Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи по педагогике и психологии

 

Задача1

 

... Шел урок зоологии у студентки-практикантки. Те­ма — «Класс земноводных. Внешнее строение лягушки». На уроке использовались рисунки, плакаты, однако они почему-то не привлекали внимания учащихся. И рас­сказ студентки о внешнем строении лягушки, казалось, совсем не интересует ребят.

Но вот студентка начала говорить о том, что вели­кий русский ученый И. В. Мичурин, любивший все живое, однажды приручил лягушку и постоянно обере­гал ее. А когда друг Мичурина убил лягушку палкой, знаменитый естествоиспытатель месяц не разговаривал с ним. Класс замер от удивления и теперь уже с неос­лабевающим вниманием и интересом продолжал слу­шать практикантку.

 

1. Проанализируйте ситуацию. Какой вывод должен сделать для себя начинающий учитель?

2. Можно ли было бы, по вашему мнению, перенести изложе­ние этой дополнительной информации из середины в начало объяс­нения? Что изменилось бы при таком переносе?

 

Задача 2

Учитель математики одной московской школы на дом всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается две-три, иногда четыре задачи, а ты можешь выбрать любую из них. Конечно, проверять так труд­нее, но интересней. Иногда тот же учитель задает на дом математическое сочинение — придумать задачу оп­ределенного типа и с определенным количеством дейст­вий или любую задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельно сочинен­ных задач: у кого самая трудная, самая четкая, самая остроумная?

1. С какой целью разрабатывает учитель такую серию приемов своей работы?

2. Сформулируйте ряд условий, необходимых для успешного перенесения в свой опыт тех же приемов работы.

 

 

Задача3

 

В классе ребята ополчились против мальчика-чеченца. Как вести себя классному руководителю?

а) ровно и спокойно, не акцентируя внимания на конфликте и как бы не замечая его;

б) проявлять к такому ребенку повышенное внимание и заботу;

в) убедить детей в бессмысленности их нападок, так как конкретный ребенок, против которого они ополчились, ни в чем не виноват;

г) коснуться этого вопроса на родительском собрании и попросить родителей поговорить со своими детьми, чтобы нейтрализовать их агрессивность.

Задача4

 

Девочка из неблагополучной семьи постоянно держится возле учительницы, говорит с нею о своих проблемах, рассказывает семейные тайны, в которые больше никого не посвящает. Как вести себя учительнице в этой ситуации?

а) главное - не обмануть доверие девочки, с нею держать курс на постепенное ее сближение со сверстниками;

б) быть начеку: психологическая зависимость может стать обоюдной;

в) уяснив себе проблемы девочки, поговорить о них с глазу на глаз с ее родителями, наметить совместную тактику деликатного участия в жизни ребенка;

г) посоветовать девочке вести дневник, помогающий обдумывать жизненные проблемы, а иногда и справляться с ними;

д) дать девочке серьезное поручение, выполнение которого сблизит ее со сверстниками;

е) как-нибудь пригласить девочку к себе домой, создав условия для выплеска эмоций девочки, что, безусловно, облегчит ее психологическое состояние.

Задача5

 

В классе - девочки-близнецы из многодетной семьи; они скромно одеты, никогда не приносят в школу завтраки, фрукты, жвачки. Дети относятся к ним с пренебрежением. Как повлиять на ситуацию?

а) взять девочек под свою опеку и в обиду не давать;

б) поговорить с девочками, чтобы вели себя смелее и даже нахальнее, так они скорее обретут друзей;

в) дать девочкам ответственное поручение и, если нужно, помочь его выполнить;

г) потребовать от профкома школы оказать многодетной семье материальную помощь - на государственные субсидии не очень-то разживешься!

Задача6

 

Желая уязвить учителя, один из учеников постоянно поворачивается к нему на уроке спиной. Как вести себя учителю в данном случае?

а) никак не реагировать;

б) не замечать - «сочтетесь» на ответе у доски или на контрольной;

в) не уставать делать замечания - зачем же такое терпеть;

г) доверительно побеседовать с мальчиком один на один и выяснить причину его «протеста»;

д) как-нибудь зайти в класс и поздороваться, повернувшись к детям спиной, а затем объяснить, кому подражали.


Задача7

 

Учитель, выведенный из равновесия вызывающим поведением ученика, сорвался и оскорбил его. Обиженный подросток пригрозил учителю судебным разбирательством. Что делать учителю?

а) сдержанно извиниться и продолжать урок;

б) потребовать разбирательства в кабинете директора с участием родителей;

б) сурово пригрозить ученику встречным иском и взысканием с его родителей крупной суммы за моральный ущерб;

г) срочно переключиться на урок; для начала дать школьникам трудное задание, чтобы отвлечь их от инцидента;

д) хоть на пару минут выйти из класса и остыть (выпить воды, покурить), а, вернувшись, как ни в чем ни бывало продолжить урок.

Задача8

 

В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать?

а) выяснить (не на уроке) причину постоянных опозданий - вдруг она уважительная?

б) какой бы ни была причина опозданий, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных негативных последствиях подобных опозданий;

в) один раз запереть дверь в класс на ключ и не пустить опоздавшего: пусть помается в коридоре!

г) предложить однажды свою помощь этому ребенку, например, позвонить ему домой в 6 часов утра и разбудить, встретить в условленном месте и проводить в школу к началу урока, чтобы положить конец опозданиям.

 

Задача9

 

Учитель перехватывает записку с карикатурой на себя и весьма нелестным комментарием внизу. Как поступить?

а) демонстративно порвать и выбросить;

б) показать перехваченную записку всему классу и попросить ребят выразить свое к ней отношение;

в) похвалить автора за художественное мастерство. но посочувствовать - его недостаточной успеваемости;

г) главное - выяснить, кто автор записки, а уж управа на него найдется;

д) задумайтесь: нет ли в вашей внешности и поведении и впрямь чего-то карикатурного, провоцирующего подобные записки.

Задача10

 

Один из учеников постоянно демонстрирует свою эрудицию, подчас ставя учительницу в тупик. Как ей вести себя?

а) взяться за систематическое образование - так она очень скоро «догонит» эрудита и «заткнет его за пояс»;

б) самое беспроигрышное - отшучиваться в сложных ситуациях;

в) свести с эрудитом «счеты» на контрольной;

г) посоветовать ученику перейти на экстернат и досрочно окончить школу;

д) поговорить с эрудитом с глазу на глаз и хорошенько его припугнуть, чтобы знал свое место;

е) доверительно поговорить с эрудитом и убедить его войти в Ваше положение: у вас маленький ребенок, растите его одна, работаете на двух работах - когда же вам читать новейшую литературу, чтобы пополнить свои знания?

Задача11

 

Дежурство в классе - всегда проблема: ребята изо всех сил стараются его избежать, как-нибудь увильнуть. А что делать классному руководителю в этой ситуации?

а) залог порядка в дежурствах - дружелюбие и взаимопомощь в классе, не позволяющие подвести товарищей, классного руководителя, игнорировать свой долг по отношению к ним;

б) залог порядка в дежурствах - четко составленный график, постоянно висящий у детей перед глазами;

в) залог порядка в дежурствах - авторитет классного руководителя, подвести которого немыслимо, а ослушаться небезопасно.

Задача12

 

К учителю приходят родители неуспевающего ребенка. Не зная, что им делать со своим чадом, родители просят отнестись к ребенку снисходительно. А как поступить учителю?

а) пойти навстречу пожеланиям родителей;

б) корректно, но твердо дать понять родителям, что их просьба невыполнима;

в) предложить родителям, чтобы ребенок посещал дополнительные занятия в школе или же нанять ему репетитора;

г) сложными могут быть не только дети, но и их родители. С последними лучше беседовать в присутствии кого-либо еще из педагогов или администрации школы. Так вы скорее придете к верному решению проблемы.

Задача13

 

В классе лидер, явно отрицательно влияющий на детей. Как вести себя классному руководителю, учителю?

а) нейтрализовать отрицательное влияние такого лидера можно, лишь опираясь на лидеров противоположного толка, ненавязчиво акцентируя их преимущества;

б) лучше всего нейтрализовать такого '«лидера» шуткой, искромётным юмором, иронией, а иногда - и насмешкой:

б) хотя бы раз нужно «открытым текстом» поговорить с ребятами об их «кумире», спокойно и психологически доказательно его развенчать, а детей - заставить задуматься...

г) борьба с таким лидером будет эффективной, если в нее вовлечены все учителя во главе с завучем или директором;

д) самое верное - избавиться от такого лидера, потребовав его перевода в другой класс или школу.

Задача14

 

Ребенок 5,5 лет занял призовое (II) место в соревнованиях по художественной гимнастике в возрастной группе от 6 до 8 лет.

Какие факторы обусловили высокие результаты ребенка?

 

Задача15

Учителю необходимо понять взаимоотношения детей в группе. Каким методом исследования он может воспользоваться?

 

Задача16

Витя К. доставлял много забот классному руководителю и классу. Однажды классный руководитель обратился к нему с просьбой помочь классу - разведать, где можно собрать лекарственные травы, подумать, как это лучше сделать, скомплектовать бригады. Подросток загорелся - его предложения были дельны, действия уверенны. От имени класса Вите объявили благодарность, а решение актива о занесении благодарности в альбом «История класса» встретили аплодисментами.

На какие принципы в воспитательной работе опирался педагог? Использование каких методов воспитания обеспечивало результативность педагогического воздействия на подростка?

 

Задача17

 

В IV классе недавно покрасили стены. Классный руководитель провела беседу с ребятами о необходимости поддерживать чистоту. На следующий день на стене появились пятна. Когда учительница увидела их, она выбежала из класса и через 3 минуты вернулась с ведром воды и щетками. Она подошла к стене и стала ее отмывать. Этого никто не ожидал. Класс ошеломленно молчал. И вдруг все бросились с мест.

- Анна Михайловна, да зачем вы сами-то? Давайте мы... - щетки быстро перешли в ребячьи руки. Работали дружно, сосредоточенно, заглаживая вину.

На сколько педагогически оправдан выбранный учителем прием? При каком условии он будет результативным?

 

Задача18

 

Определите уровень развития малой группы по Л.И. Уманскому и А.Н. Лутошкину.

В этой группе плохо выполняется основная групповая деятельность. Группа не имеет своего общественно ценного лица. Актив данной группы недостаточно действенен. Члены группы взаимно внушаемы и конформны в поведении. Общий тон - пассивность и созерцательность. При получении новых задач оказывают сопротивление. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Скрепляющим звеном здесь является формальная дисциплина и требование взрослых.

Спроектируйте действия учителя, направленные на сплочение детского коллектива и установление дружеских отношений между детьми?

Задача19

 

На родительском собрании один из отцов делает учителю замечание: «Вы давите своим авторитетом на учеников».

1). Разработайте тактику поведения учителя в данной ситуации.

2). Какую роль играют в развитии личности нормы, традиции и ценности семьи?

Задача20

Классный руководитель спешит организовать в новом для нее классе интересные дела:

интересные дела: сентябрьские походы, конкурсы «Самый вежливый в классе», КВН, устный журнал «Расскажи мне обо мне», трудовые десанты и др. Поручения распределяет коллектив, учитывая интересы товарищей, благодаря походам и практическим делам педагог узнает своих воспитанников и вместе с классом ищет каждому индивидуальное занятие. Каждому - дело по душе и по способностям.

1). Проанализируйте pa6oту/ педагога.

2). Укажите основные принципы работы классного руководителя.

Задача21

 

Идет урок природоведения. Коля С. отвечает у доски. Все дети внимательно слушают мальчика.' Стоит только отвечающему немножко замешкаться, чуть-чуть оши­биться, как тут же взмывается лес рук. Наиболее не­терпеливые даже трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают своего товарища и готовы поправить его сию же мину­ту. Коля все чаще и чаще допускает шероховатости, теряется, ошибается.

Вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ товарища, но наконец не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять ответ. Теперь Коля уже занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все боль­ше и больше запутывается, начинает тянуть слова и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает.

— Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята тебе так помогали... Опять недоучил!

... Урок биологии. Отвечает Ира К. В классе тихо. Но что это за тишина? Товарищи слушают ответы Иры? Некоторые — да. А остальные? Давайте понаблюдаем за девятиклассниками.

Вот три ученицы, пытаясь предвидеть очередной во­прос педагога, листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно — на лицах глубокая за­думчивость и мечтательность. Другие тихонько откры­вают учебник истории и начинают готовиться к следу­ющему занятию. Две девочки «разговаривают глазами» о вещах, весьма далеких от содержания урока. Больше половины класса, присутствуя, отсутствует.

Ира допускает ошибки, но нет желающих ее попра­вить. Может быть, замечания будут после? Нет. Никто в классе не вызвался высказаться по поводу ответа.

1. Оцените эффективность устного опроса у доски в первом и втором случае. Есть ли между этими ситуациями что-нибудь общее? Какие особенности можно отметить в поведении учащихся? Чем они могут быть вызваны?

2. Какие образовательные и воспитательные задачи сознательно ставит перед собой учитель в первом и втором случае, организуя индивидуальный опрос у доски?

3. Какие задачи, не предусмотренные учителем ранее, должен сформулировать учитель? Можно ли их решить на этих уроках?

4. Какими приемами может воспользоваться учитель - биологии для повышения эффективности устного опроса учащихся и преду­преждения подобных ситуаций?

 

 

Задача22

Урок в III классе. Учебный год кончается, чувству­ется, что дети устали. Но атмосфера на уроке русского языка была деловитой, ребята трудились на совесть. И вдруг за окном сверкнула молния, майский ливень, бур­ный и короткий, на несколько минут завладел внима­нием класса.

— Анна Ильинична, дождик! — ликовали, вскакивая со своих мест, ребята.

Праздник громыхнул и уплыл вместе с тучей, надо было возвращаться к будничному труду. Учительница смогла бы это сделать, но она поступила по-другому. Велела открыть форточки, и со двора ударил запах свежести.

— Я вижу, как вы празднично настроились, — ска­зала она с улыбкой. — Давайте не отпустим эту нечаян­ную радость, пусть она еще немножко побудет с нами. Откройте тетради. Попробуем-ка мы написать малень­кое сочинение «Майский дождик».

— А можно я назову «О чем шумит дождь»?

— Можно...

— Можно, — сказала учительница. — Сейчас все можно. Как думаете, как чувствуете, так и пишите.

1 Как вы оцениваете такое отклонение от плана урока? Как, по-вашему, выиграл или проиграл урок от такой модернизации?

2. Как в подобной ситуации поступил бы, по вашему мнению, учитель, у которого вы проходили педагогическую практику? А как бы поступили вы?

 

Задача23

На уроке русского языка учительница несколько раз делала строгие замечания: «Не списывай у товарища!», «Пиши сам, не надо подглядывать в чужую тетрадь!», «Нашел у кого списывать! Он и сам толком не знает, как правильно писать!»

А в другом классе на уроке математики учительница лишь однажды как бы мельком, но внушительно сказа­ла: «Дети, не надо закрываться друг от друга, это не­красиво, никто у вас не списывает».

1. Какую позицию педагога вы считаете педагогически более правильной? Почему?

2. Можно ли по характеру замечаний сделать вывод об уста­новках каждого учителя, его педагогическом почерке, характере общения с детьми? В чем принципиальное отличие их позиции?

 

Задача24

Познакомьтесь с несколькими приемами работы учи­теля.

Педагог говорит детям, что ему нужно много упраж­нений (задач и примеров) по языку или математике, однако составить их сам он в таком количестве не имеет возможности: «Будьте добры, ребята, подберите мне по два-три упражнения то языку такого образца или бо­лее интересные. А потом я буду вам же задавать их на уроках». Составленные учащимися упражнения после соответствующего подбора и поправок педагог будет использовать на уроках для коллективной и индивиду­альной работы. При этом он называет имя составителя и благодарит его от всего класса за интересное упраж­нение.

Детям предлагают придумать тему, на которую они будут писать сочинение в классе. Предложенные фор­мулировки записывают на доске, и весь класс выбирает из них три-четыре темы, по которым пишут сочинения, рассказы, сказки.

Другой вариант. Педагог сам дает несколько фор­мулировок тем, но тут же разъясняет: «Если кому не нравятся эти темы, пусть сам придумывает для себя другую».

 

На доске записывают несколько вариантов задач для самостоятельного решения. Одновременно педагог со­общает учащимся: «На моем столе в пакетах лежат бо­лее сложные задачи. Кто хочет, пусть берет эти».

Возможен другой вариант этого приема. Учитель обходит класс и на выбор предлагает пакеты, в которых лежат сложные и более легкие задачи для самостоя­тельного решения.

1. Что общего между всеми перечисленными здесь приемами учебной работы? Чем отличаются варианты тех же приемов?

2. Какие образовательные и воспитательные задачи решает учитель, используя эти приемы в своей работе?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Управление риском | Гурухбандии ухдадорихо
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.