КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитать, развить
Урок - основная форма организации обучения. Типология и структура урока. Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок, (этап, звено, элемент) учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: 1)использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики. 2) Реализация на уроке в оптимальном соотношении дидактических принципов и правил. 3) Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. 4) установление межпредметных связей. 5) Мотивация и активизация развития всех сфер личности. 6) Логичность и эмоциональность всех этапов учебновоспитательной деятельности. 7) Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. 8) Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и классирование каждого урока.
Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактически, воспитательных и развивающих требованиях. К дидактическим (образовательным) требованиям относятся: - четкое определение образовательных задач каждого урока, - внедрение новейших технологий познавательной деятельности, - рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, - творческий подход к формированию структуры урока, - научный расчет и мастерство проведения урока.
Воспитательные требования к уроку включают: - определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, - постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы, - воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно-необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, честности, коллективизма и др., Развивающие требования к уроку включают: - формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой активности инициативы, - изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся. - проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступление новых качественных изменений в развитии, - прогнозирование «скачков», в интеллектуальной, эмоциональном, социальном развитии учащихся. Когда мы говорим о типах и структурах уроков, необходимо произвести их классификацию. Одна из первых наиболее обоснованных классификаций уроков принадлежит советскому дидакту И.Н. Казанцеву, предложившему группировать уроки по двум критериям: 1) содержанию и 2) способу проведения. По первому критерию, например, уроки математики рассчитываются на уроки арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии, а внутри них - в зависимости от содержания преподаваемых тем. По второму критерию, Т.е. способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки - экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельных работ.
Так как образование выступает как целая система, то наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам - дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Классификация по данным признакам выделяет следующие типы уроков сегодня: 1) комбинированные (смешанные) типы уроков; 2) уроки изучения новых знаний; 3) уроки формирования новых умений; - 4) уроки обобщения и систематизации изученного; 5) уроки контроля и коррекции знаний, умений; 6) уроки практического применения знаний, умений (Г.И. Щукина, В.А. Олищук, Н.А. Сорокин, М.И. Махмутов и другие). После того, как мы определились с типами уроков, необходимо ввести понятие структуры урока - это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательность структурных частей.
Важным современным положением является то, что целесообразность тех или иных типов и структур урока предлагается оценивать по эффективности всего учебно-воспитательного процесса (конечному результату), а не по структурному совершенству и завершенности отдельных уроков. От Коменского и Герба рта берет начало классическая четырехзвенная структура урока: - подготовка к усвоению новых знаний; -усвоение новых знаний, изменений; - закрепление и систематизация; - применение на практике.
Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, выглядят следующим образом:
Такой тип урока назван комбинированным потому, что учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности и определяется широкое распространение комбинированного урока, так как 75-80% учителей про водя уроки. На современном этапе с целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно одним видов деятельности: это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Здесь можно заметить, что эти типы уроков представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура выделенных типов урока состоит из трех частей: 1) организация работы (1-3 мин), 2) главной части (формирование, усвоение, повторение, закрепление, контроль, применение) - (35-40 мин). 3) подведение итогов и задания на дом (2-3 мин). Наряду с вышесказанным следует подчеркнуть то, что в конце ХХ века обнаружилась тенденция снижения интереса школьников к знаниям. В связи с этим педагогическая практика отреагировала на это нестандартными уроками, имеющими главной целью побуждения и интереса, учащихся к учебному труду. Нестандартный урок - это импровизированные учебное занятие, имеющую нетрадиционную (неустановленную) структуру, и.п. Подласый приводит 36 типов таких уроков, и говорит, что нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия познавательного труда и др. как по отдельным предметам, так и комплексные, включающие тематику нескольких сменных дисциплин.
Факультативные занятия и курсы разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Практика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как электро- и радиотехники, химия полимеров, психология, этика, живопись, музыка, этнографии, иностранного языка и др. Факультативные занятия и курсы должны проводиться В тесной связи с уроками по общеобразовательным предметам.
Потребность в консультации, в которой вопросы задают учащиеся, возникает связь с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом. Консультация помогает учащимся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |