КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В контексте социальной политики конца XVI-первой четверти XVIII вв
Занятие 1. Начало юридического оформления крепостного права. Основные тенденции развития крестьянского и холопского права. /2 часа/
I. Составление писцовых книг в 80-90-х гг. XVI в. Введение “заповедных лет”. 1) Охарактеризуйте писцовые книги Московского государства как исторический источник. В чем заключаются причины составления писцовых книг 80-90-х гг. XVI в.?
Источник: Описание поместья братьев Кропотовых по писцовой книге Шелонской пятины. 1552-53 г. // Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII век. – М., 1962. – С. 13-14. Литература: Павлов-Сильванский В.Б. Писцовая книга России XVI в. М., 1991.
2) В чем суть права крестьянского отказа (по Судебнику 1550 г.)? Что такое “заповедные годы”? В чем заключаются причины введения “заповедных лет” на территории Московского государства? Какой социальный слой русского общества был заинтересован в введении “заповедных лет”?
3) Основные точки зрения на “заповедные годы” в исторической литературе. 3.1. Перечислите и охарактеризуйте (датировка, авторство, территория действия) источники, в которых содержатся ссылки на “заповедные годы”. 3.2. Каковы были взгляды историков XVIII-XIX в. на процесс закрепощения крестьянства до обнаружения свидетельств о “заповедных годах”? Приведите основные источники и аргументы этих авторов. 3.3. Когда и в связи с чем был введен первый “заповедный год”? 3.4. На какую территорию Московского царства распространялся режим “заповедных лет”? 3.5. На какие категории крестьянства мог не распространяться режим “заповедных лет”?
Источники: Судебник 1550 г. Ст. 88. О крестьянском отказе Обыск губного старосты В.И. Мусина о беглых крестьянах помещика Деревской пятины Ивана Непейцина. 11.04.1588 // Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII век. – М., 1962. – С. 199-200. Царская грамота Федора Иоановича на Двину о возвращении беглых крестьян из вотчины Никольского Корельского монастыря. 14.04.1592 // Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII век. – М., 1962. – С. 200-201. Литература: Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: В 3 кн. – М., 1993. – Кн. 2. – Лекция 37. – С. 45-56. Корецкий В.И. Из истории закрепощения крестьян в России в конце XVI-начале XVII в. (К проблеме “заповедных лет” и отмене Юрьевого дня) // История СССР. – 1957. – № 1. – С. 161-191. Скрынников Р.Г. Заповедные и урочные годы царя Федора Иоановича // История СССР. – 1973. – № 1. – С. 99-129
II. Отмена права Юрьевого дня для крестьян и бобылей.
1) Практика крестьянского перехода от одного землевладельца к другому во второй половине XVI в. 1.1. Каким образом реализовывалось право крестьянского выхода (отказа) во второй половине XVI в.? Какие обстоятельства могли затруднить этот переход? 1.2. В чем заключалась практика крестьянского “вывоза”? Каковы ее причины и последствия? 1.3. Почему государство было заинтересовано в ограничении права крестьянского перехода?
Источник: Судебник 1550 г. Ст. 88. О крестьянском отказе Литература: Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: В 3 кн. – М., 1993. – Кн. 2. – Лекция 37. – С. 56-62.
2) Указ 1592-93 гг. об отмене Юрьевого дня. На основании каких исторических источников и предположений был реконструирован (содержание, датировка) указ 1592-93 гг.? 2.1. В чем заключается содержание этого указа? (согласно реконструкции В. И. Корецкого):
Источники: Царская грамота Федора Иоановича в Великий Новгород. 8.08.1595 // Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII век. – М., 1962. – С. 206-207. Судное дело между помещиком Иваном Барановым и Лисицким монастырем о спорных крестьянах. 1593-1595 гг. // Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII век. – М., 1962. – С. 207 Литература: Корецкий В.И. Из истории закрепощения крестьян в России в конце XVI-начале XVII в. (К проблеме “заповедных лет” и отмене Юрьевого дня) // История СССР. – 1957. – № 1. – С. 161-191.
3) Указ 1597 г. о 5-летнем сроке сыска беглых крестьян 3.1. Каким образом указ определял срок сыска беглых крестьян и бобылей? 3.2. В чем заключались причины “срочного” сыска беглых крестьян? 3.3. Каким образом осуществлялся сыск крестьян до указа 1597 г.?
Источник: Указная грамота Федора Иоановича о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян. 24.10.1597 // Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII век. – М., 1962. – С. 208-209. Литература: Корецкий В.И. Из истории закрепощения крестьян в России в конце XVI-начале XVII в. (К проблеме “заповедных лет” и отмене Юрьевого дня) // История СССР. – 1957. – № 1. – С. 161-191. Андреев И.Л. Урочные лета и закрепощение крестьян в Московском государстве // Исторические записки. – 1982. – № 1.
III. Изменения в положении холопов на рубеже XVI-XVII веков. 1) Назовите виды холопства, источники их формирования и правовойстатус в Московском государстве второй половины XVI в. 2) Что свидетельствовало о сближении статуса докладных, полных и кабальных холопов по указу 1597 г. В чем заключалось усиление власти государя (холоповладельца) над холопом? Источник: Приговор о служилых холопах. 1 февраля 1597 г. // Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII век. – М., 1962. – С. 209-213. Литература: Ключевский В.О. История сословий в России //Сочинения: В 8 т.– М.,1959.– Т.6.:Специальные курсы.– С.352-363. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: В 3 кн. – М., 1993. – Кн. 2. – Лекция 49. – С. 271-292. Яцкин И. В. Кабальное холопство // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. – М., 1996. – Т. 2. – С. 417-418. Колычева Е.И. Холопство и крепостничество в России (конец XV-XVI вв.). – М., 1971. Панеях Г.М. Кабальное холопство на Руси в XVI в. – Л., 1967.
IV. Сформулируйте, общий вывод о юридическом оформлении крепостного права в России, в кон. XVI в. 1) Какая форма зависимости крестьянина от помещика была оформлена государсвтенным законодательством XVI в. – личная или поземельная? 2) Чем различался статус холопа и владельческого крестьянина к кон. XVI в.? 3) В чем заключались основные тенденции развития крестьянского и холопского права?
Занятие 2. Власть и служилое сословие. Отмена “урочных лет”. /2 часа/
I. Общая характеристика Соборного Уложения 1649 г. как источника. 1). Какие законодательные документы стали источником для глав Соборного Уложения? 2). В чем заключались причины составления Соборного Уложения? 3) Каким образом содержание глав Соборного Уложения было доведено до подданных?
Источник: Вступление к основному тексту Соборного Уложения // Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 года. – М., 1961. Литература: Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 года. – М., 1961. (Предисловие к публикации текста Соборного Уложения)
II. Законодательное оформление идеи власти во II и III главах Соборного Уложения 1649 г. (Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать Глава III О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было) 1. Глава II “О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать”: 1.1. Раскройте суть понятий: “злое умышление”, “измена”, “скоп и заговор”, “самовольство”, “воровство”, “злое умышление” 1.2. Каковы были меры предупреждения и способы раскрытия этих преступлений? (“извет”, “сыск”, “поставить с очи на очи”, “государь пожалует”, “государево жалованье”, “государево дело или слово”) 1.3. Какие предусматривались формы наказания?
2. Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было. 2.1. Какие действия запрещались в присутствии государя? 2.2. Какие действия запрещались на государевом дворе (в отсутствие государя)? 2.3. Какие действия запрещались во время проезда царя по Москве или по другим городам? 2.4. Какие наказания предусматривались за покушение на царское имущество? 2.5. Попытайтесь сформулировать обобщенное понятие “честь царского величества”. 3. Что свидетельствовало об укреплении абсолютной власти монарха по Соборному Уложению 1649 г.? Источник: 1. Соборное Уложение 1649 г. Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать; Глава III О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было // Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 года. – М., 1961. – С. 72-78. Литература 1. Каргалов В.В. “Слово и дело” // Русь: Литературно-исторический журнал. 1992. №. 2. С. 154-164.
III. Служилые феодалы: состаэв и социально-правовой статус по тексту “Соборного Уложения”. 1) Перечислите основные служилые “чины” Московского государства XVII в. 2) Каким образом определялся порядок назначения служилых людей на военные и административные должности? 3) Какие обязанности государство возлагало на служилых людей? 4) Какие сословные права служилых связывались с исполнением этих обязанностей? 5) Каковы были наказания за неисполнение служилыми людьми своих обязанностей перед государством? 6) Сближение статуса вотчинного и поместного землевладения. 6.1. Что такое поместный оклад? 6.2. В чем заключалось право распоряжения поместьем и ограничение этого права? 6.3. Что свидетельствовало о сближении статуса вотчины и поместья? Источники: 1. Глава VII. О службе всяких ратных людей московского государьства. Соборное Уложение 1649 г // Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 года. – М., 1961. – С. 228-233. 2. Глава XVI. О поместных землях; 3. Глава XVII. О вотчинах. Соборное Уложение 1649 г // Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 года. – М., 1961. – С. 82-86, 179-213. Литература: 1. Ключевский В.О. История сословий в России //Сочинения: В 8 т. – М., 1959. – Т. 6.: Специальные курсы. – С. 352-363, 372-391.
IV. Дворянские челобитные об отмене “урочных лет”. 1) Почему рядовые дворяне-помещики были заинтересованы в увеличении срока “урочных лет”? 2) Какие препятствия, по мнению челобитчиков, возникали при сыске и возвращении беглых крестьян? 3) Каково было основное требование челобитчиков? На законодательство какого государя они ссылались? 4) Какое решение было вынесено Михаилом Федоровичем по поданной челобитной? Источник: Челобитная дворян об отмене “урочных лет”. 1641 г // Хрестоматия по истории СССР. XVI-XVII век. – М., 1962. – С. 367-370.
Занятие 3. Власть и тяглые сословия (крестьянство и посадские люди). /2 часа/
1. Отмена урочных лет. Определение юридического и имущественного статуса крестьян. 1) Какие юридические документы становились основанием крестьянской крепости? 2) Какая форма зависимости крестьянина от помещика была оформлена Соборным Уложением 1649 г. – личная или поземельная? 3) Что позволяет говорить о сближении статуса крестьянина с холопом? В чем заключались ограничения власти помещика над личностью крестьянина? 4) Какими правами обладали помещичьи и черносошные крестьяне?
Источник: Глава XI. Суд о крестьянex // Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное Уложение 1649 года. – М., 1961. – С. 160-164 Литература: Маньков А.Г. Правовое положение крестьян по Уложению 1649 г. // Из истории феодальной России. – Л., 1980. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций: В 3 кн. М., 1993. Кн. 2. Лекция 49. С. 271-292.
II. Политика “посадского строения” в первой половине XVII в., ее суть, значение. 1) Что такое “белые слободы”? Кому они принадлежали?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |