КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и формы занятости, основные направления государственной политики в области занятости населения. Законодательство о занятости населения
Право гражданина на занятость в общей форме можно определить как право каждого свободно реализовать свои способности к труду или выполнению иной деятельности в трудовых и (или) иных правоотношениях, в рамках которых гражданин признаётся занятым, а также право требовать в предусмотренных законом случаях содействия специализированных органов государственной власти в обеспечении занятости. Формы занятости – это организационно-правовые условия трудоиспользования. Различаются формы занятости по следующим признакам: 1.Форма собственности на средства производства: •труд по найму - отношения между собственниками средств производства и работниками; •предпринимательство; •самозанятость. 2.Место выполнения работы: •на предприятии; •на дому; •вахтовый метод. 3.Регулярность трудовой деятельности: •постоянная - работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже каждый месяц; •временная - занятость на определенный срок и командировочная занятость; •сезонная - работа в течение определенного сезона; •эпизодическая - выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения без заключения трудового договора. 4.Легитимность трудоустройства: •формальная (зарегистрированная); •неформальная. 5.Статус деятельности: •основная; •дополнительная (вторичная). 6.Режимы работы: •жесткий график; •гибкий график.
Основные направления государственной политики в области занятости населения. Законодательство о занятости населения. Государственная политика обеспечения занятости - это оформленная правом система мер, средств и способов обеспечения занятости населения, включающая в себя возможность реализации свободы в выборе вида занятости, содействие в обеспечении занятости и защиту от безработицы. ФЗ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения РФ» регламентирует государственную политику в области содействия занятости населения, которая заключается в следующем: 1.Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. 2.Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на: •развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; •обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; •создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; •поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках занятости, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; •осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и другие); •предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; •поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, испытывающих трудности в поисках работы; •координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; •международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
33.Система органов занятости населения. Правовой статус Федеральной государственной службы занятости населения. В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей: •анализировать и прогнозировать состояние рынка труда; •вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; •информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы; •оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников; •организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях; •оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения; •регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции; •разрабатывать республиканские и региональные программы занятости; •подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений; •оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы; •выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице, устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств; •публиковать статистические данные о состоянии рынка труда. Правовой статус Федеральной государственной службы занятости населения. Правовой статус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. Государственная служба занятости имеет право: •получать от предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, административные данные по наличие вакантных рабочих мест, в том числе предназначенных для трудоустройства инвалидов, характер и условия работы на них, о всех освобождающихся, принятых и уволенных работников и информацию о предвиденных изменениях в организации производства и работы, другие мероприятия, которые могут привести к высвобождению работников; •разрабатывать и вносить на рассмотрение местных государственных администраций, исполнительных органов соответствующих советов предложения об установлении для предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности, квоты принятия на работу лиц, которые нуждаются в социальной защите и неспособны на равных условиях конкурировать на рынке работы, и направлять таких граждан для их трудоустройства; •направлять для трудоустройства на предприятия, у учреждения и организации всех форм собственности при наличии там свободных рабочих мест (вакантных должностей) граждан, которые обращаются к службе занятости, соответственно уровню их образования и профессиональной подготовки, а инвалидов, кроме того, - соответственно рекомендациям МСЕК, имеющихся в них квалификации и знаний и с учетом их пожеланий; •направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы; •укладывать по доверенности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности договоры с гражданами при их трудоустройстве с предыдущим (в случае необходимости) профессиональным обучением, оплатой стоимости проезда, суточных, а также подавать помощь при переезде на новое местожительство и работы за счет средства предприятий, учреждений и организаций; •распоряжаться в установленном законодательством порядке средством Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы; •оплачивать стоимость профессиональной подготовки лиц, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на период обучения материальной помощи в размерах, предусмотренных законодательством о занятости населения; •в установленному законодательством порядке подавать гражданам помощь по безработице и материальную помощь по безработице, прекращать и откладывать их выплаты; •вносить предложения в местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов об остановке на срок до 6 месяцев решения предприятий о высвобождении работников в случае затруднения их следующего трудоустройства с одновременной частичной или полной компенсацией затрат предприятий, вызванных этой отсрочкой, в порядке, определенном законодательством; •взимать из предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, суммы скрытого или заниженного обязательного собрания и недоимок к Фонду общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы; •компенсировать до 50 процентов затрат предприятиям, учреждениям и организациям на переподготовку работников, которые подлежат сокращению в связи с изменениями в организации производства и работы, при условии их трудоустройства. Обязанности государственной службы занятости заключаются в следующем: 1) анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда; 2) вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства 3) информировать обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию; 4) оказывать помощь гражданам в выборе подходящей работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям - в подборе необходимых работников; 5) организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказывать помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения 6) оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; 7) обеспечивать регистрацию безработных и оказывать им в пределах своей компетенции помощь; 8) разрабатывать республиканские и региональные программы занятости, включая финансовое обеспечение, и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения; 9) подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в Российскую Федерацию на основе межправительственных соглашений и лицензий; 10) оплачивать стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также устанавливать им на весь период обучения стипендии в размерах, предусмотренных настоящим Законом; 11) выдавать в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостанавливать выплату этих пособий; 12) устанавливать надбавки к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев. 34.Трудоустройство: его формы и значение. Специфика трудоустройства слабозащищённых категорий. Трудоустройство различают в широком и узком смысле. В широком смысле трудоустройство - это любой процесс устройства на работу, включая и самостоятельное трудоустройство, и с помощью органа занятости, и перевод высвобождаемого работника с его согласия в порядке трудоустройства на другую работу в той же организации. В узком смысле трудоустройство - деятельность соответствующих государственных органов по оказанию гражданам помощи в подыскании подходящей работы и устройству на неё. Выделяют общие и специальные организационно-правовые формы трудоустройства. Общие - это самостоятельное трудоустройство или трудоустройство с помощью органов службы занятости. К числу специальных форм трудоустройства относится:
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |