КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фон, окружение
Поза Лицо изображено так, что виден затылок – тенденция к замкнутости. Голова в профиль, тело в анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении. Человек, сидящий на краешке стула, - сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение. Человек, изображенный бегущим, – желание убежать, скрыться от кого-либо. Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам - отсутствие личного равновесия. Человек без определенных частей тела - указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных). Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи. Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость. Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции. Профиль амбивалентный - определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны - особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение. Кукла - уступчивость, переживание доминирования окружения. Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил. Фигура из палочек - может означать увиливание и негативизм. Фигура Бабы-Яги - открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура - свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности, враждебность, самопрезрение. Тучи - боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли - незащищенность. Фигура человека на ветру - потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Линия основы (земли) - незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, «мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже - под человеком. Оружие - агрессивность. Многоплановые критерии Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка - сфера конфликта. Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы - зависимость. Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие пальцы руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы. Позы с широко расставленными ногами – грубость, черствость. Контур, нажим, штриховка, расположение. Мало гнутых линий, много острых углов - агрессивность, плохая адаптация. Закругленные (округленные) линии - женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров -грубость, черствость. Контур неяркий, неясный - боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи - настойчивость, безопасность. Линии неодинаковой яркости - напряжение. Тонкие продленные линии - напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, - изоляция. Эскизный контур - тревога, робость. Разрыв контура - сфера конфликтов. Подчеркнута линия - тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали). Зубчатые, неровные линии - дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии - амбиции, рвение. Яркая линия - грубость. Сильный нажим - энергичность, настойчивость. Большая напряженность. Легкие линии - недостаток энергии. Легкий нажим - низкие энергетические ресурсы, скованность. Линии с нажимом - агрессивность, настойчивость. Неровный, неодинаковый нажим - циклотимичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность. Изменчивый нажим - эмоциональная нестабильность, лабильные настроения. Длина штрихов. Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет - удлиняются. Прямые штрихи - упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи - импульсивное поведение. Ритмичная штриховка- чувствительность, сочувствие, раскованность. Короткие, эскизные штрихи - тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные - напряженность, замкнутость. Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость. Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи - незащищенность, недостаток упорства, настойчивости. Вертикальные штрихи - упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность. Штриховка справа налево - интроверсия, изоляция. Штрихи слева направо - наличие мотивации. Штриховка от себя - агрессия, экстраверсия. Стирания - тревожность, опасливость. Частые стирания - нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) - это хороший знак. Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка - наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта. Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) - внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует). Большой рисунок - экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию. Маленькие фигуры - тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности. Очень маленькая фигура с тонким контуром - скованность, чувство собственной малоценности и незначительности. Недостаток симметрии - незащищенность. Край листа, рисунок у самого края листа - зависимость, неуверенность в себе. Рисунок на весь лист - компенсаторное превознесение себя в воображении. Детали. Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность. Детали существенные. Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение. Избыток деталей. «Неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности. Лишнее дублирование деталей - субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми. Недостаточная детализация - тенденции к замкнутости. Особо щепетильная детализация - скованность, педантичность.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |