КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи по педагогике и психологии
Задача № 1
... Шел урок зоологии у студентки-практикантки. Тема — «Класс земноводных. Внешнее строение лягушки». На уроке использовались рисунки, плакаты, однако они почему-то не привлекали внимания учащихся. И рассказ студентки о внешнем строении лягушки, казалось, совсем не интересует ребят. Но вот студентка начала говорить о том, что великий русский ученый И. В. Мичурин, любивший все живое, однажды приручил лягушку и постоянно оберегал ее. А когда друг Мичурина убил лягушку палкой, знаменитый естествоиспытатель месяц не разговаривал с ним. Класс замер от удивления и теперь уже с неослабевающим вниманием и интересом продолжал слушать практикантку.
1. Проанализируйте ситуацию. Какой вывод должен сделать для себя начинающий учитель? 2. Можно ли было бы, по вашему мнению, перенести изложение этой дополнительной информации из середины в начало объяснения? Что изменилось бы при таком переносе?
Задача 2 Учитель математики одной московской школы на дом всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается две-три, иногда четыре задачи, а ты можешь выбрать любую из них. Конечно, проверять так труднее, но интересней. Иногда тот же учитель задает на дом математическое сочинение — придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий или любую задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельно сочиненных задач: у кого самая трудная, самая четкая, самая остроумная? 1. С какой целью разрабатывает учитель такую серию приемов своей работы? 2. Сформулируйте ряд условий, необходимых для успешного перенесения в свой опыт тех же приемов работы.
Задача № 3
В классе ребята ополчились против мальчика-чеченца. Как вести себя классному руководителю? а) ровно и спокойно, не акцентируя внимания на конфликте и как бы не замечая его; б) проявлять к такому ребенку повышенное внимание и заботу; в) убедить детей в бессмысленности их нападок, так как конкретный ребенок, против которого они ополчились, ни в чем не виноват; г) коснуться этого вопроса на родительском собрании и попросить родителей поговорить со своими детьми, чтобы нейтрализовать их агрессивность. Задача № 4
Девочка из неблагополучной семьи постоянно держится возле учительницы, говорит с нею о своих проблемах, рассказывает семейные тайны, в которые больше никого не посвящает. Как вести себя учительнице в этой ситуации? а) главное - не обмануть доверие девочки, с нею держать курс на постепенное ее сближение со сверстниками; б) быть начеку: психологическая зависимость может стать обоюдной; в) уяснив себе проблемы девочки, поговорить о них с глазу на глаз с ее родителями, наметить совместную тактику деликатного участия в жизни ребенка; г) посоветовать девочке вести дневник, помогающий обдумывать жизненные проблемы, а иногда и справляться с ними; д) дать девочке серьезное поручение, выполнение которого сблизит ее со сверстниками; е) как-нибудь пригласить девочку к себе домой, создав условия для выплеска эмоций девочки, что, безусловно, облегчит ее психологическое состояние. Задача № 5
В классе - девочки-близнецы из многодетной семьи; они скромно одеты, никогда не приносят в школу завтраки, фрукты, жвачки. Дети относятся к ним с пренебрежением. Как повлиять на ситуацию? а) взять девочек под свою опеку и в обиду не давать; б) поговорить с девочками, чтобы вели себя смелее и даже нахальнее, так они скорее обретут друзей; в) дать девочкам ответственное поручение и, если нужно, помочь его выполнить; г) потребовать от профкома школы оказать многодетной семье материальную помощь - на государственные субсидии не очень-то разживешься! Задача № 6
Желая уязвить учителя, один из учеников постоянно поворачивается к нему на уроке спиной. Как вести себя учителю в данном случае? а) никак не реагировать; б) не замечать - «сочтетесь» на ответе у доски или на контрольной; в) не уставать делать замечания - зачем же такое терпеть; г) доверительно побеседовать с мальчиком один на один и выяснить причину его «протеста»; д) как-нибудь зайти в класс и поздороваться, повернувшись к детям спиной, а затем объяснить, кому подражали. Задача № 7
Учитель, выведенный из равновесия вызывающим поведением ученика, сорвался и оскорбил его. Обиженный подросток пригрозил учителю судебным разбирательством. Что делать учителю? а) сдержанно извиниться и продолжать урок; б) потребовать разбирательства в кабинете директора с участием родителей; б) сурово пригрозить ученику встречным иском и взысканием с его родителей крупной суммы за моральный ущерб; г) срочно переключиться на урок; для начала дать школьникам трудное задание, чтобы отвлечь их от инцидента; д) хоть на пару минут выйти из класса и остыть (выпить воды, покурить), а, вернувшись, как ни в чем ни бывало продолжить урок. Задача № 8
В классе есть ученик, который систематически опаздывает на первый урок. Что делать? а) выяснить (не на уроке) причину постоянных опозданий - вдруг она уважительная? б) какой бы ни была причина опозданий, серьезно поговорить с учащимся и его родителями, предупредив их о возможных негативных последствиях подобных опозданий; в) один раз запереть дверь в класс на ключ и не пустить опоздавшего: пусть помается в коридоре! г) предложить однажды свою помощь этому ребенку, например, позвонить ему домой в 6 часов утра и разбудить, встретить в условленном месте и проводить в школу к началу урока, чтобы положить конец опозданиям.
