КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями
Реформа провозгласила следующие принципы: независимость суда; всесословность суда; устность и гласность судебного процесса; равенство всех перед судом; несменяемость судей и следователей; рассмотрение дела с участием присяжных заседателей; выборность судей и присяжных заседателей; установление прокурорского надзора; введение института присяжных поверенных. Суды делились на: общие (окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные палаты по гражданским и уголовным делам, в территорию деятельности которых входили несколько губерний или областей, и кассационные департаменты Сената по гражданским и уголовным делам); местные (волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей). В результате реформы была создана адвокатура для защиты в уголовном процессе и представительства по гражданским делам, и нотариат - для оформления и удостоверения сделок. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Мировые судьи избирались органами местного управления на основе имущественного ценза, санкционировались губернатором и утверждались Сенатом. В их компетенцию входили незначительные уголовные и гражданские дела, которые рассматривались ими единолично, устно, публично, с возможным участием поверенных. Окружным судам были подсудны все уголовные дела, не входившие в компетенцию мировых судей, за исключением преступлений, наказывавшихся лишением или ограничением прав состояния, которые рассматривались с участием присяжных, и гражданские дела с ценой иска более 500 рублей. Предварительное следствие проводили судебные следователи, состоявшие при окружных судах. Судьи назначались императором по представлению министра юстиции. Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и рассматривали наиболее важные государственные и должностные преступления в качестве суда первой инстанции. Дознание проводилось жандармерией, предварительное следствие - членом судебной палаты. Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета. Система судебных учреждений по Уставам 1864 г. Суды делились на: общие (окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, судебные палаты по гражданским и уголовным делам, в территорию деятельности которых входили несколько губерний или областей, и кассационные департаменты Сената по гражданским и уголовным делам); местные (волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей). Мировые судьи избирались органами местного управления на основе имущественного ценза, санкционировались губернатором и утверждались Сенатом. В их компетенцию входили незначительные уголовные и гражданские дела, которые рассматривались ими единолично, устно, публично, с возможным участием поверенных. Окружным судам были подсудны все уголовные дела, не входившие в компетенцию мировых судей, за исключением преступлений, наказывавшихся лишением или ограничением прав состояния, которые рассматривались с участием присяжных, и гражданские дела с ценой иска более 500 рублей. Предварительное следствие проводили судебные следователи, состоявшие при окружных судах. Судьи назначались императором по представлению министра юстиции. Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и рассматривали наиболее важные государственные и должностные преступления в качестве суда первой инстанции. Дознание проводилось жандармерией, предварительное следствие - членом судебной палаты. Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета 39. Реформы Александра III. 29 апреля 1881 года Александр III выступил с манифестом об утверждении самодержавия, означавшим переход к реакционному курсу во внутренней политике. Однако в первой половине 1880-х годов под влиянием экономического развития и сложившейся политической обстановки правительство Александра III было вынуждено провести ряд реформ. С середины 70-х гг. XIX в. вновь возрастает крестьянское движение. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к реакционной политике. Контрреформы 1880—1890гг. в России — это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в. Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране состояния усиленной или чрезвычайной охраны. В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации. Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др. Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем.В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Во второй, городской, курии имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации — губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. В 1892г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии. Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии. Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту. С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. Определенную роль сыграло примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков. Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров. В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием сената с участием сословных представителей. В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г. из ведения общих судов — дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. — дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях. 40 реформирование государственного строя империи в ходе революции 1905-1907 Манифест 17 октября 1905 г.К началу XX в. в России обострились национальные и национально-религиозные противоречия. Нарастала социальная напряженность. Поражение России в русско-японской войне 1904—1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений. На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г. Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы. 17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю — конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы, предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Госдумы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть. Основные законы устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти. Сделанные правительством конституционные уступки были обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием либеральных идей и программ. Основные государственные законы были утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г. Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял «в единении с Госсоветом и Госдумой». В целом Основные законы закрепляли принцип разделения властей. Основные законы предоставили Госдуме и Госсовету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты. Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление. В 1906 г. было принято новое положение о Госудуме. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение госбюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Госсоветом и императором. Дума избиралась сроком на пять лет. Император своим указом мог досрочно распустить Думу. В 1906 г., одновременно с учреждением Госдумы, было утверждено новое Положение о Госсовете. Госсовет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Госдума. Законопроекты, принятые Госдумой, поступали через Госсовет на утверждение императора. Состав Совета формировался следующим образом: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглавляли Государственный совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором. Основные государственные законы Российской Империи 23 апреля 1906 г.: подготовка и общая характеристика. Основные государственные законы (ОГЗ) явились результатом изменений государственного строя вследствие революции. Текст ОГЗ был разработан Государственной канцелярией и Советом министров. ОГЗ были утверждены императором Николаем II23 апреля 1906г. ОГЗ регламентировали создание Государственной Думы (ГД), реорганизацию Государственного Совета (ГС) и образование Совета министров как специального правительственного органа. При определении в ОГЗ власти монарха исключался термин «неограниченная», однако основные прерогативы его власти остались неизменными. Император осуществлял законодательную власть совместно с ГД и ГС. Ему полностью принадлежала исполнительная власть: он назначал и увольнял министров, председателя Совета министров, являлся верховным главнокомандующим, решал вопросы объявления войны и заключения мира, представлял страну в отношениях с иностранными государствами, вводил военное или исключительное положение на отдельных территориях государства. За ГД и ГС закреплялась законодательная власть и право законодательной инициативы, за исключением изменения ОГЗ, которые могли изменяться только царем. ГД и ГС могли утверждать, отклонять, изменять проекты законов, направляемые правительством. В компетенцию ГД входило: обсуждение и утверждение бюджета (в 1906 г. бюджетные права ГД были ограничены), заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, вопросы строительства государственных железных дорог, создания акционерных компаний. Механизм принятия законов выглядел следующим образом: законопроект рассматривался в ГД и ГС, затем председатель ГС направлял законопроект на утверждение императора, после чего он становился законом. Законопроекты, не принятые ГД и ГС, не могли быть утверждены императором и считались отклоненными. В то же время без утверждения императором никакой закон не мог вступить в силу, даже если он был принят ГД и ГС. При возникновении чрезвычайных обстоятельств правительство с одобрения царя могло издавать чрезвычайные указы, по статусу приравниваемые к законам, если в работе ГД был перерыв. Данные указы не могли изменять нормы ОГЗ, Положения о ГД, ГС, постановления о выборах в ГД и ГС и должны выноситься на рассмотрение ГД в течение первых двух месяцев после возобновления работы ГД. Мнения исследователей об историческом значении ОГЗ расходятся: одни признают ОГЗ конституцией, другие - нет. Законодательная власть по Основным государственным законам 1906 г. Основные государственные законы (ОГЗ) явились результатом изменений государственного строя вследствие революции. Текст ОГЗ был разработан Государственной канцелярией и Советом министров. ОГЗ были утверждены императором Николаем II23 апреля 1906г. ОГЗ регламентировали создание Государственной Думы (ГД), реорганизацию Государственного Совета (ГС) и образование Совета министров как специального правительственного органа. При определении в ОГЗ власти монарха исключался термин «неограниченная», однако основные прерогативы его власти остались неизменными. Император осуществлял законодательную власть совместно с ГД и ГС. Ему полностью принадлежала исполнительная власть: он назначал и увольнял министров, председателя Совета министров, являлся верховным главнокомандующим, решал вопросы объявления войны и заключения мира, представлял страну в отношениях с иностранными государствами, вводил военное или исключительное положение на отдельных территориях государства. За ГД и ГС закреплялась законодательная власть и право законодательной инициативы, за исключением изменения ОГЗ, которые могли изменяться только царем. ГД и ГС могли утверждать, отклонять, изменять проекты законов, направляемые правительством. В компетенцию ГД входило: обсуждение и утверждение бюджета (в 1906 г. бюджетные права ГД были ограничены), заслушивание отчетов государственного контролера по исполнению бюджета, вопросы строительства государственных железных дорог, создания акционерных компаний. Механизм принятия законов выглядел следующим образом: законопроект рассматривался в ГД и ГС, затем председатель ГС направлял законопроект на утверждение императора, после чего он становился законом. Законопроекты, не принятые ГД и ГС, не могли быть утверждены императором и считались отклоненными. В то же время без утверждения императором никакой закон не мог вступить в силу, даже если он был принят ГД и ГС. При возникновении чрезвычайных обстоятельств правительство с одобрения царя могло издавать чрезвычайные указы, по статусу приравниваемые к законам, если в работе ГД был перерыв. Данные указы не могли изменять нормы ОГЗ, Положения о ГД, ГС, постановления о выборах в ГД и ГС и должны выноситься на рассмотрение ГД в течение первых двух месяцев после возобновления работы ГД. Мнения исследователей об историческом значении ОГЗ расходятся: одни признают ОГЗ конституцией, другие - нет. 41 и 42. Государственная Дума в Российской Империи: общая характеристика.Первая Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Госдумы» и Положением о выборах в Госдуму.Согласно этим документам Госдума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.Острыми были конфликты между Думой и правительством. При обсуждении аграрного вопроса правительство возражало против экспроприации поместий и утверждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение помещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с правительством и требовала его отставки.Для преодоления возникших разногласий предлагалось сформировать коалиционное правительство. Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Госдума, проработав всего 72 дня. Вторая Госдума начала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами, им были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равноправие, крестьянское землеустройство, реформа местного управления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансовая реформы и др.Думская оппозиция была критически настроена к предлагаемым реформам. Правительство разогнало Вторую Госдуму, которая просуществовала 102 дня. Третья Госдума начала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного закона — Положения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы — представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преобразований.Были приняты: указ «О дополнении... закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911г., регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страховании рабочих и другие нормативные акты.9 июня 1912 г. истек срок полномочий Третьей Госдумы.Выборы в Четвертую Государственную думу прошли 15 ноября 1912г. в обстановке нового социально-политического кризиса. Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, провести ряд реформ. Оппозиция требовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требования производилась неоднократная смена кабинета министров.27 февраля 1917 г. императорским указом Госдума была распущена на перерыв, окончательно она была распущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г. «Столыпинская» аграрная реформа.Успешное проведение аграрной реформы 1906г. связывается с именем главы правительства П. А. Столыпина. Она состояла в преобразовании аграрных отношений в деревне в буржуазные. Реализация аграрной реформы проходила в годы русской буржуазно-демократической революции 1905— 1907 гг., она осуществлялась по нескольким направлениям: — разрушение крестьянской общины и насаждение индивидуальной частной собственности; — скупка Крестьянским поземельным банком помещичьей земли и продажа ее крестьянам; — организация переселения крестьян в Сибирь и другие окраины из перенаселенных районов. 5 апреля 1905 г. издан указ «О даровании населению облегчений по уплате долгов». Главными задачами этого Указа были освобождение населения от взысканных недоимок по продовольственному сбору и аннулирование долгов по ссудам на продовольствие. В ноябре 1905 г. приняты: Манифест об улучшении благочиния и облегчения положения крестьянского населения, которым уменьшались на 50% (с 1907 г. отменялись) выкупные платежи со всех категорий крестьян, указ «Об уменьшении и последующем прекращении всех платежей с крестьян» и указ «Об облегчении задачи Крестьянского поземельного банка по содействию к увеличению площади землевладения малоземельных крестьян». В мае 1905 г. был принят указ «Об учреждении Комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия». В компетенцию Комитета входило общее руководство земельными делами и кредитом. Его состав включал министров двора, внутренних дел, финансов, юстиции и государственного контроля. В августе 1906 г. был утвержден указ «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землепользования». На его основе крестьянам отчуждались «оброчные статьи» по мере прекращения заключенных ими арендных договоров. Указом «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», принятым в октябре 1906 г., провозглашались единые права для всех податных в отношении государственной службы. Расширялись имущественные и избирательные права крестьян. Отменялись подушная подать, круговая порука, принудительная передача и направление неплательщиков на заработки. Указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования», принятый 9 ноября 1906г. и известный как «столыпинский», провозглашал свободный порядок выхода из общины и закреплял наделы в собственность в любое время. Аграрные указы закреплялись законами Государственной думы. 14 июня 1910г. был принят закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении». В соответствии с ним закреплялись права крестьян выделять свои наследственные наделы, выходить из общины. Переход всего общества к отрубному владению осуществлялся при участковом владении по решению простого большинства, а при общинном — по решению двух третей сельского схода. Порядок землеустройства регламентировался законом «О землеустройстве», принятым в мае 1911 г. Согласно закону образовывались землеустроительные комиссии под руководством дворян. Не подлежали разверстанию усадебные земли, земли с жилыми постройками, фабриками, мельницами, искусственные леса и торфяники. Чересполосица крестьянских наделов по необходимости ликвидировалась. Арендаторы земель не могли возражать против их разверстания.
43 Образование, состав и особенности политико-правового статуса Временного правительства (февраль–октябрь 1917 г.) Временное правительство в России, центральный орган государственной власти, образовавшийся после Февральской буржуазно-демократической революции 1917, существовал со 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, В. п. выполняло и законодательные функции. Местными органами власти В. п. были губернские и уездные комиссары. В. п. создано по соглашению между Временным комитетом Государственной думы 1917 и меньшевистско-эсеровскими руководителями исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, без поддержки которого оно не могло существовать и действовать первые 4 месяца (см. Двоевластие). В России двоевластие возникло в результате Февральской революции. 27 февраля 1917 года одновременно были образованы Временный комитет Государственной думы и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. 2 марта исполком Петроградского совета заключил с Временным комитетом Государственной думы соглашение об образовании Временного правительства. В июле ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполком Всероссийского Совета крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий второго коалиционного Временного правительства, министром-председателем которого стал социалист Керенский А. Ф.. В состав В. п. вошли: министр-председатель и министр внутренних дел — князь Г. Е. Львов, министры: иностранных дел — П. Н. Милюков (кадет), военный и морской — А. И. Гучков (октябрист), путей сообщений — Н. В. Некрасов (кадет), торговли и промышленности — А. И. Коновалов (прогрессист), финансов — М. И. Терещенко (внепартийный), просвещения — А. А. Мануйлов (кадет), земледелия — А. И. Шингарев (кадет), юстиции — А. Ф. Керенский (трудовик, с марта — эсер), обер-прокурор Синода — В. Н. Львов (центр), государственный контролёр — И. В. Годнев (октябрист). Оставив определение общих принципов новой правовой системы Учредительному Собранию, Временное правительство ограничилось изданием большого числа временных законов и положений (о комиссарах правительства, о местных земельных комитетах, о волостном земстве и о введении земств в “неземских губерниях” и т.д.). По мере ухудшения ситуации Временное правительство срочно дополняло старые законы, приспосабливая их к курсу на репрессии. Так, преступным объявлялось не только посягательство на свержение власти, но и создание помех в ее осуществлении, что позволяло привлечь к ответственности, например, любого демонстранта. Участников июльской демонстрации обвинили в государственной измене. Новшеством стало понятие “косвенный демонстрант”, т.е. тот, кто не участвовал, но одобрял. Их тоже стали привлекать к ответственности. Самые большие изменения были внесены в систему мировых судов. Этот судебный орган, восстановленный законом 1912 г., был введен лишь в 20 губерниях (из 97). Постановлением Временного правительства от 5 мая мировые суды были созданы еще в 33 губерниях. Повысилась уголовная юрисдикция мирового суда (приговоры о заключении в тюрьму на срок до полутора лет), был определен порядок рассмотрения особо важных гражданских и уголовных дел. 30 мая был издан закон о создании суда по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья со своим делопроизводством. В губернских городах учреждались административные отделения при окружных судах. Административные судьи рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями. 7 сентября ведению этих судов были подчинены земельные и продовольственные комитеты. С окончанием двоевластия Временное правительство обрушило репрессии на большевиков. За решетку мог угодить любой участник демонстрации, собрания, митинга. 7 июля прокуратуре было предписано арестовать всех руководителей партии большевиков. Пойти на национализацию земли Временное правительство не могло, поскольку половина земель частных владельцев была заложена и национализация разорила бы банки. Выявилась полная беспомощность правительства в главном вопросе России. Лишь 24 октября Временное правительство постановило передать земли в ведение земельных комитетов - впредь до решения вопроса Учредительным собранием.Советы от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие и его крах.\В результате Февральской революции произошли значительные изменения в государственном строе России: свержение царизма и установление буржуазной республики. 1 сентября 1917 г. Временное правительство (ВП) официально провозгласило Россию республикой. Окончательно вопрос о форме правления должно было решить Учредительное собрание, до созыва которого государственное управление было сосредоточено в руках ВП, считавшего себя преемником Совета министров. Были упразднены старые государственные учреждения и созданы новые: Министерство труда, Министерство продовольствия, Экономический совет, Чрезвычайная следственная комиссия. Работа ВП отличалась неустойчивостью и медлительностью, часто менялся состав ВП. Корниловский мятеж подстегнул ВП на создание Демократического совещания, которое избрало Временный Совет Республики (Предпарламент). Некоторые историки полагают, что создание предпарламента было своеобразным политическим маневром для успокоения народных масс, на самом деле ВП хотело выиграть время, чтобы отложить созыв Учредительного собрания, надеясь на сохранение царского государственного аппарата, наличие которого устраивало буржуазию. Параллельно с установлением диктатуры буржуазии в стране возникают иные органы власти - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Инициа| чих, солдатских и крестьянских бепутатов. Инициа тива создания Советов исходила «снизу», от народа, но позднее их возглавила социалистическая партия. Избранный Петроградский Совет возглавил систему Советов, которые позже составили конкуренцию ВП. Советы возникали по всей стране, в городах, селах, гарнизонах, воинских частях, на основе выборов, проходивших на съездах Советов. Исполнительными органами Советов являлись исполнительные комитеты (волостные, уездные, губернские). Систему возглавил Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), созданный на I Всероссийском съезде Советов в июне 1917 г. В результате сложилась обстановка двоевластия: с одной стороны ВП, с другой - Советы. Предпринимаемые попытки найти компромисс в вопросе управления страной проходили на фоне большевизации Советов, которые все более склонялись к революционным методам. Осенью 1917 г. в результате вооруженного восстания в Петрограде, организованного большевиками, произошел захват власти и // Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил себя высшим органом власти в стране. На 1 съезде Советов рабочих и солдатских депутатов была принята резолюция о сотрудничестве с Временным правительством. В ответ в Петрограде состоялись массовые выступления с требованиями немедленного прекращения войны и передачи власти Советам. В июле произошли столкновения между демонстрантами и частями, верными правительству. Была расстреляна 500-тысячная демонстрация. Эти события показали рост влияния большевиков в массах. Это привело к окончанию двоевластия и установлено единовластие Временного правительства во главе с Керенским. Начались репрессии против большевиков и левых эсеров, которых обвиняли в подготовке вооруженного восстания.Эсеро-меньшевистское руководство Петросовета считало февральскую революцию буржуазной, поэтому не стремилось взять всю полноту власти, а поддерживало Временное правительство.Победа революции не предотвратила углубления кризиса в стране. Экономическая разруха усилилась. Политика Временного правительства оказалась непоследовательной и противоречивой. Правительство заявило о решимости России довести войну до победы. Решения аграрного, рабочего и национального вопросов откладывалось до окончания войны. Такая политика вызвала правительственные кризисы в апреле, июне и июле 1917 г. Июльский кризис привел к установлению единовластия Временного правительства.Осенью 1917 г. усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство продолжало безгранично выпускать бумажные деньги (в начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей). Государственный долг к октябрю 1917 г. достиг 50 млрд. рублей.Были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура). При Министерстве юстиции была создана Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с тем, сохранилась деятельность Особых совещаний (кроме Совещания по продовольствию). Были образованы новые органы: Экономическое совещание, Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления, целью которых стала выработка основ управления новой социально-экономической системой страны.Органами власти на местах были уездные земские собрания. Компетенция земств значительно расширялась: к их ведению были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда и общественных мастерских, оказания юридической помощи, устранения дороговизны.Представителями власти на местах были комиссары Временного правительства, под их контролем действовали волостные комитеты. Действовавшие на местах различные комитеты общественности были призваны ротиводействовать оветам.Общее руководство земств осуществлял Всероссийский Земский Союз, деятельность городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |