Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание единой Германии. Северогерманский союз. Провозглашение империи. Конституция 1871 г




Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 г. Поражение революции 1848-1849 гг.не могло остановить бурного капиталистического развития Германии, которое настоятельно требовало объединения страны. Инициативу в объединительном процессе в 60-е г. XIX в. захватила Пруссия. Начавшаяся здесь в середине XIX в. промышленная революция превратила ее в самое экономически развитое германское государство. С приходом к власти нового короля - Вильгельма I Пруссия стала активно заниматься внутригерманскими проблемами. Ее главной заботой было ослабление Австрии и объединение всех германских государств вокруг Пруссии. В 1862 г. Вильгельм I назначил главой правительства Отто фон Бисмарка, который уже в первой своей речи на новом посту определил модель и методы будущего объединения: "не речами и постановлениями..., а железом и кровью". Бисмарк энергично взялся за осуществление поставленной цели, начав с усиления армии. Увеличение расходов на ее содержание; введение всеобщей воинской повинности и обязательного школьного обучения; создание нового органа управления военным ведомством - генерального штаба, который занимался выработкой военной стратегии, сбором и хранением военной информации, способствовали превращению прусской армии в одну из сильнейших в Европе. Создав, в дипломатическом плане, все необходимые условия борьбы с Австрией, как главным соперником в деле объединения, Пруссия ожидала благоприятного момента для нанесения удара. Прелюдией к разгрому Австрии стала в 1864 война Пруссии и Австрии против Дании. В состав Дании входили 2 провинции с преимущественно немецким населением - Шлезвиг и Гольштейн. Поводом к войне явилась новая датская конституция, в которой ущемлялись права Шлезвига, а мотивом - преданность Пруссии и Австрии идее национального объединения. Война продолжалась всего 4 месяца. Потерпев поражение, Дания была вынуждена отказаться от Шлезвига и Гольштейна. На завоеванные герцогства распространился режим совместного австро-прусского владения, при котором управление Гольштейном было передано Австрии, а Шлезвигом - Пруссии. В 1866г., обвинив Австрию в нарушениях договоренности об управлении этими провинциями, Пруссия напала на Гольштейн. Началась австро-прусская война, которая быстро привела к полному разгрому Австрии. Победа над Австрией окончательно решила вопрос о гегемонии Пруссии в Германии. В августе 1866 г. был подписан договор о создании нового Северогерманского Союза, возглавляемого Пруссией. В него вошли 22 германских государства, расположенных к северу от реки Майн. В 1867 г. была принята конституция северогерманского союза, юридически закрепившая в нем ведущее положение Пруссии. Главой союзного государства становился президент - король Пруссии, который являлся главнокомандующим союзной армией, обладал правом заключения мира и объявления войны, сосредоточивал в своих руках всю полноту исполнительной и частично законодательной власти. Главой союзного правительства стал назначенный королем канцлер. Законодательная власть вверялась парламенту, состоявшему из палат: союзного совета и рейхстага. В союзный совет - верхнюю палату – входили представители государств-членов, причем из 43 голосов 17 принадлежали представителям Пруссии. Рейхстаг - нижняя палата - состоял из 297 депутатов, избранных на основе всеобщего мужского избирательного права. Таким образом, после австро-прусской войны объединение Германии в основном состоялось. Однако Бисмарк считал, что завершить его можно только разгромив Францию, которая видела в объединении Германии прямую угрозу своему влиянию на европейском континенте и стремилась подтолкнуть Австрию и южногерманские государства к борьбе против Пруссии. Война с Францией, по его мнению, должна была вызвать в германских государствах общенациональное движение за ускорение полного объединения Германии и тем самым облегчить преобразование временного Северогерманского союза в более централизованное государство под главенством Пруссии. Расчеты Бисмарка оказались точными. Спровоцировав Францию на объявление войны и выставив ее агрессором, Бисмарк добился желаемых результатов. Германские государства объединились вокруг Пруссии, а военные победы привели к тому, что монархи всех германских государств обратились к прусскому королю с просьбой принять императорскую корону. 18 января 1871 г. Германия, в состав которой вошли и южногерманские государства (Бавария, Вюртемберг, Гессен, Дармштадт и Баден) была провозглашена империей. 16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил новую конституцию.Конституция Германской империи 1871 г. По форме государственного устройства Германия становилась федерацией. Она состояла из 25 государственных образований (4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 княжеств, 3 вольных городов) и имперской провинции Эльзас-Лотарингии, аннексированной от Франции. Все члены федерации располагали своими законодательными и исполнительными органами власти. По форме правления Германия стала конституционной монархией. Германским императором - кайзером - был провозглашен король Пруссии Вильгельм I. Социальную базу новой империи составило высшее прусское дворянство - юнкерство в союзе с крупной буржуазией. Законодательная власть по конституции вверялась парламенту, состоявшему из двух палат (ст. 5).Верхняя палата - Союзный совет (бундесрат) - состоял из представителей государств, входящих в состав союза. Они назначались правительствами союзных государств, а нормы представительства определялись самой конституцией. Из 58 голосов в союзном совете 17 принадлежало Пруссии, 6 - Баварии, по 4 - Саксонии и Вюртенбергу, по 3 – Бадену и Гессену, остальным членам союза по 1 голосу (ст. 6).Нижняя палата - рейхстаг - избирался на 3 года (с 1887 г. на 5 лет) "посредством всеобщих и прямых выборов с тайной подачей голосов" (ст. 20). Депутаты рейхстага работали бесплатно (ст. 32). Обе палаты парламента обладали правом законодательной инициативы. Для принятия закона требовалось "согласие большинства и в том и в другом собрании" (ст. 5). При этом к компетенции общеимперского законодательства конституция относила:· постановления, касавшиеся прав гражданства, выбора места жительства, свободы переселения и т.п.;· налоговое, таможенное и торговое законодательство;· законы, определявшие денежную систему, системы мер и весов;· общее законодательство в области судопроизводства, уголовного и гражданского права;· постановления в области авторского, патентного, банковского права, в отношении свободы печати и союзов;· законодательство о путях сообщения и связи;· военное законодательство и постановления в области внешнеполитических отношений и др. (П. 4, пп 1-16).Кроме законодательных полномочий верхняя палата обладала и рядом исполнительных функций. Она назначала некоторых имперских чиновников, издавала общие административные распоряжения и инструкции для исполнения законов, принимала решение об экзекуции (принуждении) отдельных членов союза к соблюдению конституционных обязанностей (ст. 7, 19, 24). Во главе исполнительной власти стоял император, который осуществлял президентство в империи и являлся главой государства. Он обладал весьма широкой компетенцией:· назначал и увольнял должностных лиц империи, включая председателя союзного совета - канцлера (ст. 15, 18);· имел право законодательной инициативы, опубликовывал законы и осуществлял контроль за их исполнением (ст. 17);· выступал представителем империи в международных отношениях (заключал мир, подписывал международные договора, с согласия союзного совета объявлял войну, аккредитовал и принимал послов (ст.11);· являлся главой вооруженных сил (ст.63, 64);· мог контролировать деятельность парламента, т.к. имел право созывать, открывать, отсрочивать, закрывать союзный совет и рейхстаг, а так же с согласия верхней палаты досрочно распускать нижнюю (ст. 12,24).Особое место в системе исполнительной власти принадлежало канцлеру. Он назначался императором и был ответственен только перед ним. Канцлер был единственным общеимперским министром и обладал обширными полномочиями.Все постановления и распоряжения императора требовали его подписи. Он председательствовал в Союзном совете и руководил его постоянными комитетами. Таким образом, исходя из конституции 1871 г., государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей (например, император был связан контрасигнатурой канцлера, которого сам назначал и имел право сместить и др.) делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом. 20. Ноябрьская революция в Германии 1918 г. Веймарская конституция 1919 г. Судьба Веймарской республики Влияние Октябрьской революции на мировую историю - раньше, чем в других странах, революционная ситуация создалась в кайзеровской Германии. Революция началась - возникали Советы рабочих и солдатских депутатов. 9 ноября 1918 года революция победила в Берлине: кайзер Вильгельм бежал; монархия пала.Руководство революцией оказалось в руках социал-демократической партии Германии. Из ее лидеров составилось первое послереволюционное правительство во главе с Эбертом.Неприкрытый переход социал-демократической партии на сторону буржуазии в годы мировой войны оттолкнули от нее значительную часть революционно настроенных рабочих. Большая часть их примкнула к так называемой Независимой социал-демократической партии. Вождями "независимцев" были Каутский и Бернштейн. Меньшая часть германского пролетариата объединялась созданным в начале войны "Союзом Спартака". Он занимал непримиримую антивоенную позицию.В первые дни после революции фактическая власть находилась в руках стихийно возникших Советов. Это были органы рабочего класса. Наиболее авторитетным был Берлинский Совет. Декларация правительства ("Совета народных уполномоченных") обещала рабочим 8-часовой рабочий день и свободу коллективных договоров. Деятельность правительства правых социал-демократов (социал-демократическая партия) склонялась в сторону контрреволюции. Оно гарантирует капиталистам "защиту частной собственности" и неприкосновенность банковских вкладов; принимает меры к разоружению рабочих; отстраняет Советы от политической деятельности; готовит Учредительное собрание, которое в тогдашних условиях должно было сохранить власть за буржуазией. Создание Красной Армии было воспрещено. После Всегерманского съезда Советов, состоявшегося в декабре 1918 года - социал-демократы санкционировали устранение Советов. Правительство Эберта получило мандат на осуществление всей полноты власти - законодат. и исполнит.В создавшейся обстановке рабочий класс Германии требовал активизации Советов. Неотложной задачей стало образование Коммунистической партии. В декабре 1918 года собирается Учредительный съезд Коммунистической партии Германии. Программа партии ставила ближайшей целью создание Германской Советской республики, установление диктатуры пролетариата; требовала экспроприации капиталистической крупной промышленности и банков, ликвидации прусского милитаризма, вооружения пролетариата. Борясь за свержение правительства Эберта, компартия Германии приняла активное участие в массовом антиправительственном выступлении берлинских рабочих в январе 1919 года. Используя артиллерию, правительство подавило его. Кровавая расправа над берлинским пролетариатом облегчила правительству созыв буржуазного Учредительного собрания. Его заседания открылись в январе 1919 года в маленьком провинциальном городе - Веймаре. Большая часть депутатских мест принадлежала старым буржуазным партиям Германии (Христианско-демократической народной партией; Немецкой народной партии). Учредительное собрание в 1919 году выработало конституцию, получившую название "Веймарской": состояла из двух частей (Устройство и задачи империи; Основные права и обязанности немцев):- превратила Германию в буржуазную парламентскую республику с президентом во главе. Названием республики оставалось "Германская империя";- высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг; избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием;- пропорциональная система выборов, Германия делилась на 35 избирательных округов. Партии, принимавшие участие в выборах, выступали каждая со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов - больше мест;- рейхстаг - нижняя палата; верхняя - рейхсрат (имперским советом), состоял из представителей земель, на которые делилась "единая Германия". При несогласии палат решение вопроса принадлежало президенту республики;- всего земель было 18, каждая из них имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган - ландтаг - и свое правительство;- все действительно важные вопросы, включая внешние сношения, армию и флот, монетное дело и таможни, связь, пути сообщения, вопросы гражданства и иммиграции, выдачу преступников, находились в исключительной компетенции империи. В вопросах уголовного и гражданского законодательства ландтаги могли "конкурировать" с рейхстагом, однако право империи во всех случаях имело перевес над правом земель;- обе палаты - рейхстаг и рейхсрат обладали законодательной инициативой в равной мере;- президент республики избирался всеобщим голосованием (как и рейхстаг). Власть его мало отличалась от монархической. При несогласии палат решение вопроса принимал на себя президент (он мог, если хотел, прибегнуть к референдуму). Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком важном случае, как назначение главы правительства. Президент мог распустить рейхстаг, если находил это нужным. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности принадлежало также президенту. Статья 48 разрешала введение чрезвычайного положения в любой такой момент, который президент сочтет "опасным" для существующего "порядка". Чрезвычайное положение связывалось с правом применить вооруженную силу и приостановить действие свобод. К компетенции президента относилось назначение правительства. Последнее было (по конституции) ответственно перед рейхстагом, но, на практике его главной опорой был президент;- Конституция подчеркивала особое значение главы имперского правительства - канцлера, которому поручалось "формулирование руководящих принципов политики".- Провозглашается свобода совести, печати, слова. Все немцы равны перед законом; мужчины и женщины имею в принципе равные права, и несут одинаковые обязанности; свобода личности, жилище, тайна переписки, почтовых, телеграфных и телефонных сношений неприкосновенна.- Статья 165 декретировала создание производственных советов на предприятиях («обоюдные организации предпринимателей и рабочих и их соглашения пользуются признанием») и в округах. К компетенции советов были отнесены вопросы труда, зарплаты и некоторые другие. В общегерманском масштабе указанным кругом дел должен был ведать имперский хозяйственный совет.- Конституция объявляла частную собственность "социальной обязанностью" и потому указывала на то, что она "обеспечивается" (то есть защищается).Ноябрьская революция была буржуазно-демократической. Такой же была и Веймарская конституция. Революция 1918 года ликвидировала германскую монархию, но, как и прежде, сохранялось господство капиталистов и юнкеров.Между тем революция продолжалась. В середине апреля 1919 года восстание в Мюнхене привело к образованию Баварской Советской республики. Правительство республики составилось из представителей компартии и "независимцев". Баварское Советское правительство декретировало национализацию банков, конфискацию вкладов, рабочий контроль на производстве, вооружение пролетариата и организацию Красной Армии. 1 мая 1919 года добровольческие отряды социал-демократов ликвидировали Советскую власть в Баварии. Этим событием завершилась революция 1918 года в Германии.Веймарская конституция и, соответственно, Веймарская республика, фактически прекратила действие с установлением фашисткой диктатуры в 1933 году.

 

21. Гражданский кодекс Франции 1804 г. (Кодекс Наполеона). История создания кодекса, его структура (институционная система), источники и значение.

Французский гражданский кодекс был принят первым и вошел в историю под названием Кодекса Наполеона. В состав комиссии по разработке проекта кодекса, созданной 13 июля 1800 г., вошли такие видные юристы Франции, как Тронше, Порталис, Малльвиль, Биго-Преамке. Проект был составлен в сжатые сроки (4 месяца) и направлен на обсуждение высших судов. После того как они представили свои замечания, проект должен был пройти обычный путь будущего закона – рассмотрение в Государственном совете, Трибунате, Законодательном корпусе и Сенате. Однако в Трибунате и Законодательном корпусе проект кодекса встретил серьезную оппозицию. Это объяснялось тем, что ряд положений кодекса содержал значительные отступления от революционного законодательства. Первый титул "О праве и законах вообще" был отклонен. Опасаясь, что подобная судьба постигнет и другие титулы, правительство забрало свой проект на доработку. Наполеон, своей властью исключив из состава Трибуната и Законодательного корпуса основных критиков проекта и введя новых членов, создал таким образом послушное большинство. В результате рассмотрение проекта пошло быстро, и все титулы кодекса в виде отдельных законов были приняты и утверждены. Закон 21 марта 1804 г. объединил все 36 титулов в состав единого Гражданского кодекса французов. В 1807г. он был назван Кодексом Наполеона. В 1816 г. кодекс вновь получил название гражданского. Однако в истории он справедливо остался как Кодекс Наполеона. Не принимая непосредственного участия в разработке, Наполеон четко понял необходимость кодекса для упрочения буржуазного режима, активно руководил работой по его созданию, благодаря чему кодекс был разработан и принят в кратчайшие сроки. Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений во Франции, где (с многочисленными поправками) действует по сей день. Он стал образцом для создания гражданских кодексов в Италии, Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и других странах. Кодекс Наполеона воплощает и развивает гражданско-правовые принципы, закрепленные в Декларации прав человека и гражданина 1789г.: юридического равенства, законности, единства права, свободы. Разработчики Кодекса опирались на юридическую доктрину, активно использовали революционное законодательство, сохранили некоторые положения французского обычного права и, конечно, не забыли римское право. Влияние римского права отразилось на структуре Кодекса. Он построен по так называемой институционной системе. Кодекс состоит из вводного титула, в котором говорится об опубликовании, действии и применении законов, и трех книг. Первая книга посвящена лицам. Вторая содержит правила об имуществах и различных видоизменениях собственности. В третьей говорится о различных способах приобретения собственности.

1. Субъекты гражданского права Гражданский кодекс Франции 1804 г., именуемый с 1807 г. также Кодексом Наполеона, в качестве субъектов гражданского права признает только физических лиц.

При определении объема прав кодекс исходит из принципа юридического равенства.

2. Право собственности На содержание статей, посвященных праву собственности, наибольшее влияние оказали революционное законодательство и римское право. Гражданский кодекс не дает определения права собственности, а только перечисляет основные правомочия собственника - пользование и распоряжение вещами. При этом провозглашается абсолютный характер собственности. Кодекс в зависимости от субъекта права подразделял собственность на:

· индивидуальную (частную);

· государственную (общественное обладание);

· общинно-коммунальную.

В кодексе детально регламентированы права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвижимого имущества между наследниками, залог земли и т. п.

Помимо права собственности Кодекс Наполеона знает и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитут, право залога), владение, держание.

Кодекс Наполеона уничтожил различие между родовым и благоприобретенным имуществом, запретил субституции, разрешил мену недвижимых имуществ.

3. Обязательственное право В соответствии с Кодексом Наполеона "договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо".

Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства. Принципы, на которых строятся договорные отношения, таковы:

· принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французская доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;

· принцип незыблемости договора: "Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Они должны быть выполнены добросовестно".

В кодексе рассматриваются различные виды договоров: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается соглашение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон.

Помимо договора к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда.

4. Семейное право Кодекс рассматривает брак как договор, для заключения которого необходимо было выполнить ряд условий:

· взаимное согласие супругов (как в любом договоре - принцип согласия обязываемой стороны);

· достижение брачного возраста (для мужчин - 18 лет, для женщин - 15лет);

· не состоять в другом браке;

· согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год).

Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в определенной степени родства или свойства.

Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов развестись.

Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения: "Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу".

Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и практически полная недееспособность замужней женщины. Недееспособность женщины означала, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юридические действия, как судебные, так и внесудебные.

Имущественные отношения супругов определялись брачным договором, заключенным до совершения брака. По общему правилу, если в брачном договоре специально не было предусмотрено иное, имущество жены поступало в управление мужа и он распоряжался доходами с этого имущества.

Несовершеннолетние дети находились под властью родителей до достижения совершеннолетия или до эпансипации - освобождения из-под власти.

Относительно внебрачных детей закон допускал возможность их узаконения, однако только на добровольных началах.

В конце XIX - начале XX вв. были внесены изменения, касающиеся порядка заключения брака:

· отменены некоторые формальности, мешающие заключению брака;

· урегулирован вопрос о заключении брака незаконнорожденным ребенком;

· мать получила реальное право давать согласие на брак своих детей.

В 1816 г. был отменен развод, но в 1884 г. восстановлен в новом виде: он рассматривался как санкция за виновное поведение супруга, поэтому развод по взаимному согласию не восстанавливался. Перемены во взаимоотношениях родителей и детей выразились в ослаблении отцовской власти, расширении прав детей и прав матери.

5. Наследственное право Кодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. Однако завещательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях - одной четвертью имущества. Если детей не было, но имелись родственники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, - половиной имущества.

Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой степени. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пережившему супругу. В 1917г. круг наследников был ограничен шестой степенью родства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.