Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности современного арт-рынка и галерейного дела

 

Сейчас, когда произведение искусства больше не является исключительно предметом эстетического наслаждения, оно обретает статус товара в рамках установившихся связей внутри масштабного культурного поля. И галереи современного искусства - неотъемлемые звенья этой цепи. Проблемы галерей современного искусства напрямую связаны с арт-рыночными отношениями, что подразумевает анализ и прогнозы. В определении наиболее точного смысла галереи, дадим несколько

определений: Галерея (от Ит.- galleria)

 

1) длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада; длинный балкон

2) удлиненный зал со сплошным рядом больших окон в одной из продольных стен

3) верхний ярус зрительного зала (т.н. галерка/)

4) название художественных музеев, преимущественно с собранием картин

5) специально устроенное помещение для обозрения произведений искусства.

6) государственное, общественное или частное предприятие постоянно занимающееся хранением, изучением и пропагандой искусства.

Коммерческие галереи имеют чёткие концепции деятельности и либо работают по принципу выставки-продажи, либо устраивают продолжительные тематические выставочные проекты отдавая проданные вещи только после окончания выставки.

В основе концепции, как правило, заложена галерейная специализация (например, авангард 20-х годов, старая живопись, наивное искусство, фотография и т.д.).

В 1991 образована Ассоциация московских галерей.

Галерея должна обладать:

  1. Правом юридического лица.
  2. Помещением для выставок и хранения произведений искусства (депозитарий).
  3. Штатными искусствоведами-экспертами.
  4. Лицензией на право торговли произведениями искусства и концепцией работы на арт-рынке.

Галерея должна быть не просто выставочным залом, а местом, где задается определенный вектор, стратегия развития современного искусства. Так или иначе, галереи принимают участие в отечественных и зарубежных выставках-ярмарках, прошедшие через них работы попадают в частные и публичные коллекции, о проектах их художников пишут в газетах и журналах.

Французский ученый А.Моль (директор Института социальной психологии Страсбургского университета) на вопрос, что же такое художественная галерея, определил ее как «финансовый организм, который на основе художественных ценностей создает ценности экономические». Функционально художественная галерея играет роль издателя для художников и биржевого маклера для клиентов. Галерея скупает, хранит, выставляет, продает и публикует произведения художника в среде публики. В структуре арт-рынка художественные галереи и коллекционеры играют значимую роль. Появление негосударственных, частных галерей и салонов оживило художественную жизнь общества. Возникнув, как культурная альтернатива государственному патронажу художников, галереи разработали разные программы деятельности, тактику и стратегию своего развития. Следует отметить, что статус галерей не определен. Специфика новых рыночных отношений в нашей стране накладывает существенный отпечаток на особенности функционирования галерей и на их взаимоотношения с художниками, искусствоведами, критиками, общественными фондами, госструктурами. Законодательная и налоговая системы недостаточно разработаны и практически не учитывают особенности художественной деятельности как мастеров различных видов изобразительного искусства, так и галерей, салонов. Галереи, художественные салоны приравниваются к обычным коммерческим структурам. Они не имеют права платить наличными деньгами; работы художников чаще всего оплачивают по безналичному расчету. Создается парадоксальная ситуация: художник должен стать частным предпринимателем и иметь свой счет в банке. Совершенно не учитывается индивидуальность, уникальность труда художника. Результаты труда многих мастеров изобразительного искусства (особенно декоративно-прикладного искусства) приравниваются к сувенирной продукции.

Художественная галерея является абсолютным гарантом качества продаваемого произведения. Ее авторитет и, соответственно, доверие нарабатывается с годами благодаря грамотной работе с художниками и покупателями, квалифицированному отбору товара, профессиональной работе специалистов.

Цена на произведение искусства образуется с учетом стоимости материала, затраченного времени на его обработку художником, торговой наценкой и налогами. Также учитываются редкость и художественное достоинство, репрезентация художника, либо прежнего владельца, география происхождения, мода (до тех пор, пока в погоне за модой не нарушается правило редкости и рынок не перенасыщается).

Финансовые сделки осуществляются на основе общих положений «о комиссионной торговле непродовольственными товарами». Психологию спроса формируют редкие имена, редкие произведения, закрытые для рынка, ставшие музейным достоянием. Существование вариантов резко снижает цену. Подъем цены, в некоторой степени, обуславливается и смертью художника. Учитывая закон трех поколений моды легко прогнозировать возвращение спроса на реалистическое искусство, Основная цель большинства галерей — продажа. Традиционная деятельность галерей — обеспечение контактов между мастером и коллекционером, потенциальным покупателем, критиком, музеями, искусствоведами, прессой. Это и всемерная поддержка интереса к современному искусству, и презентация молодых художников, и пропаганда творчества художников разных стилей и направлений, и формирование вкуса широкой публики, и кураторство. Не менее важной деятельностью галерей является организация и участие в аукционах и ярмарках. Престижной для художника является возможность выставиться в частных, негосударственных, и в государственных галереях за рубежом. Многие художники отводят галереям роль посредников в презентации нашего искусства и налаживании контактов с представителями арт-бизнеса за рубежом. Опрос художников показал, что продажа картин через галереи и выставки занимает третью позицию после непосредственной продажи через мастерскую и продажу государству.

В нашей ситуации отсутствие разработанной модели российской культуры сдерживает развитие арт-рынка. Частная инициатива почти не развивается из-за неотлаженности, неразвитости системы налогового обложения. Благотворительность, меценатство, спонсорство как система поддержки национального искусства и его творцов практически отсутствуют, так как не поощряется государством. Необходима трансформация законодательной и налоговой системы. Она должна способствовать сохранению и развитию культуры в нашей стране. К тому же галереи только сейчас становятся коммерческими, а раньше они были плацдармом развития искусства, играли роль выставочных залов. Основной доход галерее приносит «раскрутка» и продажа картин собственных художников.

По оценкам Ильи Вольфа из «Айдан-галереи» (Москва), в среднем галерея вкладывает в своего художника $5000 – 10 000 в год: новые проекты, выставки, ярмарки. «Заграничные вояжи встают арт-бизнесменам в копеечку. До $2000 доходит стоимость упаковки объекта для защиты его от перепадов температуры, вибрации и небрежного обращения грузчиков». В $700 обошлась «Айдан-галерее» доставка произведений искусства из аэропорта до места проведения ярмарки в Нью-Йорке. Стенд может стоить порядка $5000 в России и $10 000 –15 000 на Западе.

Здесь при более пристальном взгляде на галерейную политику мы уже не видим досадную непродуманность и случайность в проведении выставок: что ни сделает галерея, все хорошо. Когда-то, в начале-середине 90-х сам факт наличия нескольких немногочисленных галерей, занимающихся современным искусством, воспринимался как уже безусловное достижение. Очевидно, что галерея в художественной жизни должна быть не просто гостеприимным выставочным залом, но местом, где задается определенный вектор, стратегия развития современного искусства. Бесспорным лидером галерейного бизнеса в мире считается США. Там этот бизнес и появился в 50-е годы. Ранее галереи выполняли музейные функции. Отец галерейного бизнеса - итальянец Лео Кастелли, который открыл в свое время Энди Уорхола. Крупнейшие американские галереи - "Мальборо", "Гагозиан" (Нью-Йорк). Некоторые галереи занимаются не только современным искусством, но и искусством прошлого, имеют свои отделения в разных странах. «Но Америке хорошо, там разумная налоговая политика с большими льготами, которая была принята при Рейгане, и эта политика поощрения галерейного бизнеса. Результат - культура на передовых рубежах, галереи имеют прекрасные коллекции, собиратели покупают искусство, а государство собирает налоги. Во Франции ситуация хуже - там галерейный бизнес находится под эгидой Министерства культуры. У нас совсем грустно» - считают московские галеристы. Они готовы рисковать деньгами, но в большей мере следуют конъюнктуре. Финансовые вопросы играют решающую роль, но галерист – фигура не самостоятельная. Скорее, он пытается выжить и использует художника как человека, которым он манипулирует в своих целях. Галеристы не позиционируют себя как свободную институцию, независимую от вкуса публики, как место, куда ходят посмотреть что-то новое.

Вот, что говорят кураторы о стратегии своих галерей:

А.Салахова, галерея «Айдан», Москва: «Специфика галерейной стратегии «Айдан» – в ее исключительном прагматизме. Галерея нацелена на то, чтобы, не делая уступку плохому вкусу и выдерживая достойное качество произведений, работать с художниками и экспонировать работы, которые имеют шанс быть реализованы на нашем локальном рынке. С этой точки зрения, я удовлетворена и результатами галерейной работы, и сегодняшним состоянием нашего рынка. Однако сейчас перед галерей встали новые задачи: накопив определенный опыт работы на международных ярмарках, я понимаю, что существует серьезный разрыв между тем, что затребовано "здесь" и что имеет спрос "там". Проблема же в том, что далеко не все художники, которые удачно продаются здесь, готовы этот запрос интернационального рынка достойно удовлетворить».

М.Крокин, "Крокин-галерея", Москва: «Мы перестали вкладываться в "долгосрочные" художественные проекты в расчете на отдачу через некоторое время, поняв, что в нашей стране они, возможно, будут востребованы очень не скоро. Поэтому галерея сейчас стремится поддерживать современный художественный рынок с коммерческой точки зрения. В России внимание к современным русским художникам, к новому искусству вообще – минимально, и нехватку продаж на российском рынке мы компенсируем активной работой за границей. Успех галереи на Западе начался с ярмарки Арт-Франкфурт в 1993 г., сейчас мы регулярно участвуем в мадридской ARCO, Арт-Чикаго, в этом году добавилась FIAC. С точки зрения западных продаж, наиболее перспективный для нас рынок – американский, а также бельгийский и французский.

Между тем сейчас наши главные усилия направлены на то, чтобы процент продаж здесь увеличить до уровня наших продаж на Западе, и надо сказать, что в последнее время я абсолютно удовлетворен тем, что удается делать в Москве».

Е.Селина,"XL-галерея", Москва: «По нашему опыту в России невозможно спрогнозировать продажу, заранее сказать, что эта работа завтра "уйдет". Поэтому мы предпочитаем делать выставки, исходя из понимания актуальных тенденций в искусстве и международного контекста. В нашей работе мы очень мало поступались принципами, и время показало, что продается, как правило, качественное и интересное, с точки зрения профессионалов, искусство, т. е. "настоящее искусство". Сейчас наступило правильное время, когда продаются те, кто диктуют моду. Наш постоянный круг насчитывает около десяти художников, каждый из них, при всей их разности, постоянно переступает какую-то грань, расширяя тем самым границы искусства. Они постоянно участвуют в международных проектах, их работы покупаются западными музеями. Часто можно услышать мнение о том, что предпринимательство в культуре не только не дает быстрых доходов от реализации проектов, но и не обеспечивает просто сносной жизни от этого дела. Все зависит от подходов к этому виду предпринимательства. Многие проекты в этой области не приносят прибыли, многие могли бы дать ее, но не были успешно реализованы в общественных учреждениях культуры. Производство сувениров, открыток, плакатов, афиш и другой подобной продукции бесспорно является прибыльным делом на нашем рынке ввиду отсутствия конкуренции, поэтому занятие такого рода деятельностью даже без особого напряжения может иметь коммерческий успех. Галерея же, если она будет работать только как выставочное помещение, ожидая потенциальных покупателей, наверняка не сможет даже покрыть свои расходы, но если она сама будет искать покупателей в лице частных и общественных предприятий, состоятельных представителей «новой элиты» и т.д., она сможет рассчитывать на такие доходы, которые позволят организовывать и качественные программные некоммерческие выставки.

