Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Актуальность ᅟтемы ᅟработы ᅟобусловлена ᅟтем, ᅟчто ᅟсвободные ᅟэкономические ᅟзоны ᅟ(СЭЗ) ᅟ–

 

Актуальность ᅟтемы ᅟработы ᅟобусловлена ᅟтем, ᅟчто ᅟсвободные ᅟэкономические ᅟзоны ᅟ(СЭЗ) ᅟ– ᅟодна ᅟиз ᅟнаиболее ᅟраспространенных ᅟформ ᅟновой ᅟ(глобальной) ᅟмодели ᅟмеждународного ᅟразделения ᅟтруда, ᅟпризванная ᅟ"подтянуть" ᅟнаиболее ᅟотсталые ᅟрегионы ᅟи ᅟстраны ᅟмира ᅟк ᅟуровню, ᅟнеобходимому ᅟдля ᅟвключения ᅟв ᅟбесконечный ᅟмир ᅟторговли, ᅟэкономического ᅟи ᅟнаучно-технического ᅟсотрудничества ᅟмежду ᅟстранами ᅟи ᅟих ᅟотдельными ᅟрегионами.

В ᅟусловиях ᅟхозяйствования ᅟв ᅟсовременной ᅟРоссии, ᅟв ᅟусловиях ᅟпродолжающегося ᅟперехода ᅟк ᅟпринципам ᅟрыночной ᅟэкономики, ᅟв ᅟсовременных ᅟобщемировых ᅟпроцессах ᅟсвободные ᅟэкономические ᅟзоны ᅟприобретают ᅟвсе ᅟбольшую ᅟроль ᅟкак ᅟнекие ᅟ«оазисы» ᅟфинансового ᅟи ᅟэкономического ᅟблагополучия, ᅟсосредоточие ᅟвысоких ᅟтехнологий, ᅟвсего ᅟнаиболее ᅟпрогрессивного. ᅟБесспорно ᅟто, ᅟчто ᅟСЭЗ ᅟкоренным ᅟобразом ᅟизменяют ᅟвсе ᅟсферы ᅟжизни ᅟобщества, ᅟпринося ᅟс ᅟсобой ᅟне ᅟтолько ᅟфинансовое ᅟблагополучие ᅟнаселения, ᅟдополнительные ᅟрабочие ᅟместа, ᅟразвитую ᅟинфраструктуру, ᅟускорение ᅟэкономического ᅟразвития, ᅟно ᅟи ᅟвозможные ᅟэкологические ᅟпроблемы, ᅟповышение ᅟуровня ᅟпреступности, ᅟусиление ᅟ«теневого» ᅟсектора ᅟв ᅟэкономике.

ᅟЦель ᅟреферата ᅟ– ᅟкомплексный ᅟанализ ᅟи ᅟхарактеристика ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон ᅟмировой ᅟэкономики. ᅟДля ᅟдостижения ᅟпоставленной ᅟцели ᅟнеобходимо ᅟрешить ᅟследующие ᅟзадачи: ᅟ

- ᅟохарактеризовать ᅟсущность, ᅟᅟцели ᅟᅟсоздания ᅟи ᅟтипы ᅟᅟсвободных ᅟᅟэкономических ᅟᅟзон; ᅟ

- ᅟпроанализировать ᅟмировой ᅟᅟопыт ᅟᅟсоздания ᅟᅟи ᅟᅟфункционирования ᅟᅟсвободных ᅟᅟэкономических ᅟᅟзон; ᅟ

- ᅟисследовать ᅟспецифику ᅟᅟсоздания ᅟᅟСЭЗ ᅟᅟв ᅟᅟРоссийской ᅟᅟФедерации;

- ᅟпроанализировать ᅟпроблемы ᅟᅟи ᅟᅟперспективы ᅟᅟразвития ᅟᅟсвободных ᅟᅟэкономических ᅟᅟзон ᅟᅟв ᅟᅟРоссийской ᅟᅟФедерации.

 

1. ᅟᅟСущность, ᅟᅟтипы ᅟᅟи ᅟᅟцели ᅟᅟсвободных ᅟᅟэкономических ᅟᅟзон ᅟᅟ(СЭЗ)

1.1. ᅟᅟСущность ᅟᅟи ᅟᅟцели ᅟᅟсоздания ᅟᅟсвободных ᅟᅟэкономических ᅟᅟзон

 

За ᅟпоследние ᅟнесколько ᅟдесятилетий ᅟразвитие ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон ᅟ(СЭЗ) ᅟстало ᅟодним ᅟиз ᅟзаметных ᅟновых ᅟявлений ᅟв ᅟмировой ᅟэкономике. ᅟОни ᅟполучили ᅟширокое ᅟраспространение ᅟво ᅟмногих ᅟстранах.

В ᅟ1973г. ᅟбыла ᅟподписана ᅟКиотская ᅟконвенция, ᅟопределившая ᅟсвободную ᅟзону ᅟкак ᅟсвоеобразный ᅟвнешнеторговый ᅟанклав, ᅟгде ᅟтовары ᅟсчитаются ᅟнаходящимися ᅟза ᅟпределами ᅟтаможенной ᅟтерритории. ᅟВ ᅟ90-е ᅟгоды ᅟв ᅟмире ᅟфункционировало ᅟнесколько ᅟтысяч ᅟразного ᅟрода ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон. ᅟК ᅟ2000 ᅟгоду ᅟчерез ᅟразличные ᅟСЭЗ ᅟпроходит ᅟдо ᅟ30% ᅟмирового ᅟтоварооборота. ᅟМеждународные ᅟкорпорации ᅟрассматривают ᅟСЭЗ ᅟкак ᅟблагоприятные ᅟтерритории, ᅟгде ᅟможно ᅟполучить ᅟсверхприбыль ᅟ(норма ᅟприбыли ᅟв ᅟСЭЗ ᅟв ᅟсреднем ᅟсоставляет ᅟ30-35%, ᅟа ᅟв ᅟазиатских ᅟзонах ᅟ– ᅟболее ᅟ40%). ᅟСроки ᅟокупаемости ᅟкапиталовложений ᅟв ᅟСЭЗ ᅟсокращаются ᅟв ᅟ2-3 ᅟраза ᅟ[2, ᅟc. ᅟ51].

