Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос и его составляющие




Т е м а 9

общее макроэкономическое равновесие:

модель совокупного спроса и совокупного предложения (ad – as)

9.1 Совокупный спрос и его составляющие

9.2. Совокупное предложение и его особенности

9.3 Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS. «Эффект храповика»

Ключевые понятия: агрегирование,совокупныйспрос, факторы совокупного спроса, кривая совокупного спроса, совокупное предложение, факторы совокупного предложения, кривая совокупного предложения и ее отрезки, макроэкономическое равновесие, «эффект храповика».

Макроэкономика изучает не отдельные элементы и процессы экономической системы, а их совокупности в целом. Для этого необходимо объединить все цены на отдельные товары и услуги в единую совокупную цену, или в общий уровень цен. Необходимо также объединить все равновесное количество товаров в реальный объем национального производства. Сведение равновесного количества отдельно взятых товаров в реальный объем национального производства, процесс объединения отдельно взятых цен на товары в совокупную цену (уровень цен) называется агрегированием. В качестве уровня совокупной цены используется индекс цен, выражающий динамику всей совокупности цен на конечную продукцию национальной экономики в определенный момент времени.

Совокупный спрос (AD – aggregate demand) это потребность в товарах и услугах, представленная в денежной форме, со стороны населения, предприятий, государства и иностранных государств. Величина совокупного спроса так же, как и объем ВВП представляет собой сумму факторных расходов различных субъектов экономики:

AD = C + I + G + N, (9.1)

где C – расходы домашних хозяйств на личное конечное потребление, составляющие наибольшую часть расходов в экономике;

I – расходы фирм на товары и услуги (инвестиции);

G – расходы государства на приобретение продукции предприятий, ре-сурсов; услуг военных и гражданских служащих. Эти расходы выражаются в общей сумме затрат на выплату заработной платы государственным служащим и покупку товаров и услуг;

N – чистый экспорт – разница между экспортом и импортом данной страны.

Отличие от формулы 8.1 состоит в том, что совокупный спрос (AD) измеряется в агрегированных физических единицах. В то время как ВВП измеряется в денежном выражении.

Совокупный спрос представляет собой абстрактную модель соотношения уровня цен (P) и реального объема национального производства (Y). Чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть объема национального производства будут в состоянии приобрести покупатели, и наоборот. Таким образом, между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная зависимость, которая графически может быть представлена посредством кривой совокупного спроса AD (рисунок 9.1).

Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которое будет куплено потребителями при каждом возможном уровне цен. Изменение объема совокупного спроса выражается в движении вдоль кривой AD.

На траекторию кривой совокупного спроса оказывают влияние следующие ценовые факторы совокупного спроса:

· эффект процентной ставки. Если уровень цен повышается, то повышается и процентная ставка. Это приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций, что отражается на кривой совокупного спроса;

 

· эффект богатства. Если цены возрастают, то покупательная способность, накопленных активов с фиксированной денежной стоимостью, таких как срочные счета или облигации, находящиеся у населения уменьшается и наоборот;

· эффект импортных закупок. Рост цен приводит к уменьшению покупок товаров данной страны иностранными гражданами.

Рисунок 9.1 – Кривая совокупного спроса AD

 

Все рассмотренные эффекты связаны с изменением общего уровня цен на товары и услуги. При этом предполагалось, что другие условия являлись неизменными. Однако в реальности необходимо учитывать и неценовые факторы совокупного спроса. Оказывая влияние на совокупный спрос, они действуют при данном, т. е. фиксированном уровне цен. Графически влияние неценовых факторов изображается смещением кривой совокупного спроса AD 0вправо, в положение AD1 (если спрос возрастает) или влево, в положение AD2 (если спрос падает) (рисунок 9.2).

Таким образом, следует различать изменения в объеме совокупного спроса, вызванные изменением уровня цен, и изменения в самом совокупном спросе, которые происходят под влиянием неценовых факторов совокупного спроса.

К неценовым факторам совокупного спроса относят изменение в расходах: а) потребительских; б) инвестиционных; в) государственных; г) расходах на чистый экспорт.

Рисунок 9.2 – Изменения совокупного спроса

На изменение потребительских расходов может оказывать влияние ряд факторов:

· благосостояние потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD, и наоборот;

· ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD, и наоборот;

· задолженность потребителей. Долги снижают текущее потребление и AD, и наоборот;

· изменения налогов. Высокие налоги снижают AD, и наоборот.

Изменения в инвестиционных расходах увеличивают или уменьшают расходы на покупку инвестиционных товаров (средств производства). Рост инвестиций увеличивает совокупный спрос, и наоборот.

Изменения в государственных расходах. Рост государственных заказов на покупку товаров и услуг вызывает увеличение совокупного спроса, и наоборот.

Изменения в расходах на чистый экспорт. Увеличение расходов на чистый экспорт приводит к росту совокупного спроса. На изменения в расходах на чистый экспорт, в свою очередь, могут оказывать влияние национальный доход и валютные курсы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.