Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Волевая регуляция человека




Психические познавательные процессы были бы невозможны или как минимум непродуктивны без применения волевых усилий. Воля, в основном, прижизненное образование человека позволяющая осмыслить цель будущей деятельности сопоставить мотивы с системой ценностей и совершить действие.

Воля – психический процесс, обеспечивающий сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Волевые процессы связаны с преодолением внешних и внутренних препятствий, проявляются в саморегуляции поведения и психических явлений. Волевые акты возможны благодаря воздействию на процессы возбуждения и торможения нервной системы. Основные функции воли – активизирующая – заставляющая действовать и тормозящая – позволяющая воздержаться от действия. Развитие волевой сферы личности тесно связано с формированием мировоззрения и нравственной позиции личности. Духовное богатство личности способствует изменению мотивационной сферы личности в сторону ее усложнения: не от мотива к поступку, а от мотива к поступку через своеобразный нравственный фильтр, действия становятся не импульсивными, а подконтрольными сознательной сфере. Ярким примером волевой саморегуляции является сверхнормативное, просоциальное поведение, т.е. такое поведение, которое характерно помощью людям, подчас, даже в ущерб себе.

Основные признаки волевого акта это приложение продуманных усилий, наличие цели и плана по ее достижению, отсутствие непосредственного удовольствия от поступка, стремление к преодолению обстоятельств или особенностей личности. Волевая регуляция личности состоит в оптимальной концентрации активности для достижения осмысленной и значимой цели.

Невозможно переоценить значение волевой саморегуляции и в блокировке ненужных действий, не только в смысле социальнонеодобряемых, но действий не приводящих к нужному результату или приводящих, но слишком «дорогой» ценой. В целом можно сказать, что волевая регуляции не позволяет настойчивости перейти в тупые стереотипные усилия, когда сама цель подменяется необходимостью ее достижения.

Базовые волевые личностные качества – это сила воли, настойчивость, выдержка и энергичность. На базе этих качеств развиваются вторичные: решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. И третьим этапом становления волевой сферы личности становится формирование таких качеств как ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность.

Волевые характеристики личности позволяют говорить о том, на сколько она самостоятельна с суждениях, способна к принятию решений к контролю эмоциональных состояний. Волевые реакции имеют как врожденную составляющую, основанную на темпераменте, норме и скорости реакции на входящие раздражители, так и приобретенную сформированную прижизненно составляющую, позволяющую овладеть собой и своими эмоциями, даже имея достаточно низкий природный потенциал к этому. Тренировка воли и формирование волевых качеств личности проводит связь не только между психическими процессами и психическими состояниями, но и связывает их с физиологическими процессами. В основе психологической устойчивости лежит физическая выносливость. Недаром на протяжении многих веков физическое воспитание расценивалось как способность получить запас сил и энергии для того, чтобы переживать все, в том числе и психологические напасти не опуская головы. Однако нельзя отрицать и тот факт, что при определенных обстоятельствах люди, не обладающие выдающимися физическими силами и здоровьем, проявляют сильные волевые качества, как бы компенсируя недостаточность физической сферы.

Воображение позволяет нам в значительной степени предвидеть последствия своих действий, а волевая саморегуляция позволяет не совершать таких действий, о которых в последствии, пришлось бы пожалеть, таким образом, иллюстрируется связь психических процессов. Кроме того, волевая сфера человека при достаточном уровне развития позволяет выйти на уровень автономной регуляции поведения, являющийся воспитательным идеалом - состояние, когда человек делает то, что должен, потому что ему этого хочется, проводя тесную связь между психическими и педагогическими процессами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.