Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности реализации системы М. Монтессори на современном этапе




Дидактическая концепция утилитаризма.

Дидактический утилитаризм (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер и др.) исходит из приоритета индивидуальной и общественной деятельности ученика, который должен заниматься теми видами деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Поэтому внимание нужно сконцентрировать на занятиях конструктивного характера: учить детей готовить еду, шить, приобщать к рукоделию и т. д. Вокруг этих утилитарных знаний и умений концентрируется информация более общего характера. Дидактический утилитаризм оказал сильное влияние, как на содержание, так и на методы работы в американской школе.

Проблемно-комплексная теория, предложенная польским ученым Б. Суходольским, предполагает изучение отдельных школьных предметов не порознь, а комплексно, делая основой познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из различных областей. Эта теория во многом перекликается с известным в истории педагогики «методом проектов».

Содержание обучения, утверждает польский профессор педагогики К. Сосницкий, должно быть организовано в виде решетки из крупных структур, содержащих основные системообразующие компоненты. Отсюда название теории — структурализм. Только так можно избежать перегруженности содержания и сократить объем учебного материала без ущерба для качества обучения. В старших классах следует отказаться от принципов систематичности, последовательности и историзма, организуя структуры по логическому принципу. Этот принцип применим лишь при изучении точных предметов.

Представители данного направления (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) трактуют обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные современной цивилизации. Поэтому приоритет отдается не чтению отдельных предметов, а формированию новых отношений и типов поведения через практические занятия, через «погружение» обучающегося в разные виды деятельности. В соответствии с этим процесс обучения приспосабливали к субъективно-прагматическим запросам учащихся, предоставляя им полную свободу в выборе учебных предметов. При таком подходе нарушается диалектическая взаимосвязь познания и практической деятельности как основы гармоничного развития человека в процессе обучения.

Для определения роли и значения идей Монтессори для современной педагогики мы обратились к анализу основных работ итальянского педагога, посвященных анализу ее педагогического творчества и интерпретации ее идей американскими учеными.

Исследования привели нас к убеждению, что теоретическими основами ее педагогической системы являются:

на философском уровне - ее оригинальный взгляд на окружающий мир, его происхождение и развитие; на роль и место окружающей среды в развитии человека, в частности, ребенка, ее убеждения в существовании космического плана развития вселенной, где каждый объект выполняет предназначенную ему функцию. Данные идеи составляют основу педагогической антропологии, которой М. Монтессори посвятила ряд лет своей жизнедеятельности, вопросы социального развития ребенка занимают достойное место в педагогической концепции М.Монтессори;

на психологическом уровне — формулирование ею законов онтогенеза, движущих сил и механизмов развития, обоснование ею сешитивных периодов развития, возрастной периодизации на основе диалога с психологическими школами Сегена, Итарда, Ж.Пиаже, Э.Эриксона;

на педагогическом уровне - предлагаемое ею взаимодействие взрослого и ребенка в процессе особой образовательной деятельности, основанной на идеях свободного воспитания и развития, самодидактики; создания педагогически развивающей предметно-пространственной среды при ограниченном прямом воздействии взрослого на ребенка, что основано на гуманистической ориентации и культуросообразности образования, автономии и самостоятельности - идеях, провозглашенных современниками М.Монтессори в 50-60-е годы психологами-гуманистами М.Кэй, А.Маслоу, К.Роджерсом, и др.;

на методическом уровне - разработанные ею конкретные приемы и средства воспитания и обучения детей в условиях решающей роли интерьера, порядка, игр.

Обратимся к подробному анализу педагогических идей системы М.Монтессори.

Вслед за исследователем Н.А.Каргапольцевой мы считаем, что философской основой педагогики Монтессори явилась антропология, испытавшая бурное развитие на рубеже 19-20-х веков в связи с многочисленными исследованиями, раскрывающими механизмы функционирования, становления высших психических сил человека.

По утверждению Б.М.Бим-Бада, педагогическая антропология представляет собой «человековедение», служащее воспитанию и обучению людей...», науку, изучающую истоки и процесс «очеловечивания и обесчеловечивания человека,..» (27,57).

Философия М.Монтессори основана на воспитании всех органов чувств для развития представлений детей об окружающем их мире. Монтессори считала, что, совершенствуя чувственное восприятие через создание порядка и организацию деятельности по узнаванию вариантов формы, цвета, материала, веса, температуры и звука, дети узнают, как классифицировать предметы и объекты окружающей их действительности через идентификацию специфических признаков предметов. М.Монтессори писала: «Именно в повторении упражнений на разные органы восприятия заключается формирование чувств детей; их цель - не в том, чтобы ребенок узнал вариации цвета, формы или различные качества предметов, а в том, чтобы он совершенствовал свои чувства с помощью упражнений на внимание, сравнение, суждение» (331, 43). Данная мысль М. Монтессори созвучна идеям И. Хейнстока, который утверждал, что «красота заключается в гармонии, а не в контрасте, а гармония, в свою очередь, представляет собой совершенство, поэтому необходимо вести работу по утончению чувств ребенка, если мы хотим, чтобы дети ценили гармонию» (301, 97). Этот процесс приведет ребенка к овладению знаниями и совершенствованию способностей к обучению от конкретного к абстрактному, от простого к сложному.

Важным моментом в философии Марии Монтессори является наблюдение учителя за ребенком во время его работы.

Все виды деятельности в ранней педагогике Монтессори включают в себя самоконтроль. Деятельность детей организована таким образом, что при работе с образовательными материалами ребенок сам осознает, верны ли его действия. Дидактические материалы Монтессори основаны на принципе контроля ошибок. В каждом виде материала заложен единственный правильный ответ. Монтессори верила, что, владея определенными умениями, ребенок сможет свободно и независимо чувствовать себя и ориентироваться в окружающей среде. Монтессори указывала, что процесс повторения и самоконтроля способствует овладению глубокими знаниями и их систематизированном использовании в будущем. По отношению к окружающей среде ребенок в классе Монтессори пассивен, так как сами материалы контролируют его действия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.