Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрреформы 80-х гг. в XIX в. Социально-экономическое развитие в 70-90-е гг. XIX в




Содержание и социальная направленность реформ 60-70гг XIXв.

Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Поражение в Крымской войне обнажило гнилость и бессилие крепостной России. Наступил кризис политики господствующего феодального класса, который уже не мог ее проводить прежними, крепостническими методами. Необходимы были неотложные экономические, социальные и политические реформы для того, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране. В повестку дня страны стали мероприятия, необходимые для того, чтобы не только сохранить, но и укрепить социальную и экономическую базу самодержавия.
Все это прекрасно сознавал новый российский император Александр II, вступивший на престол 19 февраля 1855 г. Он понимал и необходимость уступок, а также компромисса в интересах государственной жизни. После своего восшествия на престол молодой император ввел в кабинет министров своего брата Константина, который был убежденным либералом. Следующие шаги императора также носили прогрессивный характер — разрешался свободный выезд за границу, были амнистированы декабристы, частично снята цензура на публикации, проведены другие либеральные мероприятия.
С большой серьезностью отнесся Александр II и к проблеме отмены крепостного права. Начиная с конца 1857 г. в России был создан ряд комитетов и комиссий, основной задачей которых являлось решение вопроса освобождения крестьянства от крепостной зависимости. В начале 1859 г. для суммирования и обработки проектов комитетов создаются Редакционные комиссии. Выработанный ими проект был передан в правительство.

19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест об освобождении крестьян, а также «Положение», регламентирующее их новое состояние. По этим документам российские крестьяне получали личную свободу и большинство общегражданских прав, вводилось крестьянское самоуправление, в обязанности которого входил сбор податей и некоторые судебные полномочия. При этом сохранялась крестьянская община и общинное землевладение. Крестьяне по-прежнему должны были платить подушную подать и нести рекрутскую повинность. Как и раньше, по отношению к крестьянам применялись телесные наказания.
Правительство считало, что нормальное развитие аграрного сектора даст возможность сосуществовать двум типам хозяйств: крупному помещичьему и мелкому крестьянскому. Однако крестьянам доставалось земли под наделы на 20% меньше тех участков, которыми они пользовались до освобождения. Это сильно осложнило развитие крестьянского хозяйства, а в ряде случаев и свело его на нет. За полученную землю крестьяне должны были выплатить землевладельцам выкуп, превышавший ее стоимость в полтора раза. Но это было нереально, поэтому 80% стоимости земли помещикам выплачивало государство. Таким образом, крестьяне стали должниками государства и обязаны были вернуть эту сумму в течение 50-ти лет с процентами. Как бы то ни было, реформа создала значительные возможности для аграрного развития России, хотя и сохранила ряд пережитков в виде сословной обособленности крестьянства и общин.
Крестьянская реформа повлекла за собой и преобразования многих сторон общественной и государственной жизни страны. 1864 год стал годом рождения земств — органов местного самоуправления. Сфера компетенции земств была достаточно широка: они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросами благотворительности.

Коснулись реформы и городской жизни. С 1870 г. органы самоуправления стали формироваться и в городах. Они ведали в основном хозяйственной жизнью. Орган самоуправления получил название городской думы, которая формировала управу. Во главе думы и исполнительного органа стоял городской голова. Сама же дума избиралась городскими избирателями, состав которых формировался в соответствии с социальным и имущественным цензом.

Однако наиболее радикальной стала судебная реформа, проведенная в 1864 г. Прежний сословный и закрытый суд был отменен. Теперь приговор в реформированном суде выносили присяжные заседатели, являвшиеся представителями общественности. Сам процесс стал публичным, устным и состязательным. От имени государства на суде выступал обвинитель-прокурор, а защиту обвиняемого осуществлял адвокат — присяжный поверенный.

Не были обойдены вниманием средства массовой информации и учебные заведения. В 1863 и 1864 гг. вводятся новые университетские уставы, возвратившие им автономию. Было принято новое положение о школьных учреждениях, по которому заботу о них брали на себя государство, земства и городские думы, а также церковь. Образование провозглашалось доступным для всех сословий и конфессий. В 1865 г. была снята предварительная цензура на публикации и ответственность за уже вышедшие статьи возлагалась на издателей. Серьезные реформы были проведены и в армии. Россия была разделена на пятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения и военно-полевой суд. Вместо рекрутского набора с 1874 г. вводилась всеобщая воинская обязанность. Преобразования затронули также и сферу финансов, православного духовенства и церковных учебных заведений.
Все эти реформы, получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями второй половины XIX века, мобилизовали всех представителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского общества. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.

 

Александр III (1881–1894) был вторым сыном Александра II. Его не готовили к царствованию, после смерти старшего сына, Николая, он стал наследником престола. Александр III вошел в историю как царь-миротворец, он был убежденным противником решения международных проблем военными средствами. Еще в тот период, когда император был только наследником престола, вокруг него сложилось консервативное окружение («партия Аничкова дворца»), главной фигурой в котором стал К.П. Победоносцев. Победоносцев был противником развития на российской почве западно-европейских демократических институтов (органов самоуправления, земств), считая, что такие «говорильни» размывают государственные устои страны, приведут в конечном счете к краху. После цареубийства Александра II окончательно определился консервативный курс нового императора:

1) в политическом плане Александр III считал необходимым укреплять самодержавие, сословные порядки;

2) он отверг проект либеральных реформ, поддержанный Александром II;

3) в 1881 г. был утвержден Манифест «О незыблемости самодержавия», а позже «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», согласно которому в России была усилена центральная власть, вводился режим чрезвычайного управления (военные суды, ссылка неугодных лиц, закрытие либеральных газет, ликвидация автономии вузов и др.);

4) страна вступила в этап своего развития, получивший название периода контрреформ:

– многие либеральные достижения в стране были отменены, возрождались принципы, царившие в русской жизни при Николае I;

– в 1890 г. вышло в свет «Положение об участковых земских начальниках», по которому земства подчинялись надзору губернаторов, в них была усилена роль дворян. Была преобразована система выборов, вводился высокий имущественный ценз, который сократил в несколько раз круг избирателей. Земские начальники имели право применять к провинившимся крестьянам телесные наказания;

– ограничения вводились в области судопроизводства. Были введены ограничения в отношении несменяемости судей, упразднен выборный мировой суд, сужен круг лиц, из которых назначались присяжные заседатели;

– «Временные правила о печати» (1882 г.) ужесточили цензуру;

5) политический строй страны начал обретать черты полицейского государства. Создавались охранные отделения, которые наблюдали за общественным порядком и безопасностью;

6) Александр III стремился сохранить унитарный характер государства. Основой курса императора становится русификация национальных окраин. Самостоятельность окраин империи ограничивалась. Правительству Александра III, однако, пришлось принять ряд мер, которые позволили стабилизировать социальное развитие страны: 1) было отменено временнообязанное состояние крестьян; 2)понижена сумма выкупных платежей; 3) началась постепенная отмена подушной подати; 4) в 1882 г. был учрежден Крестьянский банк, который давал крестьянам кредиты для покупки земли; 5) наметилась демократизация офицерского корпуса; 6) в 1885 г. была запрещена ночная работа несовершеннолетних детей и женщин; 7) в 1886 г. принят документ, который регламентировал условия найма и увольнения, ограничил размеры штрафов, взимаемых с рабочих.

Усиление полицейского контроля за обществом при Александре III привело к временному спаду революционного движения. Весьма успешной была внешняя политика Александра «Миротворца», в правление которого страна избежала участия в войнах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.