СЭЗ ᅟпредставляют ᅟсобой ᅟчасть ᅟнационального ᅟэкономического ᅟпространства, ᅟгде ᅟиспользуется ᅟособая ᅟсистема ᅟльгот ᅟи ᅟстимулов, ᅟне ᅟприменяемая ᅟв ᅟостальных ᅟчастях ᅟстраны. ᅟКак ᅟправило, ᅟСЭЗ ᅟ– ᅟэто ᅟв ᅟтой ᅟили ᅟиной ᅟстепени ᅟобособленная ᅟгеографическая ᅟтерритория.

Цели ᅟсоздания ᅟСЭЗ ᅟзависят ᅟот ᅟуровня ᅟсоциально-экономического ᅟразвития ᅟорганизующих ᅟих ᅟстран, ᅟих ᅟстратегических ᅟнароднохозяйственных ᅟпланов ᅟи ᅟдр. ᅟПоэтому ᅟпричины ᅟи ᅟцели ᅟсоздания ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон ᅟв ᅟкаждом ᅟконкретном ᅟслучае ᅟмогут ᅟотличаться ᅟдруг ᅟот ᅟдруга. ᅟТак, ᅟв ᅟпромышленно ᅟразвитых ᅟстранах, ᅟтаких ᅟкак ᅟСША, ᅟВеликобритания, ᅟФранция ᅟСЭЗ ᅟчасто ᅟсоздавались ᅟдля ᅟактивизации ᅟвнешнеэкономических ᅟсвязей, ᅟреализации ᅟрегиональной ᅟполитики, ᅟнаправленной ᅟна ᅟоживление ᅟмелкого ᅟи ᅟсреднего ᅟбизнеса ᅟв ᅟдепрессивных ᅟрайонах, ᅟвыравнивание ᅟмежрегиональных ᅟразличий. ᅟВ ᅟэтих ᅟцелях ᅟтакой ᅟкатегории ᅟпредпринимателей ᅟпредоставлялась ᅟбольшая, ᅟчем ᅟв ᅟдругих ᅟрайонах ᅟстраны, ᅟсвобода ᅟдеятельности ᅟи ᅟзначительные ᅟфинансовые ᅟльготы.

Со ᅟсходной ᅟцелью ᅟсоздавались ᅟсвободные ᅟэкономические ᅟзоны ᅟи ᅟв ᅟряде ᅟразвивающихся ᅟгосударств. ᅟОднако ᅟв ᅟотличие ᅟот ᅟпромышленно ᅟразвитых ᅟстран ᅟв ᅟэтих ᅟгосударствах ᅟупор ᅟпри ᅟсоздании ᅟСЭЗ ᅟделается ᅟна ᅟпривлечение ᅟиностранного ᅟкапитала, ᅟтехнологий, ᅟмодернизацию ᅟпромышленности, ᅟповышение ᅟквалификации ᅟрабочей ᅟсилы.

Помимо ᅟназванных ᅟцелей ᅟи ᅟпричин ᅟсоздание ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон ᅟувязывается ᅟс ᅟтремя ᅟосновными ᅟзадачами ᅟ[6, ᅟc. ᅟ75]:

- ᅟстимулированием ᅟпромышленного ᅟэкспорта ᅟи ᅟполучением ᅟна ᅟэтой ᅟоснове ᅟвалютных ᅟсредств;

- ᅟростом ᅟзанятости;

- ᅟпревращением ᅟзон ᅟв ᅟполигоны ᅟпо ᅟопробованию ᅟновых ᅟметодов ᅟхозяйствования, ᅟполюса ᅟроста ᅟнационального ᅟхозяйства.

Создание ᅟСЭЗ ᅟрассматривается ᅟих ᅟучредителями ᅟкак ᅟважное ᅟзвено ᅟв ᅟреализации ᅟпринципов ᅟоткрытой ᅟэкономики. ᅟИх ᅟфункционирование ᅟсвязывается ᅟс ᅟлиберализацией ᅟи ᅟактивизацией ᅟвнешнеэкономической ᅟдеятельности. ᅟВ ᅟСЭЗ ᅟэкономика ᅟимеет ᅟвысокую ᅟстепень ᅟоткрытости ᅟвнешнему ᅟмиру, ᅟа ᅟтаможенный, ᅟналоговый ᅟи ᅟинвестиционный ᅟрежимы ᅟблагоприятны ᅟдля ᅟвнешних ᅟи ᅟвнутренних ᅟинвестиций.

В ᅟто ᅟже ᅟвремя ᅟобразование ᅟСЭЗ ᅟможет ᅟозначать ᅟто, ᅟчто ᅟстрана, ᅟне ᅟжелая ᅟполностью ᅟоткрывать ᅟсвою ᅟэкономику ᅟиностранному ᅟкапиталу ᅟили ᅟповсеместно ᅟиспользовать ᅟособый ᅟинвестиционный ᅟклимат, ᅟиспользует ᅟчастичную, ᅟлокальную ᅟоткрытость ᅟв ᅟвиде ᅟспециальной ᅟзоны. ᅟВ ᅟпоследнее ᅟдесятилетие ᅟв ᅟмировой ᅟэкономике ᅟразвернулась ᅟострая ᅟконкуренция ᅟмежду ᅟгосударствами ᅟв ᅟобласти ᅟналоговых ᅟи ᅟиных ᅟльгот, ᅟпредоставляемых ᅟдля ᅟпривлечения ᅟкапиталовложений ᅟиз ᅟдругих ᅟстран. ᅟВолна ᅟразного ᅟрода ᅟналоговых ᅟльгот ᅟполучила ᅟназвание ᅟ«налоговой ᅟреволюции». ᅟСЭЗ ᅟфактически ᅟони ᅟпредставляют ᅟсвоеобразные ᅟловушки ᅟдля ᅟмигрирующих ᅟв ᅟмасштабах ᅟмирового ᅟхозяйства ᅟкапиталов.

