Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дефицит бюджета и государственный долг




Под бюджетным дефицитом понимают превышение его расходной части над доходной.

Различают активный и пассивный бюджетные дефициты. Активный бюджетный дефицит происходит в результате сознательных действий правительства по увеличению расходов бюджета. Если же дефицит бюджета вызван сокращением государственных доходов в результате падения активности национальной экономики, его называют пассивным.

Причинами образования дефицита бюджета могут быть:

· рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличением государственных инвестиций;

· чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и др.), вызывающие рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает резервов и приходится прибегать к источникам особого рода;

· кризисные явления в экономике, ее развал, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Для того, чтобы дефицит бюджета не был разрушительным для национального хозяйства, он не должен превышать определенный уровень.

Различают структурный и циклический дефицит. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным. Структурный дефицит – дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов в целях предотвращения спадов экономики.

Количественно структурный дефицит представляет собой вычисленную разность между текущими государственными расходами и доходами в предположении некоторого фиксированного (естественного) уровня безработицы.Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого является спад производства. Он приводит с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в бюджет, а с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом.

Циклический дефицит – дефицит, возникающий в результате циклического падения производства и демонстрирующий кризисные явления в экономике.

К мерам по снижению бюджетного дефицита относят конверсию, переход от финансирования к кредитованию, постепенную ликвидацию дотаций убыточным предприятиям, снижение расходов по управлению государством, изменение системы налогообложения, изыскание источников дополнительных доходов, в том числе от вырученных денежных средств от продажи государственной собственности, повышение роли местных бюджетов, денежную эмиссию и др.

Существуют три способа финансирования бюджетного дефицита: дополнительная денежная эмиссия; использование кредитов центрального банка; заимствование у фирм и населения. Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух способов заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

Дело в том, что выпуск государственных долговых обязательств и изъятие у населения денег сокращают инвестиции в экономику, ограничивают предложение товаров, повышаются ставки за предоставляемые кредиты. В результате тормозится экономическое развитие, сокращается предложение, усиливается инфляционное неравновесие рынков. Однако покрытие дефицита данным способом предпочтительнее.

Заимствуя денежные средства у юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для покрытия дефицита госбюджета, государство формирует государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности внутренним и внешним кредиторам. Его подразделяют на внешний и внутренний.

Внутренний долг – это внутренняя задолженность государства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг.

Экономическими последствиями государственного долга являются:

· существенное сокращение возможностей потребления населением страны в результате обслуживания внешнего долга в крупном объеме;

· вытеснение частного капитала и сдерживание дальнейшего роста экономики, порождаемое государственным долгом;

· появление антистимула экономической активности в форме увеличения налогов для оплаты растущего государственного долга;

· перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Чтобы последствия внутреннего долга не стали тяжелыми для экономики, правительство предпринимает определенные меры по управлению долгом. Это могут быть: введение специальных налогов или повышение налоговых ставок; сокращение ассигнований по отдельным статьям госбюджета; секвестирование бюджета (равномерное уменьшение расходов по всем статьям государственного бюджета).

Внешний государственный долг – это суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, которые подлежат возврату внешним кредиторам на определённую дату.

Внешний долг может появиться по двум основным причинам: в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и путем продажи государственных ценных бумаг иностранным физическим и юридическим лицам, государствам.

Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень жизни населения. При предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов.

В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга мало показательна для экономического анализа, а поэтому оценивают его отрицательную величину. По оценкам экономистов, отношением годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год и он не должен превышать 25 %.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.