 

Современные технологии на арт-рынке

Хотя различные виды интеллектуального бизнеса, основанные на информационном капитале, отнюдь не новы, информационно обусловленный сдвиг всей экономики произошел сравнительно недавно.

В индустриальной экономике ценность обусловливалась ограниченностью ресурсов, так что когда чего-то становилось много, происходило его обесценивание. Но информационно-сетевая экономика предполагает обратную логику: ценность повышается за счет обилия и широких взаимосвязей. Факс или электронная почта полезны только тогда, когда они есть и у других людей тоже.

Ценность отдельных составляющих и коммуникационных сетей увеличивается прямо пропорционально снижению стоимости компьютерного оборудования и программного обеспечения в соответствии с так называемым "законом изобилия".

"Закон щедрости" иллюстрирует, каким образом ценность создается за счет обеспечения свободного массового доступа, как это было сделано одной из компаний-производителей программного обеспечения фирмой Netscape, предложившей бесплатно свой браузер — программу для просмотра web-страниц. Преследуемая в таких ситуациях цель - создать потребность, которая породит возможность других продаж: (аксессуары, модернизация компьютеров, реклама и т. п.).

Закрытые системы не имеют будущего: коммуникация, сотрудничество и партнерство стали ключевыми концепциями.

Ценность увеличивается в геометрической прогрессии с возрастанием количества участников, а, в свою очередь, увеличение ценности привлекает все новых и новых членов. Концепция "экономии на масштабах" опровергается "законом возрастающей отдачи". Конкуренция в эпоху индустриализма означала увеличение производства ради снижения стоимости. Сегодня, в условиях сетевой экономики "возрастающая отдача создается всей сетью и распределяется по ней. Многие агенты, пользователи и конкуренты вместе создают ценное в сети — и ценность получаемого результата выражается в расширении самой системы отношений.

Колоссальные информационные ресурсы и огромный потенциал коммерческой деятельности — вот, наверное, главные характеристики сегодняшнего Интернета. 1999 год стал революционным для миров арт-рынка, причем многие связывают это именно с активным освоением Сети крупнейшими аукционными домами. И хотя почти никто из традиционных субъектов искусства еще не готов «с головой уйти Интернет», большинство так или иначе уже использует виртуальное пространство.

Количество институциональных и независимых сайтов по искусству сегодня чрезвычайно велико (причем нельзя сказать о преобладании одних или других), поэтому появляются оболоч­ки, интегрирующие различные проекты и облегчающие поиск в Сети. Проблему гипертрофии и неорганизованности информации способны решить лишь специализированные порталы Обширнейшие, но не рафинированные результаты приносит поиск сайтов по искусству на Yahoo или Google, тогда как на WWAR или ArtSearch отсекается множество информационного «мусо­ра». В Рунете за количеством можно гнаться на Artus, Rambler, за качеством - на сайтах: «Все музеи», Артинфо, Гельман.ру. В международной Сети преобладают коммерческие проекты (одних только аукционов on-line около 25 тысяч), а нет-арт (сетевое искусство) довольствуется куда более скромны­ми позициями. Впрочем, аналогичное соотношение характеризует и реальный арт-рынок.

Благодаря своим техническим преимуществам, Интернет для музеев и галерей - своего рода «швейцарский нож». Это реклама, архив, каталог и помощник, держащий галерею открытой 24 часа в сутки. Будучи идеальной формой репрезентации при минимуме затрат и максимуме охвата, Корпоративные сайты уже есть у многих художественных организаций - от Лувра и Эрмитажа до музея «Другое Искусство», «Пушкинской-10», и актуальных галерей (XL, М. Гельмана, Айдан, TV, Риджины - в Москве,

КиберФеминКлуба и Галереи 21 - в Петербурге). Нет сомнения, что их число будет только расти.

Зарубежные сетевые арт-проекты редко бывают некоммерческими, если только они не сосредоточены вокруг культурных и общественных фондов или центров современного искусства, как ЦСИ Сороса в Восточной Европе, европейский Encart.com, американский 911 Media Art Center. Большинство глобальных арт-ресурсов совмещает разнообразные функции: информирование (новости AbsolutesArt.com на крупнейшем и старейшем ресурсе WWAR), представительство различных субъектов культуры (Artstar.com), торговля (ArtUmbrella) и др.

Специфика российских ресурсов по искусству - в разделении коммерческих и актуальных проектов, причем последние обыч­но ориентированы на узкий круг профессионального сообщест­ва. Иными словами, создается очередная закрытая тусовка, которая может существовать лишь за счет спонсоров. В этом смысле полезным выглядит зарубежный опыт совмещения коммерче­ской и актуальной деятельности, когда наряду с охватом широ­кой аудитории сохраняются профессиональные стандарты.

С появлением нового коммуникационного пространства встает вопрос: может ли пресловутая виртуальность решить проблемы традиционного арт-рынка? Посмотрим статистику: средняя американская галерея редко продает 3 картины в неделю; через PaintingsDirect реализуется около 5-ти ежедневно. Кроме того, Интернет позволяет «соблазнить искусством» гораздо большую аудиторию - людей, которые раньше никогда бы не купили произведения искусства (нехватка времени, отсутствие галереи поблизости, дискомфорт в среде профессионалов). Иными слова­ми, появляется возможность продвижения художника и удер­жания единой цены в любой точке мира. Электронные платежи и доставка - преимущества, которые редко предоставляют ныне действующие субъекты арт-бизнеса. И не исключено, что складывающийся принципиально иной рынок искусства (новые потребители и механизмы ценообразования) в перспективе даже отменит некоторые законы рынка традиционного.

С другой стороны, демократичность виртуального арт-рынка приводит к заполнению Сети «второсортным» искусством, дезориентирующим покупателя. Поэтому огромное значение в нынешней ситуации имеет появление профессиональных ресурсов, которые учитывают специфику товара под названием «искусство» и применяют особые механизмы распространения инфор­мации, гарантии, оценки, презентации произведений.

Стратегии продажи искусства в Сети колеблются между аукционной традицией (iCollector) и продажей по фиксированной цене он-лайн (Nextmonet.com). Аукцион для посетителей сайта может назначаться на конкретный день (Gavelnet.com) или длиться до нескольких недель в режиме «тихого аукциона» (sot-hebys.amazon.com).

Существует и система вспомогательных «профессиональных» ресурсов - Art Sales Index (цены продаж), tfaoi.com (страховка, перевозка), apprisals.com (атрибуция, оценка). Залог коммерче­ского успеха в Сети - в максимально широком использовании всех возможностей Интернета. Прекрасное подспорье - нестандартная организация произведений в банке данных, например, в «галереи» по жанру, стилю, сюжету и даже по доминирующе­му цвету (PaintingsDirect.com, Artlife.ru), в журнале по искусству (Connoisseur на Gavelnet.com) или новостной ленте (Artumb-rella.com). Главные факторы доверия покупателя - профессиональная и корпоративная ответственность. Так, например, PaintingsDirect.com гарантирует возможность возврата приобретенной картины в течение 10 дней с момента покупки (вычитается только стоимость доставки), если реальное произведение искусства вдруг окажется менее привлекательным, чем оно выглядело на дисплее компьютера.

В этой связи в Рунете необходимо отметить два перспективных коммерческих проекта: ArtHotLine.ru, выросший из коллекции галереи СГАрт, и он-лайновый аукцион Artlife.ru. Оба f сайта предлагают продажи по фиксированной цене и в режиме «тихого аукциона». Сайт ArtHotLine отличается удобной навигацией, экспозиция устроена по «архитектурному» принципу - картины расположены в виртуальной анфиладе музейных залов. Выгодное отличие Artlife.ru - механизм профессиональной экспертизы и оценки (значок «рекомендовано»). Artlife разделяет аукционы на «открытый», работающий по принципу «из рук в руки», и «профессиональный», где произведения проходят оценку и экспертизу специалистов. Важно, что степень участия художника в торгах самая широкая - от бесплатного в «открытом» аукционе до возможности перейти на «профессиональный» уровень.

Среди важнейших мировых тенденций необходимо отметить стремление электронных торговых компаний участвовать в продвижении крупнейших аукционных домов на виртуальном рынке. Произошедший в прошлом году альянс старейшего аукционного дома Sotheby's с электронной компанией Amazon и аукциона Butterfield&Butterfied с компанией eBay стало индикатором доверия традиционного арт-рынка электронной арт-коммерции, невероятно расширяющей круг потребителей искусства. В свою очередь, крупнейшие электронные торговые компании, намереваясь сделать бизнес на известных художниках, объективно способствуют проникновению реального искусства в Сеть. В отличие от Christie's, уповающего на сохранение традиционных ценностей аукционного дома при торговле он-лайн, Sotheby's использует весьма агрессивные стратегии удержания арт-дилеров «на коротком ошейнике» (по контракту им запрещено продавать произведения стоимостью свыше $300 через иные сайты), упирая на количество продаж и оромный трафик на своей странице. Стремительный отход с принципа торговли «из рук в руки» (eBay и аукционы Yahoo Microsoft) к тактике «бизнес потребителю» (e-Bay Great Collections), где во главу угла ставится корпоративная ответственность, говорит о цивилизованных основах нового электроннго арт-рынка.

Сегодняшняя ситуация в отечественном Интернете формирование сетевого арт-рынка и освоение этого пространства традиционными субъектами искусства - является подходящим моментом для развития подобного проекта. По сути дел, первого большого арт-бизнес-проекта в Сети.

Несмотря на то, что большинство представителей отечественного арт-бизнеса в один голос говорят о неготовности субъектов традиционного художественного рынка перейти в «пространство Сети», многочисленные преимущества нового пространства делают этот процесс почти неизбежным. Решение это проблемы, конечно, - вопрос времени, и прогресс в данной области зависит лишь от желания адаптироваться к новым технологиям. Причем оно должно появиться и у покупателя, и у продавца.

 

Сущность и значение электронной коммерции

Сегодня под термином «электронная коммерция» в общем случае понимается предоставление товаров и платных услуг через глобальные информационные сети. В область, охватываемую этим понятием, включаются не только интерактивные трансакции, но и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей рынка сбыта, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными при совершении сделки как одну из составляющих.

Электронная коммерция — форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров проводится с использованием технологий Интернета, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и (или) средств платежа. Под электронной коммерцией подразумевают любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей. Преимущества электронной коммерции системно можно представить в виде следующей таблицы (табл.):.

Таблица – Преимущества электронной коммерции

 

 

 

Глобальная сеть Интернет сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была доступна лишь крупным компаниям, то использование Интернета позволяет сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам. Электронная витрина в сети дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный вид бизнеса формирует новый канал для сбыта — «виртуальный», почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция (например, программное обеспечение) могут быть поставлены через интерактив, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в интерактивном режиме.

Под определение электронной коммерции попадают не только системы, ориентированные на Интернет, но также и «электронные магазины», использующие иные коммуникационные среды. В то же время процедуры продаж, инициированных информацией из глобальной сети, но использующих для обмена данными факс, телефон и пр., могут быть лишь частично отнесены к классу электронной коммерции. Несмотря на то, что Интернет является технологической базой электронной коммерции, в ряде систем используются и другие коммуникационные возможности. Так, запросы к продавцу для уточнения параметров товара или для оформления заказа могут быть посланы и через электронную почту.

Сегодня электронная коммерция предполагает использование кредитных карт и передачу по сетям зашифрованных данных. В силу неустойчивости российской экономики число владельцев пластиковьгх карт в России пока остается небольшим. Кроме того, согласно российскому законодательству, в нашей стране запрещена передача по сетям информации, зашифрованной по зарубежным стандартам. В связи с этим использование в коммерческой сфере готовых зарубежных решений требует их существенной доработки.

 

 

Одной из «характеристик», с помощью которой можно анализировать многомерный мир электронной коммерции, является тип потребителя продукции. Требования, вытекающие из задачи обслуживания частных («физических» — в отечественной терминологии) лиц, сильно отличаются от требований, возникающих при работе с корпоративными клиентами — фирмами и компаниями. Корпоративные клиенты — бизнес-партнеры — должны быть определены заблаговременно, расширение их круга — достаточно сложный процесс. В то же время целесообразность увеличения числа частных клиентов не вызывает сомнений. Так, электронный книжный магазин без каких-либо предварительных условий должен принимать заказы от любого, кто способен заплатить.

Для обозначения формы электронной коммерции, ориентированной на корпоративных клиентов, в англоязычных источниках используется термин business-to-business (B2B), в отличие от сектора business-to-consumer (В2С), ориентированного на работу с частными лицами, то есть взаимодействие осуществляется на уровне производитель — конечный потребитель.

Электронная коммерция связана напрямую с Интернет-рекламой, и заключается в продажах товаров через Сеть конечным пользователям. Сейчас основная часть оборота в Сети — это реализация продукции производственно-технического назначения и организация через Интернет совместных бизнес-проектов. Постепенно развивается и обычная коммерция, то есть продажи потребительских товаров через Интернет. В России существует не один десяток магазинов, которые продают свои товары и услуги через Сеть.

Согласно исследованиям американских специалистов, за 2001—2002 годы продажи через Интернет возросли на 300 %. Пользователи Сети выделяют следующие причины, по которым они начали совершать покупки через Интернет: 53 % — удобство, 46 % — больший выбор, 45 % — экономия времени, 25 % — совершать покупки интересней3. Аналогичные опросы были у другого агентства — GVU. В данном случае пользователи выделили: удобство — 65 %, подробная информация от поставщиков — 50 %, нет навязчивого давления от продавцов — 55 %, экономия времени — 53 %. Самыми популярными в США группами товаров, реализуемыми интерактивно, являются: программное обеспечение — 38,8 %; книги — 19 %; компьютеры и комплектующие — 15 %; музыка — 10 %; подарки — 10 %.

Поскольку WWW основывается на компьютерных технологиях, то и для полноценной работы с мультимедийными Web-разделами необходимы наиболее современные программные и технические средства. Более неожиданным представляется увеличение других секторов рынка, особенно таких, как путешествия и финансовые услуги.

 

Интернет представляет собой стратегически важное дополнение к традиционным видам предпринимательства, а также выступает как необходимый элемент бизнеса и электронной коммерции, о чем свидетельствует положительная динамика роста оборотов электронной коммерции в России и мире6 (см. рис. 9, рис. 10).

 

 

Организация электронной коммерции во многом зависит от нормативно-правовой базы, в соответствии с которой формируются права, обязанности и ответственность сторон-партнеров.

Если покупатель виртуальных товаров находится в России (иностранец или российский гражданин), то он всегда может обратиться к закону «О защите прав потребителей», причем независимо от гражданства продавца. Если продавец — российское юридическое лицо, то в этом случае сделка будет полностью регламентирована нормами законодательства Российской Федерации. Если продавец — иностранная компания, то вопрос решается сложнее. Конечно, существует проблема идентификации субъекта в Интернете: сервер может физически находиться в одной стране, размещать информацию компании из другой страны, в то время как контрагент по этой сделке находится в третьей, а доставка продукции осуществляется из четвертой и так далее. Однако если торгующая организация является добросовестным участником экономических отношений, она, естественно, разместит о себе максимально полную и объективную информацию, включая регистрационные данные и местонахождение. В любом случае покупатель всегда сам может решить, достаточно ли опубликованной информации о продавце и стоит ли иметь с ним дело.

Обобщая вышеизложенное, электронную коммерцию можно охарактеризовать как среду, позволяющую:

• обеспечить корпоративной информацией весь мир или целевую группу клиентов;

• сократить издержки;

• автоматизировать и оптимизировать бизнес-процессы компании как внутри, так и в отношениях с поставщиками, дилерами и партнерами;

• обеспечить бесперебойную работу бизнеса (7 дней в неделю, 24 часа в сутки);

• выходить на любой рынок мира, развивать отдельные направления бизнеса.

Электронная коммерция является достаточно новой областью бизнеса, особенно для России. Можно выделить следующие факторы, препятствующие развитию электронной коммерции:

• малая интегрированность реального бизнеса с электронными системами;

• сравнительно малая инвестиционная активность в этой сфере;

• сравнительно небольшое число русскоязычных пользователей Сети.

Торговая интернет-система

Торговля через Интернет в России имеет большие перспективы развития, что обусловлено рядом факторов, таких как:

• количество пользователей Интернета постоянно растет;

• продажа товаров через Интернет-магазин наиболее выгодна как для потребителей (низкая цена товара или услуги, экономия времени, возможность приобретения товара не отходя от компьютера), так и для продавцов (минимизация расходов на торговые площади, охват большей аудитории потенциальных клиентов).

Интернет-магазин (или WWW-магазин) — это полностью автоматизированная система электронных продаж, реализуемая посредством прямых запросов к базе данных, где хранятся сведения о наличии товара и его цене, путем составления унифицированной формы заказа с одновременным резервированием соответствующих позиций в базе данных и использованием системы электронных платежей.

В российском сегменте Интернета существует и функционирует достаточно большое число электронных магазинов, в которых осуществляются следующие бизнес-процессы:

• обеспечение пользователей информацией о товарах и услугах;

• продажа товара и услуг;

• оплата товара и услуг;

• регулирование отношений с поставщиками, покупателями, службой доставки;

• автоматизированное добавление и удаление товарной базы поставщиков из ассортимента Интернет-магазина;

• обеспечение клиентов информацией о ходе выполнения заказа;

• ведение отчетности;

• поиск партнеров.

Большинство Интернет-магазинов отличаются от традиционных следующим:

• отсутствием невиртуальной точки продажи;

• отсутствием складов;

• работой 24 часа в сутки, 7 дней в неделю;

• полной автоматизацией деятельности компании. Интернет-бизнес как дополнительный инструмент ведения

и развития бизнеса подразумевает наличие традиционной модели ведения бизнеса, дополненной новой средой, технологиями Интернет-бизнеса.

 

 

Литература

1. Аполлон. Словарь терминов изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. М: Эллис Лак, 1997. - 736 с.

2. Арт-медиа. Художественный рынок. М: Арт-медиа, 1994. – 145 с.

3. Галерейный бизнес. /Под ред. В.А. Бабкова – М: Арт-менеджер, 2006. - 236с.

4. Дмитриева Н.А., Краткая история искусств. Очерки./Н.А. Дмитриева – М: Аст-пресс, 2000. - 623 с.

5. Драгичевич-Шешич М., Культура (Менеджмент, анимация, маркетинг). / М. Драгичевич-Шешич, Б.Стойкович – Новосибирск: Издательский дом «Тигра», 2000. – 227 с.

6. Музеи, маркетинг, менеджмент. Практическое пособие. /Под ред. В.Ю. Дукельского - М: Прогресс – Традиция, 2001. - 224 с.

7. Справочник художника, графика, дизайнера по артиндустрии /Сост. Л.А. Белоглазов, Г.Н.Кошелкина – М: Издательский дом «Гамма», 2003. – 144с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мероприятия по энергосбережению на предприятии | Типы логики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 7953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.