Задача № 9
Учитель перехватывает записку с карикатурой на себя и весьма нелестным комментарием внизу. Как поступить? а) демонстративно порвать и выбросить; б) показать перехваченную записку всему классу и попросить ребят выразить свое к ней отношение; в) похвалить автора за художественное мастерство. но посочувствовать - его недостаточной успеваемости; г) главное - выяснить, кто автор записки, а уж управа на него найдется; д) задумайтесь: нет ли в вашей внешности и поведении и впрямь чего-то карикатурного, провоцирующего подобные записки. Задача № 10
Один из учеников постоянно демонстрирует свою эрудицию, подчас ставя учительницу в тупик. Как ей вести себя? а) взяться за систематическое образование - так она очень скоро «догонит» эрудита и «заткнет его за пояс»; б) самое беспроигрышное - отшучиваться в сложных ситуациях; в) свести с эрудитом «счеты» на контрольной; г) посоветовать ученику перейти на экстернат и досрочно окончить школу; д) поговорить с эрудитом с глазу на глаз и хорошенько его припугнуть, чтобы знал свое место; е) доверительно поговорить с эрудитом и убедить его войти в Ваше положение: у вас маленький ребенок, растите его одна, работаете на двух работах - когда же вам читать новейшую литературу, чтобы пополнить свои знания? Задача № 11
Дежурство в классе - всегда проблема: ребята изо всех сил стараются его избежать, как-нибудь увильнуть. А что делать классному руководителю в этой ситуации? а) залог порядка в дежурствах - дружелюбие и взаимопомощь в классе, не позволяющие подвести товарищей, классного руководителя, игнорировать свой долг по отношению к ним; б) залог порядка в дежурствах - четко составленный график, постоянно висящий у детей перед глазами; в) залог порядка в дежурствах - авторитет классного руководителя, подвести которого немыслимо, а ослушаться небезопасно. Задача № 12
К учителю приходят родители неуспевающего ребенка. Не зная, что им делать со своим чадом, родители просят отнестись к ребенку снисходительно. А как поступить учителю? а) пойти навстречу пожеланиям родителей; б) корректно, но твердо дать понять родителям, что их просьба невыполнима; в) предложить родителям, чтобы ребенок посещал дополнительные занятия в школе или же нанять ему репетитора; г) сложными могут быть не только дети, но и их родители. С последними лучше беседовать в присутствии кого-либо еще из педагогов или администрации школы. Так вы скорее придете к верному решению проблемы. Задача № 13
В классе лидер, явно отрицательно влияющий на детей. Как вести себя классному руководителю, учителю? а) нейтрализовать отрицательное влияние такого лидера можно, лишь опираясь на лидеров противоположного толка, ненавязчиво акцентируя их преимущества; б) лучше всего нейтрализовать такого '«лидера» шуткой, искромётным юмором, иронией, а иногда - и насмешкой: б) хотя бы раз нужно «открытым текстом» поговорить с ребятами об их «кумире», спокойно и психологически доказательно его развенчать, а детей - заставить задуматься... г) борьба с таким лидером будет эффективной, если в нее вовлечены все учителя во главе с завучем или директором; д) самое верное - избавиться от такого лидера, потребовав его перевода в другой класс или школу. Задача № 14
Ребенок 5,5 лет занял призовое (II) место в соревнованиях по художественной гимнастике в возрастной группе от 6 до 8 лет. Какие факторы обусловили высокие результаты ребенка?
