Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения умственного развития




Люди с нарушениями умственного развития представляют собой полиморфную группу.2 основных вида дизонтогенеза:

· Задержка психического развития (ЗПР)

· Недоразвитие интеллекта

Недоразвитие интеллекта представляет собой не болезнь, но состояние,некое новое качество. Нарушения в таком случае по существу необратимы,динамика развития ограничивается степенью тяжести поражения ипроградиентностью (или ее отсутствием). Под проградиентностьюпонимается нестабильность состояния человека, возможность дальнейшегораспада функций.

Принято выделять 3 формы недоразвития интеллекта:

· олигофрения

· деменция

· слабоумие

Из них олигофрения является непроградиентной.

3 степени недоразвития интеллекта:

· дебильность (легкая степень)

· имбецильность (средняя степень, парциально нарушены подкорковые образования)

· идиотия (грубое нарушение)

Современная классификация олигофрении:

1.Олигофрения эндогенной природы(поражение генеративных клеток родителей)

· болезнь Дауна

· истинная микроцефалия

· энзимопатические формы (наследственные нарушения различных видов обмена - белков, углеводов, липидов)

· клинические формы олигофрений, связанные с заболеваниями костей и кожи

2. Эмбрио- и фетопатии

· олигофрении, связанные с краснухой, перенесенной матерью во время беременности

· олигофрении, вызванные другими вирусами (грипп, гепатит и т. д.)

· олигофрении, связанные с токсоплазмозом

· олигофрении, связанные с врожденным сифилисом

· олигофрении, связанные с гормональными нарушениями матери и токсическими веществами

· олигофрении, связанные с гемолитической болезнью новорожденных

3. Олигофрении, возникшие в результате воздействия вредных факторов в период родов и в раннем возрасте

· следствие асфиксий новорожденных и родовых травм

· следствие черепно-мозговых травм в раннем возрасте

· следствие менингитов, менингоэнцефалитов, энцефалитов в раннем детстве

 

4.Атипичные формы олигофрений (прогрессирующие гидроцефалии, локальныедефекты развития мозга, эндокринные нарушения у детей и т. д.)

Возможные причины возникновения олигофрении:

Неблагоприятная наследственность, вредные воздействия в периодвнутриутробного развития, родовые травмы и асфиксии, вредныевоздействия в период новорожденности (все это может быть какпредрасполагающими, так и определяющими факторами). Крайне важно, накаком этапе развития происходит воздействие.

Влияние неблагоприятной наследственности может передаваться вследующем поколении (прямая наследственность), через поколение(перепрыгивающая наследственность). Скрытое состояние может проявитьсячерез несколько лет в нарушениях обмена веществ, нарушенияххромосомного набора и их строении.

Вредные воздействия в разные сроки внутриутробного развития (физические факторы):

· механические (травмы живота)

· изменение внутриматочного давления

· многоплодие

· частые маточные сокращения

· внематочный имплант

· давление близлежащих органов

· термические факторы (гипо- гипертермия)

· лучевые факторы (ультрафиолет, рентген, космическое облучение)

· химические факторы (гипоксия плода, влияние медикаментов, ядов, недостаток йода)

· биологические факторы (недостаток или избыток витаминов, гормональные нарушения, резус-несовместимость, стрессы

· возрастные факторы (кол-во абортов и родов, аномалии плаценты, заболевания матери, общее состояние организма)

· вирусные факторы (корь, ветрянка и т. д.)

· бактериальные факторы (сифилис и т. д.)

Результаты воздействия этих факторов напрямую зависят отинтенсивности воздействия, от состояния защитных функций организма, отвозраста.

Анатомия и физиология олигофрении:Под влиянием различных эндо- и экзогенных факторов в головном мозгепроисходят характерные изменения. В основном, такие изменения возникаюттогда, когда онтогенез еще не завершен. В зависимости от того, на какихэтапах происходит повреждение мозга, патолого-анатомическая иклиническая картина разная.

Если патологический фактор воздействует в первые месяцы внутриутробногоразвития, то недоразвитие мозга чаще всего сопровождается врожденнымианомалиями других органов и систем (скелета, глаз, слуха, сердца, кожии т. д.).

Если патологический агент действует в последующие месяцы беременности,то в основном поражен только головной мозг. Различия в патогенезеолигофрений могут быть обусловлены следующим:

· характеристикой самого патологического агента

· характеристикой приспособительных механизмов данного организма

При идиотии и имбецильности паталого-анатомическая картинаболее тяжелая. Как правило, резко выражены аномалии развития мозга:микроцефалия (малые размеры), макроцефалия, недоразвитие различныхобластей мозга (чаще лобных и теменных долей), уменьшение в размерахмозжечка, отсутствие мозолистого тела, различные патологии бороздголовного мозга.

Воздействие патологического фактора во вторую половинубеременности дает менее грубый и более диффузный характер поражения.Преимущественно страдают наиболее молодые в функциональном отношенииструктуры мозга.

При легких формах отмечают ослабление условных рефлексов, инертностьнервных процессов, межполушарную ассиметрию, скудность альфа-ритма,появление патологических волн.

Общая симптоматика олигофрении:

Олигофренией в среднем страдают 0,3-0,7% населения.

Наиболее характерные признаки:

· преобладание интеллектуального дефекта

· отсутствие проградиентности

· развитие интеллектуального нарушения до 3 лет

Наиболее характерные клинические особенности:

· тотальность или диффузность поражения (страдает не только познавательная деятельность, но и личность в целом)

· недоразвитие в большей степени касается более "молодых" образований и систем мозга

· Клиническая картина зависит от степени тяжести интеллектуального недоразвития

Нарушения мышления: в основном, затрагиваются высшие формымышления (абстрагирование). Устанавливаются сугубо частные, конкретныесвязи между предметами. Практически недоступен выход за пределыстереотипа. При сравнении предметов и явлений различия устанавливаютсятолько по внешним признакам, установление сходства часто недоступно.Недостаток понятийного мышления проявляется в определении общихпризнаков, выделении видовых и родовых понятий. Сложно понятьпереносный смысл, с трудом осваивают абстрактный счет. Недостаточностьлогического мышления проявляется в сложности выделить основную мысль втексте или рассказе.

Внимание: трудно сосредоточить, плохо фиксируется, легко рассеивается

Восприятие: наиболее всего страдает компонент, связанный с анализом и синтезом воспринимаемого впечатления.

Память: страдает как процесс запоминания, так и процессвоспроизведения. Все новое дается с трудом, усваивается медленно, послемногократного повторения. Более всего страдает смысловая память илогическое запоминание.

Речь: как более молодая функция онтогенетического развитиястрадает в большей степени и соответствует тяжести интеллектуальногонарушения.

При грубых нарушениях интеллектуального развития люди не тольконе говорят, но и не понимают речь окружающих. При средней степенипоражения существует возможность словесного определения ряда предметови явлений, но для более глубокого общения речь служить не может. Прилегкой степени нарушения при достаточном запасе слов не всегдапользуются ими, понимание смысла значения слова затруднено, слово,имеющее значение в конкретной ситуации усваивается значительно лучше,не связанные с ситуацией - хуже и медленнее. Страдает произносительнаясторона речи. Темп речевого развития тормозится.

Двигательные функции: снижены вследствие недостаточного интереса к окружающему и общению с людьми

Эмоции и воля: отмечается тугоподвижность эмоций, их костность,однообразность. Неспособность испытывать тонкие переживания и подавлятьсвои влечения. Эмоции часто бывают неадекватны произошедшим событиям.

Характер и темперамент может быть различным.

Воля: страдает целенаправленная деятельность, отмечаетсяимпульсивность, поступки совершаются без борьбы мотивов. В поведениинет последовательности, плана, учета будущего. Снижена инициатива,самостоятельно с трудом переключаются на новую деятельность, охотноподражают другим, используя старые штампы. Легко поддаются внушению, ноактивно сопротивляются новому. Как правило, снижена работоспособность.При тяжелых нарушениях могут проявляться патологические влечения.

4. Задержка психического развития (ЗПР) - понятие, которое говорит не о стойком и необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Первоначально проблему задержки психического развития в отечественных исследованиях обосновали клиницисты. Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е.Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С.Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80-е гг. Исходя из этиологического принципа, она выделила четыре основных варианта задержки психического развития, которые и сегодня используются наиболее продуктивно в оказании коррекционной помощи детям в специальных учреждениях. В клинико-психологической структуре каждого из предложенных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

В специальных исследованиях используется понятие психического инфантилизма, под которым понимают вариант задержанного развития, проявляющегося в несвойственной возрасту незрелости физического и психического статуса, не сопровождающегося грубым нарушением интеллекта.

Большинство работ направлено на изучение различных симптоматических картин, обнаруживаемых у детей с мозговыми нарушениями. Это категория детей с широкой гаммой различных психопатологических синдромов, которые приводят к отставанию в психическом развитии (В.Круйшан). Сюда входят дети с поражением центральной нервной системы (ЦНС) (специфического или диффузного характера), речевыми нарушениями, трудностями в обучении, перцептивными нарушениями, гиперкинезиями. Кроме того, в эту группу входят дети, у которых не обнаруживается никаких нейрофизиологических нарушений, но тем не менее проявляются те же самые психологические симптомы, что и у детей с нарушением ЦНС.

Анализ зарубежных работ обнаруживает разные подходы к изучению ЗПР и к выработке адекватных диагностических методов. Поиск дифференцированных средств для определения форм ЗПР, осуществляемый Р.Заззо и его сотрудниками, направлен, в основном, на выделение различных психологических синдромов и их этиологии для групп детей с ЗПР. По мнению Р.Заззо, до сих пор вопрос о ЗПР решался на основе либо только биологических, либо социальных факторов. Однако использование психологических критериев позволяет выделить специфические особенности дефекта у pразличных форм ЗПР. Р.Заззо выдвигает идею гетерохронии развития, согласно которой психические функции у детей с нарушением психического развития формируются не в едином темпе. И чем больше выражен дефект психического развития, тем больше расхождение между психическими функциями и психобиологическими возрастными показателями развития. Гетерохрония, согласно Р.Заззо, не приводит к грубой дисгармоничности развития ребенка, так как благодаря компенсаторным механизмам осуществляется своеобразное согласование личности и среды. Для определения характера ЗПР он указывает на необходимость сбора наиболее полной информации: данные о беременности матери, характеристика семейной обстановки, социально-экономический уровень семьи, моральное поведение родителей и отношения между ними.

А.Валлон указывал, что «нормальный ребенок открывается через больного». В характеристике развития, которая актуальна и сегодня, А.Валлон основную роль отводил эмоциям, аффективности. По его мнению, понимающий ребенок идет за чувствующим ребенком, познавательные и аффективные процессы интегрируются в ходе развития. Диагностировать по А.Валлону -- значит не сравнивать ребенка с нарушением психического развития с нормально развивающимися детьми, а выделить нарушение нервной системы, определить его уровень, недостаточность интеграции и координации функциональных систем.

С возникновением генетической концепции психического развития ребенка психика стала рассматриваться как реконструируемая иерархическая структура, интегрирующая возникающие функции в новые неделимые функциональные системы, зависимые во многом от созревания центральной нервной системы (А.Валлон, Р.Заззо).

А.Валлоном выделены периоды психического развития с доминантой «определенных функциональных систем» и определенного типа взаимодействия ребенка с окружающей средой. Выдвинутые принципы зависимости актуальны в клинической диагностике при определении уровня нарушения, выявлении недостаточности интеграции и взаимоотношения функциональных физиологических систем на определенной стадии развития.

Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития представляет собой проблему, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической, клинико-социальной практики и определенной трансформацией представлений о психогенетической сущности данного статуса, критериях диагностики, принципах организации, характере и объеме специализированной помощи.

Классификации ЗПР

Задержка психического развития у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.

Г.Е.Сухарева, исходя из этиопатогенетического принципа, выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития, которые следует отделить от понятия «олигофрения»:

1)Интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями социальной среды.

2)Интеллектуальные расстройства при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями.

3) Нарушения интеллектуальной деятельности при различных формах инфантилизма.

4) Вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с сенсорными нарушениями: с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма.

М.С.Певзнер в группе детей с ЗПР описывает разные варианты психофизического инфантилизма, интеллектуального нарушения при цереброастенических состояниях.

Т.А.Власова и М.С.Певзнер (1967) выделили среди детей с ЗПР две наиболее многочисленные группы:

1) Дети с нарушенным темпом физического и умственного развития.

Причины: медленный темп созревания коры головного мозга.
Дети данной группы уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии.

2)Дети с функциональными расстройствами психической деятельности.

Причины: минимальное органическое повреждение головного мозга.
Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность.

В исследованиях В.В.Ковалева предлагается классификация пограничных состояний интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развитая, где ведущая роль в патогенезе отводится какому-либо одному фактору; в происхождении интеллектуальной недостаточности обычно участвуют и другие патогенетические факторы. Внутри каждой из групп выделяются варианты клинико-психопатологического критерия.

Классификация с выделением нескольких групп задержки темпа психического развития на основании соотношения «эндогенных и экзогенных факторов», предложена М.В.Коркиной, Н.Д.Лакосиной, А.В.Личко:

· дизонтогенные формы, обусловленные задержанным или искаженным психическим развитием (варианты психического инфантилизма);

· формы, обусловленные органическим поражением мозга на ранних стадиях онтогенеза;

· интеллектуальная недостаточность, зависящая от дефицита информации в раннем возрасте;

· интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушением сенсорной системы.

В отечественной и зарубежной литературе психологическая характеристика детей с ЗПР подтверждается данными неврологического и нейрофизиоло-гического исследования. В неврологическом состоянии часто встречаются признаки гидроцефалии, нарушения черепно-мозговой иннервации, явления стертого синдрома, выраженной вегетативно-сосудистой дистонии. Стойкая неврологическая симптоматика остаточного характера констатируется у 50-92% таких детей (П. Шильдер, X. Лютер, И. Ф. Марковская)

К.С.Лебединская предложила медицинскую классификацию детей с ЗПР. Ею были выделены четыре основных варианта ЗПР:

1.Задержка психического развития конституционального происхождения. Причины: нарушения обмена веществ, специфика генотипа. Симптомы: задержка физического развития, становления статодинамических психомоторных функций; интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся в аффектах, нарушениях поведения.

2.Задержка психического развития соматогенного происхождения. Причины: длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии. Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; интеллектуальные нарушения; невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной самооценки, несформированности детской компетентности; эмоциональная незрелость.

3.Задержка психического развития психогенного происхождения. Причины: неблагоприятные условия воспитания на ранних этапах онтогенеза, травмирующая микросреда. Симптомы: несформированность детской компетентности и произвольной регуляции деятельности и поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства.

4.Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причины: точечное органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм ЦНС и интоксикации. Симптомы: задержка психомоторного развития, интеллектуальные нарушения, органический инфантилизм.

Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: преобладанием интеллектуальных или эмоциональных нарушений. В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной мотивации, а с эмоциональными расстройствами -- подвижность психических процессов.

Чаще других из названных выше типов встречаются ЗПР церебрально-органического происхождения. Этот тип обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще остаточного характера вследствие патологии беременности, недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нарушений первых трёх лет жизни детей.

Таким образом, задержка психического развития может рассматриваться как полисимптоматичный тип изменения темпа и характера развития ребенка, включающий различные комбинации нарушений и их проявлений. Тем не менее в психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд существенных особенностей:

· в сенсорно-перцептивной сфере -- незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;

· в психомоторной сфере -- разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;

· в мыслительной сфере -- преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

· в мнемической сфере -- преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания -- над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

· в речевом развитии -- ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;

· в эмоционально-волевой сфере -- незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

· в мотивационной сфере -- преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов;

· в характерологической сфере - усиление вероятности акцентуирования характерологических особенностей и повышение вероятности психопатоподобных проявлений.

Психологическая классификация детей с задержкой психологического развития выделяет три формы ЗПР в зависимости от их основания:

· эмоциональная незрелость (психический инфантилизм);

· низкий психический тонус (длительная астения);

· нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов.

Две первые формы задержки психического развития -- наиболее легкие и преодолимые, а третья форма граничит с легкой степенью умственной отсталости.

Таким образом, несмотря на неоднородность группы детей с ЗПР, можно выделить общие черты:

· При ЗПР нарушения наступают рано, поэтому становление психических функций происходит неравномерно, замедленно.

· Для детей с ЗПР характерна неравномерная сформированность психических процессов.

· Наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособности: в интеллектуальной деятельности наиболее яркие нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.