1.2. ᅟᅟТипы ᅟᅟсвободных ᅟᅟэкономических ᅟᅟзон

 

СЭЗ ᅟ– ᅟэто ᅟчасть ᅟнациональной ᅟтерритории, ᅟимеющая ᅟрасширенную ᅟсамостоятельность ᅟв ᅟрешении ᅟхозяйственных ᅟвопросов, ᅟособый ᅟрежим ᅟуправления ᅟи ᅟпреференциальные ᅟусловия ᅟэкономической ᅟдеятельности ᅟдля ᅟиностранных ᅟи ᅟнациональных ᅟпредпринимателей.

Выделяют ᅟследующие ᅟтипы ᅟСЭЗ: ᅟтаможенные ᅟзоны; ᅟбеспошлинные ᅟторговые ᅟзоны; ᅟтаможенные ᅟсвободные ᅟзоны; ᅟзоны ᅟсвободной ᅟторговли; ᅟвнешнеторговые ᅟзоны; ᅟпредпринимательские ᅟзоны; ᅟзоны ᅟтехнико-экономического ᅟразвития; ᅟзоны ᅟразвития ᅟновой ᅟи ᅟвысокой ᅟтехнологии; ᅟнаучно-промышленные ᅟпарки; ᅟэкспортно-производственные ᅟзоны; ᅟсвободные ᅟпромышленные ᅟзоны; ᅟоффшорные ᅟцентры; ᅟсвободные ᅟбанковские ᅟзоны; ᅟтуристические ᅟцентры ᅟи ᅟдр.

Классификацию ᅟСЭЗ ᅟосуществляют ᅟпо ᅟ4 ᅟкритериям ᅟ(таблица ᅟ1.1) ᅟ[12, ᅟc. ᅟ43].

Таблица ᅟ1.1 ᅟ– ᅟКлассификация ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон

Торговые ᅟ— ᅟявляются ᅟодной ᅟиз ᅟпростейших ᅟформ ᅟСЭЗ. ᅟОни ᅟсуществуют ᅟс ᅟ17-18 ᅟвв. ᅟОни ᅟимеются ᅟво ᅟмногих ᅟстранах, ᅟно ᅟболее ᅟвсего ᅟони ᅟраспространены ᅟв ᅟиндустриальных ᅟстранах. Промышленно-производственные ᅟ— ᅟотносятся ᅟк ᅟзонам ᅟвторого ᅟпоколения. ᅟОни ᅟвозникли ᅟв ᅟрезультате ᅟэволюции ᅟторговых ᅟзон, ᅟкогда ᅟв ᅟних ᅟстали ᅟввозить ᅟне ᅟтолько ᅟтовар, ᅟно ᅟи ᅟкапитал. Технико-внедренческие ᅟ— ᅟотносятся ᅟк ᅟзонам ᅟтретьего ᅟпоколения ᅟ(1970-80-е ᅟгоды). ᅟВ ᅟних ᅟконцентрируются ᅟнациональные ᅟи ᅟзарубежные ᅟисследовательские ᅟфирмы, ᅟпользующиеся ᅟединой ᅟсистемой ᅟналоговых ᅟльгот. Сервисные ᅟзоныпредставляют ᅟсобой ᅟтерритории ᅟс ᅟльготным ᅟрежимом ᅟпредпринимательской ᅟдеятельности ᅟдля ᅟфирм ᅟи ᅟорганизаций, ᅟоказывающих ᅟразличные ᅟфинансово-экономические, ᅟстраховые ᅟи ᅟиные ᅟуслуги. Комплексные ᅟ— ᅟобразуются ᅟпутем ᅟустановления ᅟособого, ᅟльготного ᅟрежима ᅟхозяйствования ᅟна ᅟтерритории ᅟотдельных ᅟадминистративных ᅟобразований.
Свободные ᅟтаможенные Бондовые ᅟсклады Свободные ᅟпорты Торгово-производственные Импортозамещающие Экспортно-производственные Промышленные ᅟпарки Научно-промышленные ᅟпарки Экспортно-импортозамещающие Технополисы Технопарки Инновационные ᅟцентры Офшорные Банковских ᅟи ᅟстраховых ᅟуслуг Туристических ᅟуслуг Зоны ᅟсвободного ᅟпредпринимательства Специальные ᅟэкономические ᅟзоны Территории ᅟособого ᅟрежима Особые ᅟэкономические ᅟзоны

 

I. ᅟ ᅟ ᅟ ᅟ ᅟПо ᅟхарактеру ᅟдеятельности ᅟвыделяют:

1. ᅟЗоны ᅟсвободной ᅟторговли ᅟпредставляют ᅟсобой ᅟограниченные ᅟучастки ᅟтерритории, ᅟв ᅟпределах ᅟкоторой ᅟустановлен ᅟльготный ᅟрежим ᅟхозяйственной, ᅟв ᅟт.ч. ᅟвнешнеэкономической, ᅟдеятельности. ᅟВозникли ᅟеще ᅟв ᅟXVII ᅟ– ᅟXVIII ᅟвв. ᅟФункции ᅟих ᅟсводятся ᅟк ᅟввозу, ᅟхранению, ᅟсортировке, ᅟупаковке ᅟи ᅟперевалке ᅟтоваров. ᅟИногда ᅟдопускается ᅟнезначительная ᅟобработка ᅟиностранных ᅟтоваров ᅟв ᅟцелях ᅟих ᅟдальнейшего ᅟреэкспорта. ᅟК ᅟчислу ᅟЗСТ ᅟможно ᅟотнести ᅟмагазины ᅟ«дьюти ᅟфри» ᅟв ᅟмеждународных ᅟаэропортах ᅟи ᅟсвободные ᅟгавани ᅟ(порты) ᅟсо ᅟльготным ᅟторговым ᅟрежимом.

2. ᅟЭкспортно-производственные ᅟили ᅟпромышленно-производственные ᅟзоны. ᅟИх ᅟотносят ᅟк ᅟзонам ᅟ2-го ᅟпоколения, ᅟвозникли ᅟв ᅟрезультате ᅟэволюции ᅟторговых ᅟзон, ᅟкогда ᅟв ᅟних ᅟстали ᅟввозить ᅟне ᅟтолько ᅟтовары, ᅟно ᅟи ᅟкапитал, ᅟзаниматься ᅟне ᅟтолько ᅟторговлей, ᅟно ᅟи ᅟпроизводственной ᅟдеятельностью.

ᅟПромышленно-производственные ᅟзоны ᅟсоздаются ᅟна ᅟтерритории ᅟсо ᅟспециальным ᅟ ᅟтаможенным ᅟрежимом, ᅟгде ᅟпроизводится ᅟэкспортная ᅟили ᅟимпортозамещающая ᅟпродукция. ᅟЭти ᅟзоны ᅟпользуются ᅟсущественными ᅟналоговыми ᅟи ᅟфинансовыми ᅟльготами.

3. ᅟНаучно-промышленные ᅟпарки ᅟили ᅟтехнико-внедренческие ᅟзоны. ᅟОтносятся ᅟк ᅟзонам ᅟ3-го ᅟпоколения ᅟ(70-80-е ᅟгг. ᅟXXв.). ᅟВ ᅟних ᅟконцентрируются ᅟнациональные ᅟи ᅟзарубежные ᅟисследовательские, ᅟпроектные, ᅟнаучно-производственные ᅟфирмы, ᅟпользующиеся ᅟединой ᅟсистемой ᅟналоговых ᅟи ᅟфинансовых ᅟльгот. ᅟНаибольшее ᅟчисло ᅟтаких ᅟзон ᅟфункционирует ᅟв ᅟСША ᅟ(технопарки), ᅟЯпонии ᅟ(технополисы), ᅟКитае ᅟ(зоны ᅟразвития ᅟновой ᅟи ᅟвысокой ᅟтехнологии). ᅟВ ᅟних ᅟорганизуется ᅟразработка ᅟи ᅟвыпуск ᅟконкурентоспособной ᅟнаукоемкой ᅟпродукции.

4. ᅟСервисные ᅟзоны ᅟпредставляют ᅟсобой ᅟтерритории ᅟс ᅟльготным ᅟрежимом ᅟпредпринимательской ᅟдеятельности ᅟдля ᅟфирм, ᅟоказывающих ᅟразличные ᅟфинансово-экономические, ᅟстраховые ᅟи ᅟиные ᅟуслуги.

К ᅟчислу ᅟсервисных ᅟзон ᅟотносятся ᅟоффшорные ᅟзоны ᅟ(ОЗ) ᅟи ᅟналоговые ᅟгавани ᅟ(НГ). ᅟОни ᅟпривлекают ᅟпредпринимателей ᅟблагоприятным ᅟвалютно-финансовым, ᅟфискальным ᅟрежимом, ᅟвысоким ᅟуровнем ᅟбанковской ᅟи ᅟкоммерческой ᅟтайны, ᅟлояльностью ᅟгосударственного ᅟрегулирования. ᅟВ ᅟэтих ᅟзонах ᅟконцентрируется ᅟбанковский, ᅟстраховой ᅟбизнес, ᅟчерез ᅟних ᅟосуществляются ᅟэкспортно-импортные ᅟоперации, ᅟоперации ᅟс ᅟнедвижимостью, ᅟтрастовая ᅟи ᅟконсалтинговая ᅟдеятельность ᅟ[11, ᅟc. ᅟ82].

Налоговые ᅟгавани ᅟотличаются ᅟот ᅟОЗ ᅟтем, ᅟчто ᅟв ᅟних ᅟвсе ᅟфирмы ᅟ(местные ᅟи ᅟиностранные) ᅟполучают ᅟналоговые ᅟльготы ᅟна ᅟвсе ᅟили ᅟнекоторые ᅟвиды ᅟдеятельности.

II. ᅟПо ᅟстепени ᅟинтегрированности ᅟв ᅟмировую ᅟи ᅟнациональную ᅟэкономику ᅟразличают:

1. ᅟ ᅟСЭЗ ᅟэкстравертивного ᅟтипа ᅟ(ориентированы ᅟна ᅟвнешний ᅟрынок, ᅟэкспорт ᅟсоставляет ᅟот ᅟ75 ᅟдо ᅟ90% ᅟвсей ᅟпроизводимой ᅟпродукции).

2. ᅟ ᅟСЭЗ ᅟинтровертивного ᅟтипа ᅟ(интегрированы ᅟв ᅟнациональную ᅟэкономику).

III. ᅟПо ᅟотраслевому ᅟпризнаку. ᅟКлассификация ᅟпо ᅟотраслевому ᅟпризнаку ᅟзатруднена ᅟтем, ᅟ ᅟчто ᅟв ᅟэкспортно-промышленных ᅟзонах ᅟрасполагаются ᅟПП ᅟразличных ᅟотраслей. ᅟНо ᅟсуществует ᅟи ᅟопределенная ᅟспециализация ᅟна ᅟодной ᅟили ᅟнескольких ᅟотраслях ᅟпромышленности.

IV. ᅟПо ᅟхарактеру ᅟсобственности ᅟвыделяют ᅟСЭЗ: ᅟгосударственные; ᅟчастные; ᅟсмешанные.

 

 

1.3. ᅟᅟАнализ ᅟᅟи ᅟᅟхарактеристика ᅟᅟмирового ᅟᅟопыта ᅟᅟсоздания ᅟᅟи ᅟᅟфункционирования ᅟᅟсвободных ᅟᅟэкономических ᅟᅟзон

 

В ᅟмире ᅟнасчитывается, ᅟпо ᅟразличным ᅟэкспертным ᅟисточникам, ᅟ1200 ᅟ— ᅟ2000 ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон ᅟразличных ᅟтипов: ᅟот ᅟбеспошлинных ᅟзон ᅟи ᅟсвободных ᅟпортов ᅟдо ᅟзон ᅟсвободного ᅟпредпринимательства, ᅟофшорных ᅟзон ᅟи ᅟтехнополисов. ᅟСвободные ᅟэкономические ᅟзоны ᅟимеют ᅟширокие ᅟперспективы ᅟкак ᅟв ᅟмире, ᅟтак ᅟи ᅟв ᅟнашей ᅟстране. ᅟОб ᅟэтом ᅟговорят ᅟдинамические ᅟтемпы ᅟразвития ᅟСЭЗ ᅟв ᅟколичественном ᅟотношении ᅟи ᅟпо ᅟсовокупному ᅟобъему ᅟвыпуска ᅟпродукции ᅟв ᅟних.

Китай. ᅟВ ᅟ1980 ᅟгоду ᅟбыли ᅟобразованы ᅟсразу ᅟчетыре ᅟоднотипные ᅟСЭЗ, ᅟцель ᅟкоторых ᅟбыла ᅟпротестировать ᅟинновационную ᅟполитику, ᅟкоторую ᅟпланировалось ᅟвнедрить ᅟв ᅟдальнейшем ᅟв ᅟдругих ᅟрегионах ᅟКитая. ᅟЗоны ᅟбыли ᅟрасположены ᅟв ᅟШенжене, ᅟЧжухае, ᅟШаньтоу ᅟ(провинция ᅟГуандун) ᅟи ᅟв ᅟКсиамене ᅟ(провинция ᅟФуджиан).

Когда ᅟэкономика ᅟКитая ᅟстала ᅟоткрытой ᅟдля ᅟмеждународной ᅟторговли ᅟи ᅟинвестиций, ᅟдеятельность ᅟСЭЗ ᅟсразу ᅟпринесла ᅟрезультаты. ᅟВ ᅟ1981 ᅟгоду ᅟна ᅟдолю ᅟчетырех ᅟСЭЗ ᅟпришлось ᅟ60% ᅟпритока ᅟПИИ ᅟв ᅟКитай, ᅟпричем ᅟ51% ᅟПИИ ᅟпришлись ᅟна ᅟдолю ᅟзоны, ᅟрасположенной ᅟв ᅟШенжене, ᅟна ᅟостальные ᅟзоны ᅟ– ᅟприблизительно ᅟпо ᅟ3% ᅟсовокупного ᅟпритока ᅟПИИ ᅟв ᅟстрану. ᅟСпустя ᅟ3 ᅟгода ᅟна ᅟдолю ᅟСЭЗ ᅟвсе ᅟеще ᅟприходилось ᅟ26% ᅟот ᅟсовокупного ᅟПИИ, ᅟполученного ᅟгосударством. ᅟК ᅟконцу ᅟ1985 ᅟгода ᅟ20% ᅟсовокупных ᅟпрямых ᅟиностранных ᅟинвестиций ᅟ(около ᅟ1,2 ᅟмлрд. ᅟдолларов) ᅟприходилось ᅟна ᅟчетыре ᅟСЭЗ. ᅟКитайские ᅟвложения ᅟв ᅟСЭЗ ᅟбыли ᅟзначительно ᅟвыше, ᅟчем ᅟинвестиции ᅟиностранцев. ᅟИ, ᅟпрежде ᅟвсего, ᅟони ᅟосуществлялись ᅟв ᅟинфраструктуру ᅟи ᅟпредприятия.

Когда ᅟстал ᅟочевиден ᅟположительный ᅟопыт ᅟработы ᅟпервых ᅟСЭЗ, ᅟаналогичные ᅟблагоприятные ᅟрежимы ᅟдеятельности ᅟбыли ᅟобеспечены ᅟпредпринимателям ᅟв ᅟ14 ᅟприбрежных ᅟгородах ᅟКитая, ᅟпотом ᅟ– ᅟи ᅟв ᅟдругих ᅟрегионах ᅟстраны. ᅟ

Стремительный ᅟрост ᅟэкономики ᅟКитая ᅟв ᅟпоследние ᅟтри ᅟс ᅟполовиной ᅟдесятилетия ᅟне ᅟимеет ᅟаналогов ᅟв ᅟмире. ᅟС ᅟтех ᅟпор ᅟкак ᅟКитай ᅟпринял ᅟполитику ᅟ«открытых ᅟдверей» ᅟи ᅟначал ᅟпроводить ᅟреформы ᅟв ᅟ1978 ᅟгоду, ᅟВВП ᅟКитая ᅟстал ᅟрасти ᅟв ᅟсреднем ᅟна ᅟ9% ᅟежегодно. ᅟЕще ᅟболе ᅟбыстрыми ᅟтемпами ᅟвозрастал ᅟобъем ᅟэкспорта ᅟгосударства. ᅟЗначительно ᅟвырос ᅟи ᅟпоказатель ᅟВВП ᅟна ᅟдушу ᅟнаселения ᅟ[10, ᅟc. ᅟ113].

По ᅟитогам ᅟ2011 ᅟгода ᅟобъем ᅟмирового ᅟэкспорта ᅟтоваров ᅟсоставил ᅟ18197 ᅟмлрд. ᅟдолларов, ᅟпри ᅟэтом, ᅟ10,4% ᅟот ᅟэтого ᅟобъема ᅟприходится ᅟна ᅟКитай. ᅟВ ᅟ2000 ᅟгоду ᅟдоля ᅟКитая ᅟв ᅟобщемировом ᅟэкспорте ᅟтоваров ᅟсоставляла ᅟ3,86%, ᅟа ᅟв ᅟ1978 ᅟгоду, ᅟкогда ᅟначало ᅟосуществляться ᅟреформирование ᅟКитая ᅟ– ᅟвсего ᅟлишь ᅟ0,75%. ᅟТо ᅟесть, ᅟза ᅟ33 ᅟгода ᅟдоля ᅟгосударства ᅟв ᅟэкспорте ᅟтоваров ᅟв ᅟмире ᅟвозросла ᅟв ᅟ14 ᅟраз.

Мексика. ᅟСоздание ᅟв ᅟМексике ᅟмакиладорас ᅟотносится ᅟк ᅟ60-м ᅟгодам ᅟ20-го ᅟвека, ᅟкогда ᅟбыла ᅟзакрыта ᅟ«Программа ᅟБрасеро», ᅟпозволявшая ᅟмексиканцам ᅟлегально ᅟработать ᅟв ᅟСША ᅟв ᅟстатусе ᅟсельскохозяйственных ᅟрабочих. ᅟЭто ᅟпривело ᅟк ᅟсильнейшему ᅟросту ᅟбезработицы ᅟв ᅟприграничных ᅟзонах. ᅟЧтобы ᅟрешить ᅟэту ᅟпроблему, ᅟмексиканское ᅟправительство ᅟввело ᅟв ᅟдействие ᅟ«Программу ᅟМакиладора», ᅟусловия ᅟкоторой ᅟбыли ᅟпривлекательны ᅟдля ᅟиностранных ᅟпредприятий.

Макиладорас ᅟ– ᅟэто ᅟэкспортно-производственные ᅟзоны, ᅟгде ᅟинвесторам ᅟпредоставляется ᅟльготный ᅟрежим ᅟпредпринимательства. ᅟСлово ᅟ«макиладорас» ᅟпроизошло ᅟот ᅟиспанского ᅟ«макила», ᅟчто ᅟозначало ᅟплату, ᅟкоторую ᅟмельник ᅟвзимает ᅟза ᅟпомол ᅟзерна. ᅟК ᅟмакиладорас ᅟотносятся ᅟпромышленные ᅟпредприятия, ᅟзанятые ᅟпроизводством ᅟтоваров ᅟи ᅟуслуг ᅟна ᅟэкспорт ᅟна ᅟбазе ᅟпереработки ᅟматериалов ᅟиз-за ᅟрубежа.

Развитие ᅟэтих ᅟпредприятий ᅟс ᅟсамого ᅟначала ᅟработы ᅟпрограммы ᅟбыло ᅟочень ᅟактивным. ᅟВ ᅟ1985 ᅟгоду ᅟмакиладорас ᅟстали ᅟприносить ᅟМексике ᅟбольше ᅟвалюты, ᅟчем ᅟтуристический ᅟбизнес, ᅟа ᅟсоздание ᅟNAFTA ᅟлишь ᅟспособствовало ᅟих ᅟдальнейшему ᅟразвитию. ᅟК ᅟконцу ᅟ20-го ᅟстолетия ᅟна ᅟмакиладорас ᅟприходилось ᅟ25% ᅟВВП ᅟгосударства ᅟи ᅟ17% ᅟзанятого ᅟнаселения ᅟстраны ᅟ[3, ᅟc. ᅟ180].

Ингушетия. ᅟВ ᅟдекабре ᅟ2011 ᅟгода ᅟбыло ᅟподписано ᅟпостановление ᅟо ᅟсоздании ᅟновой ᅟтуристско-рекреационной ᅟособой ᅟэкономической ᅟзоны ᅟна ᅟтерриториях ᅟдвух ᅟрайонов ᅟреспублики ᅟИнгушетия: ᅟДжейрахского ᅟи ᅟСунженского. ᅟТакже ᅟправительство ᅟодобрило ᅟрасширение ᅟплощадей ᅟуже ᅟсуществующих ᅟв ᅟрегионе ᅟтуристско-рекреационных ᅟОЭЗ: ᅟна ᅟтерритории ᅟЗеленчукского ᅟрайона ᅟКЧР ᅟи ᅟна ᅟтерриториях ᅟЧерекского, ᅟЧегемского ᅟи ᅟЭльбрусского ᅟрайонов ᅟКабардино-Балкарии, ᅟа ᅟтакже ᅟна ᅟтерритории ᅟХунзахского ᅟрайона ᅟДагестана.

Зона ᅟэкономического ᅟблагоприятствования ᅟ«Ингушетия» ᅟ(свободная ᅟтаможенная ᅟи ᅟофшорная ᅟзона), ᅟкоторая ᅟфункционировала ᅟна ᅟтерритории ᅟреспублики ᅟв ᅟ1994—1997 ᅟгодах, ᅟтак ᅟи ᅟне ᅟсмогла ᅟстать ᅟуспешной. ᅟПо ᅟоценкам ᅟэкспертов, ᅟна ᅟорганизацию ᅟданной ᅟСЭЗ ᅟфедеральный ᅟцентр ᅟпотратил ᅟоколо ᅟ1 ᅟмлрд. ᅟрублей, ᅟа ᅟрегиону ᅟСЭЗ ᅟ«Ингушетия» ᅟне ᅟпринесла ᅟникакой ᅟвыгоды.

Как ᅟследует ᅟиз ᅟприведенных ᅟвыше ᅟпримеров, ᅟправильное ᅟиспользование ᅟрежима ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон ᅟ– ᅟот ᅟидеи ᅟсоздания ᅟдо ᅟполной ᅟреализации ᅟ– ᅟкогда ᅟучтены ᅟвсе ᅟважные ᅟмоменты, ᅟвключая ᅟрасположение ᅟСЭЗ ᅟ(близость ᅟк ᅟрайонам ᅟреализации ᅟпродукции ᅟи ᅟк ᅟглавным ᅟтранспортным ᅟузлам), ᅟналичие ᅟнедорогой ᅟквалифицированной ᅟрабочей ᅟсилы, ᅟблагоприятные ᅟналоговый ᅟи ᅟтаможенный ᅟрежимы, ᅟхорошо ᅟорганизованную ᅟинфраструктуру ᅟи ᅟмаксимальные ᅟусилия ᅟгосударства ᅟпо ᅟсокращению ᅟкоррупции ᅟи ᅟбюрократии, ᅟприводит ᅟк ᅟочень ᅟпозитивным ᅟрезультатам ᅟсначала ᅟдля ᅟотдельного ᅟрегиона, ᅟгде ᅟучреждена ᅟи ᅟработает ᅟСЭЗ, ᅟа ᅟпозже ᅟдля ᅟвсего ᅟгосударства ᅟ[2, ᅟc. ᅟ67].

 

 

2. ᅟᅟСвободные ᅟᅟэкономические ᅟᅟзоны ᅟᅟРоссийской ᅟᅟФедерации: ᅟᅟистория ᅟᅟсоздания ᅟᅟи ᅟᅟанализ ᅟᅟсовременного ᅟᅟсостояния

2.1. ᅟᅟСпецифика ᅟᅟсоздания ᅟᅟСЭЗ ᅟᅟв ᅟᅟРоссийской ᅟᅟФедерации

 

Свободные ᅟэкономические ᅟзоны ᅟрассматриваются ᅟв ᅟмире ᅟкак ᅟактивное ᅟсредство ᅟгосударственной ᅟполитики. ᅟВ ᅟистории ᅟпостсоветской ᅟРоссии ᅟпервые ᅟтакие ᅟзоны ᅟвозникли ᅟещё ᅟв ᅟ1990 ᅟг., ᅟи ᅟв ᅟдальнейшем ᅟна ᅟпротяжении ᅟ15 ᅟлет ᅟпроцесс ᅟих ᅟсоздания ᅟи ᅟфункционирования ᅟпроисходил ᅟбессистемно. ᅟЭто ᅟбыло ᅟсвязано ᅟкак ᅟс ᅟотсутствием ᅟзаконодательной ᅟбазы, ᅟтак ᅟи ᅟс ᅟпостоянной ᅟборьбой ᅟрегионов ᅟи ᅟфедерального ᅟцентра ᅟза ᅟмаксимальные ᅟльготы ᅟдля ᅟсвободных ᅟзон ᅟи ᅟправо ᅟконтроля ᅟнад ᅟними.

Однако ᅟсейчас ᅟситуация ᅟизменилась ᅟкардинальным ᅟобразом, ᅟначался ᅟпринципиально ᅟновый ᅟэтап ᅟпроекта ᅟпо ᅟразвитию ᅟсвободных ᅟ(особых) ᅟэкономических ᅟзон ᅟна ᅟтерритории ᅟРоссии. ᅟНачало ᅟнового ᅟэтапа ᅟсвязано ᅟс ᅟпринятием ᅟФЗ ᅟот ᅟ22 ᅟиюля ᅟ2005 ᅟг. ᅟ№116-ФЗ ᅟ"Об ᅟособых ᅟэкономических ᅟзонах ᅟв ᅟРФ". ᅟЭтим ᅟзаконом ᅟзаложены ᅟединая ᅟправовая ᅟоснования ᅟсоздания ᅟи ᅟфункционирования ᅟособых ᅟэкономических ᅟзон ᅟна ᅟтерритории ᅟРоссии ᅟ[1].

Причины ᅟсоздания ᅟСЭЗ ᅟв ᅟРоссии:

- ᅟпривлечение ᅟинвестиций ᅟкак ᅟиностранных, ᅟтак ᅟи ᅟроссийских ᅟкомпаний;

- ᅟстимулирование ᅟразвития ᅟрегионов;

- ᅟразвитие ᅟвысокотехнологических ᅟотраслей ᅟпромышленности ᅟи ᅟсферы ᅟуслуг;

- ᅟсоздание ᅟвысококвалифицированных ᅟрабочих ᅟмест.

Федеральный ᅟзакон ᅟ"Об ᅟособых ᅟэкономических ᅟзонах ᅟв ᅟРФ" ᅟпредусматривает ᅟсоздание ᅟсоздание ᅟособых ᅟэкономических ᅟзон ᅟдвух ᅟтипов: ᅟпромышленно-производственных ᅟи ᅟтехнико-внедренческих. ᅟНа ᅟтерритории ᅟособой ᅟэкономической ᅟзоны ᅟдопускается ᅟведение ᅟтолько ᅟтех ᅟвидов ᅟдеятельности, ᅟкоторые ᅟпредусмотрены ᅟданным ᅟзаконом, ᅟа ᅟтакже ᅟпостановлением ᅟПравительства ᅟРФ.

В законе №116-ФЗ сформулированы основные принципы налогообложения ОЭЗ, к основным из которых относятся предоставление налоговых льгот [1].

Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:

- освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;

- уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;

- снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);

- освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.

В любом случае свободные экономические зоны требуют вложения крупных бюджетных средств для их организации и создания необходимой инфраструктуры.

Таблица 2.1 – Основные характеристики российских ОЭЗ

Место расположения ОЭЗ Специализация ОЭЗ Государственные инвестиции в инфраструктуру зоны
г. Санкт-Петербург Производство программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры. Разработка и производство аналитических приборов. Около 1,5 млрд. руб., в том числе 50% из федерального бюджета
г. Дубна, Московская область Электронное приборостроение, проектирование новых летательных аппаратов, разработка альтернативных источников энергии. 2,5 млрд. руб.., из них 65% из федерального бюджета
г. Зеленоград Разработка и освоение микросхем, интеллектуальных систем навигации. 5 млрд. руб., в том числе 50%% из ФБ
г. Томск Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также производство новых материалов Около 1,9 млрд. руб. (70% из ФБ)
г. Липецк Производство бытовой техники и комплектующих к ней 1,8 млрд. руб. (42% из ФБ)
г. Елабуга, Татарстан Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники. Высокотехнологическое химическое производство. 1,6 млрд. руб. (49% из ФБ)

Успех программы создания ОЭЗ в России напрямую зависит от того, в какой степени удастся в ОЭЗ создать экономическую систему, максимально приближенную к идеальной — с четкими правилами игры, минимальными бюрократическими издержками и максимальной конкурентной средой, что сделало бы инвестиционный климат в зона наиболее благоприятным.

 

2.2. ᅟПроблемы ᅟи ᅟперспективы ᅟразвития ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон ᅟв ᅟРоссийской ᅟФедерации

 

Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование СЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.

Одной из основных проблем "выживания" СЭЗ в России является проблема несовпадения декларируемых целей, целей, реально преследуемых при их создании, их противоречия, как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну "сиюминутную" привлекательную сторону – перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем региона, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. И при этом не думают о том, кто же тогда в такую "свободную зону" придет со своим капиталом? Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Кроме того, средства Федерального бюджета, вкладываемые в создание СЭЗ, в том числе и в виде различных льгот, фактически выделяются за счёт прочих регионов России, может быть, не менее нуждающихся в них [5, c. 22].

Другой экономической проблемой СЭЗ является халатное расходование на местах и тех явно недостаточных средств, что выделяются Федеральным бюджетом под реализацию определённых программ, ставит под вопрос их реальное воплощение. Характерна и проблема отечественной "оффшорной" зоны. За время функционирования так и не были созданы регулятивные механизмы, адекватные поставленным задачам. Зональные льготы из инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций превратились в средство скрытого субсидирования определённых региональных группировок, и способ первоначального накопления капитала с последующим его переводом за рубеж. Решение этой проблемы видится в переводе льгот на региональный уровень, а федеральные средства следует направлять в СЭЗ в виде целевых кредитов и инвестиционных программ под строгим контролем центра.

К финансовым проблемам СЭЗ добавилась также проблема доверия к государственным гарантиям предоставляемых кредитов, проблема кредитоспособности отечественных финансовых институтов.

Кроме программно-целевых и финансовых, в ряду общих для всех СЭЗ социально-экономических проблем следует выделить [4, c. 150]:

- неразвитость инфраструктуры и промышленности;

- разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий, отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;

- наличие на пути развития свободного предпринимательства препон бюрократического и – криминального характера, в том числе коррумпированность чиновников;

- проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, проблема отсутствия опыта;

- одна из важнейших и определяющих проблем – проблема доверия к власти.

Среди таких проблем следует выделить проблему политической стабильности, преемственности политико-экономических решений, согласованность в действиях властей всех уровней. Многочисленные непоследовательные правовые решения по СЭЗ имели несомненную политическую подоплеку борьбы различных властных группировок, что не могло не сказаться отрицательно на развитии зон. Борьба за расширение региональных льгот в ущерб другим субъектам Федерации сказалась на росте сепаратистских настроений, нагнетании напряжённости в отношениях между центром и регионами.

Принципиальная необходимость создания СЭЗ в России на основании исследований отечественных и мировых учёных остаётся тем не менее практически доказанной. Однако неоспорим и тот факт, что эффективная реализация данной экономической формы может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий [5, c. 24]:

- формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;

- нарушение принципа единого экономического пространства страны;

- взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;

- возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;

- предоставления иностранным и российским инвесторам, действующим в СЭЗ, лучших условий для ведения хозяйственной деятельности, чем те, которые они имеют за рубежом и на остальной территории Российской Федерации.

Принцип селективности свободных экономических зон может вполне сочетаться с задачей противодействия индивидуализации льгот. Более того, создание конкурентной среды на отдельных участках экономического пространства – перспектива для России гораздо более реальная, чем выравнивание стартовых условий развития методом "сплошной" либерализации. Важно только, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования инновационных форм хозяйствования, обеспечивающих технологический рывок России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СЭЗ представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ – это в той или иной степени обособленная географическая территория.

Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае могут отличаться друг от друга.

Помимо названных целей и причин создание свободных экономических зон увязывается с тремя основными задачами: стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств; ростом занятости; превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Выделяют следующие типы СЭЗ: таможенные зоны; беспошлинные торговые зоны; таможенные свободные зоны; зоны свободной торговли; внешнеторговые зоны; предпринимательские зоны; зоны технико-экономического развития; зоны развития новой и высокой технологии; научно-промышленные парки; экспортно-производственные зоны; свободные промышленные зоны; оффшорные центры; свободные банковские зоны; туристические центры и др.

Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ" предусматривает создание создание особых экономических зон двух типов: промышленно-производственных и технико-внедренческих. На территории особой экономической зоны допускается ведение только тех видов деятельности, которые предусмотрены данным законом, а также постановлением Правительства РФ.

 

 

Список ᅟиспользованной ᅟлитературы

 

1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 23.06.2014) // Собрание законодательства РФ. – 25.07.2005. – N 30 (ч. II). – Ст. 3127.

2. Абрамов ᅟВ.Л. ᅟМировая ᅟэкономика ᅟ- ᅟМ.: ᅟИТК ᅟ"Дашков ᅟиК°", ᅟ2010. ᅟ– ᅟ310 ᅟс.

3. Алиев ᅟШ.Т. ᅟРоль ᅟспециальных ᅟэкономических ᅟзон ᅟв ᅟразвитии ᅟпредпринимательства ᅟи ᅟинвестиционной ᅟактивности ᅟ/ ᅟШ.Т. ᅟАлиев ᅟ// ᅟРоссийское ᅟпредпринимательство. ᅟ— ᅟ2012. ᅟ— ᅟ№ ᅟ7 ᅟ(205). ᅟ— ᅟС. ᅟ180-184.

4. Ахметшина ᅟЛ.Г. ᅟПринципы ᅟи ᅟтенденции ᅟформирования ᅟособых ᅟэкономических ᅟзон ᅟв ᅟрегионе ᅟ/ ᅟЛ.Г. ᅟАхметшина ᅟ// ᅟ// ᅟРоссийское ᅟпредпринимательство. ᅟ— ᅟ2011. ᅟ— ᅟ№ ᅟ8 ᅟВып. ᅟ2 ᅟ(190). ᅟ— ᅟС. ᅟ150-154.

5. Кешишева Н.Г. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России / Н.Г. Кешишева // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2011. – №2. – С. 22-25.

6. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - М.: Юстицинформ, 2010. – 512 c.

7. Миклош Ч. Приграничные свободные экономические зоны – новейший этап их развития / Ч. Миклош // Маркетинг и менеджмент инноваций. – 2013. – №2. – С. 183-197.

8. Мировая экономика: учебник / [А. А. Абалкина и др.]. – Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. – 589 с.

9. Неучева М.Ю. Эволюция особых экономических зон в Российской Федерации / М.Ю. Неучева // // Российское предпринимательство. — 2011. — № 7 Вып. 2 (188). — С. 160-163.

10. Пономарева Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экономическим специальностям / Е.С. Пономарева, П.С. Томилов, Л.А. Кривенцова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 287 c.

11. Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 400 c.

12. Чеботарев Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2013. – 352 c.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Терминология | Педагогика как наука, ее объект, предмет, функции. Педагогика - наука о воспитании человека, это совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают процессы воспитания и развития личности ребёнка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.