Задача № 15 Учителю необходимо понять взаимоотношения детей в группе. Каким методом исследования он может воспользоваться?
Задача № 16 Витя К. доставлял много забот классному руководителю и классу. Однажды классный руководитель обратился к нему с просьбой помочь классу - разведать, где можно собрать лекарственные травы, подумать, как это лучше сделать, скомплектовать бригады. Подросток загорелся - его предложения были дельны, действия уверенны. От имени класса Вите объявили благодарность, а решение актива о занесении благодарности в альбом «История класса» встретили аплодисментами. На какие принципы в воспитательной работе опирался педагог? Использование каких методов воспитания обеспечивало результативность педагогического воздействия на подростка?
Задача № 17
В IV классе недавно покрасили стены. Классный руководитель провела беседу с ребятами о необходимости поддерживать чистоту. На следующий день на стене появились пятна. Когда учительница увидела их, она выбежала из класса и через 3 минуты вернулась с ведром воды и щетками. Она подошла к стене и стала ее отмывать. Этого никто не ожидал. Класс ошеломленно молчал. И вдруг все бросились с мест. - Анна Михайловна, да зачем вы сами-то? Давайте мы... - щетки быстро перешли в ребячьи руки. Работали дружно, сосредоточенно, заглаживая вину. На сколько педагогически оправдан выбранный учителем прием? При каком условии он будет результативным?
Задача № 18
Определите уровень развития малой группы по Л.И. Уманскому и А.Н. Лутошкину. В этой группе плохо выполняется основная групповая деятельность. Группа не имеет своего общественно ценного лица. Актив данной группы недостаточно действенен. Члены группы взаимно внушаемы и конформны в поведении. Общий тон - пассивность и созерцательность. При получении новых задач оказывают сопротивление. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Скрепляющим звеном здесь является формальная дисциплина и требование взрослых. Спроектируйте действия учителя, направленные на сплочение детского коллектива и установление дружеских отношений между детьми? Задача № 19
На родительском собрании один из отцов делает учителю замечание: «Вы давите своим авторитетом на учеников». 1). Разработайте тактику поведения учителя в данной ситуации. 2). Какую роль играют в развитии личности нормы, традиции и ценности семьи? Задача № 20
интересные дела: сентябрьские походы, конкурсы «Самый вежливый в классе», КВН, устный журнал «Расскажи мне обо мне», трудовые десанты и др. Поручения распределяет коллектив, учитывая интересы товарищей, благодаря походам и практическим делам педагог узнает своих воспитанников и вместе с классом ищет каждому индивидуальное занятие. Каждому - дело по душе и по способностям. 1). Проанализируйте pa6oту/ педагога. 2). Укажите основные принципы работы классного руководителя. Задача № 21
Идет урок природоведения. Коля С. отвечает у доски. Все дети внимательно слушают мальчика.' Стоит только отвечающему немножко замешкаться, чуть-чуть ошибиться, как тут же взмывается лес рук. Наиболее нетерпеливые даже трясут обеими: очень хочется, чтобы учительница увидела, что они внимательно слушают своего товарища и готовы поправить его сию же минуту. Коля все чаще и чаще допускает шероховатости, теряется, ошибается. Вначале учительница сопротивляется желанию детей вмешаться в ответ товарища, но наконец не выдерживает и разрешает самым нетерпеливым исправлять и дополнять ответ. Теперь Коля уже занят не столько своим ответом, сколько реакцией класса. Он все больше и больше запутывается, начинает тянуть слова и вскоре, окончательно расстроенный, замолкает. — Что же ты, голубчик, так хорошо начал отвечать и вдруг замолчал? Ребята тебе так помогали... Опять недоучил! ... Урок биологии. Отвечает Ира К. В классе тихо. Но что это за тишина? Товарищи слушают ответы Иры? Некоторые — да. А остальные? Давайте понаблюдаем за девятиклассниками. Вот три ученицы, пытаясь предвидеть очередной вопрос педагога, листают учебник. Несколько человек устремили свои взоры в окно — на лицах глубокая задумчивость и мечтательность. Другие тихонько открывают учебник истории и начинают готовиться к следующему занятию. Две девочки «разговаривают глазами» о вещах, весьма далеких от содержания урока. Больше половины класса, присутствуя, отсутствует. Ира допускает ошибки, но нет желающих ее поправить. Может быть, замечания будут после? Нет. Никто в классе не вызвался высказаться по поводу ответа. 1. Оцените эффективность устного опроса у доски в первом и втором случае. Есть ли между этими ситуациями что-нибудь общее? Какие особенности можно отметить в поведении учащихся? Чем они могут быть вызваны? 2. Какие образовательные и воспитательные задачи сознательно ставит перед собой учитель в первом и втором случае, организуя индивидуальный опрос у доски? 3. Какие задачи, не предусмотренные учителем ранее, должен сформулировать учитель? Можно ли их решить на этих уроках? 4. Какими приемами может воспользоваться учитель - биологии для повышения эффективности устного опроса учащихся и предупреждения подобных ситуаций?
Задача № 22 Урок в III классе. Учебный год кончается, чувствуется, что дети устали. Но атмосфера на уроке русского языка была деловитой, ребята трудились на совесть. И вдруг за окном сверкнула молния, майский ливень, бурный и короткий, на несколько минут завладел вниманием класса. — Анна Ильинична, дождик! — ликовали, вскакивая со своих мест, ребята. Праздник громыхнул и уплыл вместе с тучей, надо было возвращаться к будничному труду. Учительница смогла бы это сделать, но она поступила по-другому. Велела открыть форточки, и со двора ударил запах свежести. — Я вижу, как вы празднично настроились, — сказала она с улыбкой. — Давайте не отпустим эту нечаянную радость, пусть она еще немножко побудет с нами. Откройте тетради. Попробуем-ка мы написать маленькое сочинение «Майский дождик». — А можно я назову «О чем шумит дождь»? — Можно... — Можно, — сказала учительница. — Сейчас все можно. Как думаете, как чувствуете, так и пишите. 1 Как вы оцениваете такое отклонение от плана урока? Как, по-вашему, выиграл или проиграл урок от такой модернизации? 2. Как в подобной ситуации поступил бы, по вашему мнению, учитель, у которого вы проходили педагогическую практику? А как бы поступили вы?
Задача № 23 На уроке русского языка учительница несколько раз делала строгие замечания: «Не списывай у товарища!», «Пиши сам, не надо подглядывать в чужую тетрадь!», «Нашел у кого списывать! Он и сам толком не знает, как правильно писать!» А в другом классе на уроке математики учительница лишь однажды как бы мельком, но внушительно сказала: «Дети, не надо закрываться друг от друга, это некрасиво, никто у вас не списывает». 1. Какую позицию педагога вы считаете педагогически более правильной? Почему? 2. Можно ли по характеру замечаний сделать вывод об установках каждого учителя, его педагогическом почерке, характере общения с детьми? В чем принципиальное отличие их позиции?
Задача № 24 Познакомьтесь с несколькими приемами работы учителя. Педагог говорит детям, что ему нужно много упражнений (задач и примеров) по языку или математике, однако составить их сам он в таком количестве не имеет возможности: «Будьте добры, ребята, подберите мне по два-три упражнения то языку такого образца или более интересные. А потом я буду вам же задавать их на уроках». Составленные учащимися упражнения после соответствующего подбора и поправок педагог будет использовать на уроках для коллективной и индивидуальной работы. При этом он называет имя составителя и благодарит его от всего класса за интересное упражнение. Детям предлагают придумать тему, на которую они будут писать сочинение в классе. Предложенные формулировки записывают на доске, и весь класс выбирает из них три-четыре темы, по которым пишут сочинения, рассказы, сказки. Другой вариант. Педагог сам дает несколько формулировок тем, но тут же разъясняет: «Если кому не нравятся эти темы, пусть сам придумывает для себя другую».
На доске записывают несколько вариантов задач для самостоятельного решения. Одновременно педагог сообщает учащимся: «На моем столе в пакетах лежат более сложные задачи. Кто хочет, пусть берет эти». Возможен другой вариант этого приема. Учитель обходит класс и на выбор предлагает пакеты, в которых лежат сложные и более легкие задачи для самостоятельного решения. 1. Что общего между всеми перечисленными здесь приемами учебной работы? Чем отличаются варианты тех же приемов? 2. Какие образовательные и воспитательные задачи решает учитель, используя эти приемы в своей работе?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |