоянными.

Стоимостной объем реализации продукции, обеспечивающий достижение точки безубыточности определим по формуле (3.7), для этого воспользуемся данными таблицы 3.1.

 

Таблица 3.1. – Исходные данные для определения точки безубыточности ПОДТ АО "Казахтелеком"

Показатель Сумма, тыс. тенге
Переменные затраты  
Маржинальный доход  
Постоянные затраты  
Доход (убыток) от основной деятельности  

 

Произведем расчет:

тыс. тенге.

Так в 2007 году ПОДТ АО "Казахтелеком" для достижения окупаемости постоянных и переменных затрат потребовалось достичь объема продаж в 401911,559 тыс. тенге. По результатам анализа безубыточности можно сделать вывод, что предприятие в 2004 году по основному виду деятельности имеет доход, так как преодолело порог рентабельности.

Определяя уровень безубыточности, необходимо также знать, в каких пределах можно снизить объем продаж без изменения величины прибыли. Для этого рекомендуется определять запас финансовой прочности. Произведем расчет данного показателя по формуле (3.8):

.

Следовательно, ПОДТ АО "Казахтелеком" может сократить объем производства на 81% прежде, чем будет достигнута точка безубыточности. Такой запас финансовой прочности должен быть учтен в процессе формирования стратегии предприятия.

Силу воздействия операционного рычага определим по формуле (3.9):

. (3.9)

Так в 2007 году сила воздействия операционного рычага составляла 1,23, что свидетельствует о низкой степени предпринимательского риска: предприятие способно выдержать 81-процентное снижение дохода от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения.

Данное значение операционного рычага свидетельствует о том, что при возможном увеличении дохода от реализации, скажем, на 3%, доход от основной деятельности возрастет на 3,69%; при снижении дохода от реализации на 10% операционный доход снизится на 12,3%.

Таким образом, зная за счет каких факторов может произойти уменьшение дохода от реализации (только в результате снижения цен, только в результате снижения натурального объема продаж, или за счет сочетания обоих факторов), можно регулировать степень риска, используя каждый фактор в той или иной мере, в зависимости от конкретных условий деятельности предприятия.

Итак, максимизация дохода путем изменения доли переменных и постоянных затрат, определения точки безубыточности и запаса финансовой прочности открывает возможность предприятию планировать на перспективу размеры прироста дохода в зависимости от хозяйственных успехов в производстве конкурентоспособной продукции и заблаговременно принимать соответствующие меры по изменению в ту или иную сторону величины переменных и постоянных затрат.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив теоретические основы финансового планирования, можно заключить, жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. Это обуславливает необходимость финансового планирования, планирование издержек и прибыли. Планирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Рассмотрев цели и сущность финансового планирования, можно сделать заключение, что финансовый план является неотъемлемой частью внутрифирменного планирования, одним из важнейших документов, разрабатываемых на предприятии.

Разработка финансовых планов должна проводиться на постоянной основе. Необходимо учитывать, что они быстро устаревают, поскольку ситуация на рынке меняется динамично. В связи с этим рабочие версии должны постоянно обновляться. В компании должны иметься варианты финансовых планов, предназначенные для различных адресатов в зависимости от целей, например, для банка, для соинвестора, для совместной деятельности и пр. Финансовый план, ориентированный на определенный тип инвестора (или даже конкретную фирму), дает больший шанс на успех, чем массовая рассылка.

Планирование и моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

В настоящее время стратегический анализ является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс стратегического планирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и финансовое планирование. Стратегическое планирование позволяет предприятию так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, но правильно проведенное планирование позволит свести риск к минимуму.

Данная курсовая работа имела целью доказать необходимость финансового планирования деятельности любой фирмы, рассчитывающей на успех в современных условиях рынка. Нельзя забывать о том, что мы находимся в особо жестких условиях белорусской экономики, в которых некоторые рыночные законы действуют с точностью до наоборот.

Разработка финансовых планов является одним из основных средств контактов с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации и возможность ее эффективной деятельности, поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.

Переход к рыночной экономике отнюдь не отменяет необходимость прогнозирования и планирования в экономике, а выводит задачи экономического планирования и прогнозирования на более высокий уровень, требуя большей ответственности при проведении мероприятий по планированию и прогнозированию на предприятии, так как от этого зависит, в самом прямом смысле, выживаемость этого предприятия в жестких рамках реального рыночного хозяйства. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали исключительной прерогативой самих предприятий. Новая методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедуры финансового планирования упростились. В то же время значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятий за качество принятых плановых решений.

Как и всякий другой процесс, финансовое планирование завершается практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: «Финансы и статистика». 1997. –248 с.

2. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.: ил.

3. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2000. – 328 с.

4. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. 3-е изд. – М.: «Дело и Сервис», 2001. – 304 с.

5. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие в 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/под общ. ред. А.И.Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416 с.

6. Ковалёва А. М., Лапуста М. Г. Сканай Л. Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2000. – 416 с.

7. Семочкин В. Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2000. – 376 с.

8. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗОВ / Г. Б. Поляк, И. А. Акодис, Т. А. Краева и др.; Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 518 с.

9. Финансы предприятий. Учебное пособие / Е. И. Бородина, Ю. С. Голикова, Н. В. Колчина, З. М. Смирнова; Под ред. Е. И. Бородиной – М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 208 с.

10. Финансы предприятий: Учебник/ Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А.Лапко и др.; Под общ. Ред. Л.Г.Колпиной. 2-е изд., дораб. И доп. - Мн.: Выш.шк., 2004. - 336 с.

11. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.. Методика финансового анализа. – М.: «ИНФРА-М». 2000. –208 с.

12. Экономика предприятия: Учебник / под ред. Проф. Волкова О.И. – М.: «ИНФРА-М», 1998. –416 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.