КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие № 4-5 Тема: Развитие теоретических основ образования зарубежными педагогами XVII-XIX вв
План Вопросы для обсуждения 1 группы: 1. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А. Коменского. 2. Я.А. Коменский о значении всеобщего воспитания юношества (идея пансофии). 3. Основы педагогической системы Я.А. Коменского: 1) задачи и принципы воспитания; 2) типы образовательных учреждений; 3) образовательные программы; 4) методы и формы работы. 4. Анализ идей «Материнской школы»: цель, задачи, содержание, сред-ства и методы семейного воспитания. 5. Значение педагогической системы Я.А. Коменского для развития теории и практики воспитания детей дошкольного возраста. Вопросы для обсуждения 2 группы: 1. Цель и задачи образования. Идея гармонического развития личности. 2. Сущность педагогической системы И.Г. Песталоцци. 3. Природосообразный и развивающий характер воспитания и обуче-ния. 4. Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци. 5. Проблема трудового воспитания. 6. Роль матери и педагога в развитии и обучении детей. 7. Оценка педагогических идей И.Г. Песталоцци. Вопросы для обсуждения 3 группы: 1. Цель и задачи образования. Идея гармонического развития личности. 2. Сущность педагогической системы Ж.Ж.Руссо 3. Природосообразный и развивающий характер воспитания и обуче-нияЖ.Ж.Руссо. 4. Педагогическая антропология Ж.-Ж.Руссо – гимн естественному воспитанию и свободному развитию человека. 5. Педагогические идеи Д.Локкао воспитании джентельмена. Задания и спорные суждения 3. Научно-педагогическая система Я.А. Коменского (1592-1670) Справедливо ли утверждение, что Я.А.Коменский - "отец" традиционной авторитарной педагогики? Задания 1. Подготовить сообщение об этапах педагогической деятельности Я.А. Коменского. 2. Составить словарь педагогических терминов Я.А. Коменского. 3. Проанализировать предложенную Я.А. Коменским программу умст-венного и нравственного воспитания ребенка в семье («Материнская школа», глава 4), сопоставить с современными программами дошкольного образова-ния. 5. Дать сравнительный анализ идеи природосообразности, представ-ленной в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. 6. Подготовить реферативное сообщение об этапах педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. 7. Заполнить таблицу «Теория элементарного образования И.Г. Песта-лоцци». 15
2. Гюнтер К.-Х. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. - 1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1. 7.Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М., 1939. 8.Коменский Я.А. Материнская школа // Там же. 9.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогиче-ское наследие / Сост. В.Н. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1989. 14 10.Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках // История зару-бежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. М., 1986. 11. Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики / Сост. И.Д. Чечель. М., 1996. 12. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей //Избр. пед. соч. - 12., 1981. - Т. 1.
Дополнительная литература Горностаев П.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. 1993. № 5. Кратохвил М.В. Жизнь Я.А. Коменского. М., 1991. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. М., 1970. Плеханов А.В. Я.А. Коменский: Материнская школа // Дошкольное воспитание. 1992. № 5-6. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика. 1992. № 5-6. Степашко Л.А. Человек в педагогической концепции Я.А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5-6. Фролова О. Я.А. Коменский о воспитании и обучении детей в семье // Дошкольное воспитание. 1981. № 11.
В Новое время (XVII-XIX вв.) происходят значительные изменения во всех сферах социокультурной жизни Западной Европы. Поднимается авторитет разума, рационального отношения к хозяйственной и политической жизни. Легальным становится религиозный плюрализм, что открывает дорогу свободомыслию, демократии, научным исследованиям и заставляет всерьез заняться проблемами познания. Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытие, то со времени Реформации на первый план выходит гносеология. Среди философов того времени, занимавшихся теорией познания, особого внимания заслуживают Ф.Бэкон (1561-1626 гг.) и Р.Декарт (1596-1650 гг.), давшие толчок развитию естественнонаучных знаний и оказавшие существенное влияние на развитие педагогической науки и практики. В ходе семинарского занятия следует показать, какие общепедагогические и дидактические принципы и методы, обоснованные известными учеными-педагогами, базируются на идеях вышеназванных философов. Бэкон и Декарт были людьми одной эпохи и их философские системы имели много общего. Они положили начало раскола всей действительности на субъект и объект. Главное, что сближало Бэкона и Декарта, - это разработка проблем методологии научного исследования. Бэкон был родоначальником английского эмпиризма. Его метод основывался на признании ведущей роли опыта в познании. Познание, по Бэкону, является ничем иным как отображением внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных восприятий, которые, в свою очередь, нуждаются в экспериментальной проверке. Опыты (наблюдение и эксперимент) должны осуществляться по определенному методу. Таким методом в философии Бэкона выступает индукция (движение мысли от частного к общему). Декарт, так же как и Бэкон, подчеркивал важное значение опыта в научном познании, но приоритет отдавал деятельности разума, который направляет эти опыты. Преимущественная ориентация на деятельность человеческого разума в процессе познания делает методологию Декарта рационалистической. Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений вывести на основе дедукции (движение мысли от общего к частному) все необходимые следствия и сделать выводы. Для Коменского дидактика была "душой и сердцем" педагогики, и по-этому в своих работах он большое внимание уделял общепедагогическим основам обучения. Их можно свести к трем базовым принципам: 1. Природосообразность организации и характера обучения ("точный порядок школы надо заимствовать от природы"). При анализе классно-урочной системы Коменского желательно выявить ее положительные и отрицательные черты и актуализировать значение для истории образования и наших дней. Значительный вклад в развитие классно-урочной системы обучения внес И.Ф.Гербарт (1776-1841 гг.), чье учение и опыт оказали существенное влияние на практику образования во второй половине XIX - начале ХХ вв. Будучи одновременно и философом и психологом, Гербарт пытался обосновать педагогику с помощью этих двух наук: из философии он выводил цели воспитания, с помощью психологии указывал на пути достижения этих целей. Широкую известность получила разработанная Гербартом теория ступеней обучения. На первой ступени ("ясность") осуществляется первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом с использованием средств наглядности; на второй ступени ("ассоциация") в ходе свободной беседы происходит установление связей между новыми и уже имевшимися у учеников представлениями; на третьей ступени ("система") учащиеся совместно с учителем на основе нового материала и ранее полученных знаний формулируют выводы, правила, законы, определения; на четвертой ступени ("метод") учащиеся применяют новые знания на практике, выполняя различные упражнения, требующие умения логически мыслить и способствующие приобретению необходимых учебных навыков. Теория ступеней обучения Гербарта, охватывая все стороны учебного процесса, внесла заметный вклад в развитие классно-урочной системы. К сожалению, многие последователи ученого формально отнеслись к его наследию, используя предложенную им схему ступеней в качестве структуры каждого урока, что недопустимо. (Почему?) Заметный вклад в педагогическую теорию и практику внесли И.Г.Песталоцци (1746-1827 гг.) и Ф.А.В.Дистервег (1790-1866 гг.). Центральное место в их научной и образовательной деятельности занимала проблема развивающего обучения. Главными общепедагогическими принципами для Дистервега были природосообразность и самодеятельность. Опираясь на них, он сформулировал 33 закона развивающего обучения, призывая от примеров идти к правилам, а от предметов и явлений к словам, их обозначающим. Особое значение он придавал наглядности в обучении и советовал при ее использовании двигаться "от близкого к далекому", "от простого к сложному", "от известного к неизвестному". В заключении семинарского занятия предлагается ознакомиться с философско-педагогическими взглядами Дж.Локка (1632-1704 гг.) и Ж.Ж.Руссо (1712-1778 гг.) и определить их влияние на появление новых направлений в истории образования. В своих трудах он обосновывал идею естественной свободы и равенства людей и показал путь к ее достижению через "естественное воспитание" нового человека. Руссо считал, что на формирование личности идеального от рождения ребенка ("Все идеальным выходит из рук творца") влияют три фактора: природа, общество и люди, главным из которых является природа. Поэтому "естественное воспитание" должно осуществляться на лоне природы в условиях, которые помогут развить в растущем человеке все его внутренние силы и способности. Первым естественным состоянием человека является свобода, а потому именно принцип свободы должен стать главным принципом "естественного воспитания". При анализе педагогической теории Руссо нужно выяснить, как в условиях свободы меняются позиции воспитанника и наставника и решаются основные учебно-воспитательные задачи.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1028; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |