Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При постоянном давлении




А б

II. ЦИКЛ С ПОДВОДОМ ТЕПЛОТЫ

ПРИ ПОСТОЯННОМ ОБЪЁМЕ

В 1862 г. французский инженер Бо де Роша предложил рабочий цикл ДВС с предварительным сжатием РТ и сгоранием при постоянном объёме. Исходя из этого в 1878 г. немецкий механик Н. Отто спроектировал и изготовил 4-х тактный двигатель, явившийся прообразом карбюраторных двигателей. В честь его и назван этот цикл – цикл Отто.

 

 

 

Рисунок 2.2 - Цикл Отто:

а – диаграмма в координатах р – v; б – в координатах T- S (тепловая диаграмма); Т – температура; S – энтропия, ; ас – адиабатное сжатие; сz – изохорный подвод тепла; zb – адиабатное расширение; bа – изохорный отвод тепла; Vh – рабочий объём; Lt – теоретическая работа, эквивалентная полезно использованной теплоте;

 

Основные параметры цикла:

 

ε – степень сжатия (см. рис. 2.2).

, (2.3)

 

где: Va, Vc – соответственно полный и рабочий объёмы цилиндра;

Vh – объём камеры сгорания.

λ – степень нарастания давления. . (2.4)

Тогда термический КПД будет равен (см. выражение 2.1)

 

. (2.5)

 

Использование теплоты в цикле удобно иллюстрировать с помощью тепловой диаграммы (рис.2.2б). Здесь площадь эквивалентна полному количеству теплоты.

Для изохорного процесса (при dV=0)

 

 

откуда (2.9)

 

Следовательно:

; (2.10)

 

Подставляя в уравнение (2.5) значения Q1 и Q2 (см. выраж. 2.10), с учётом того что Сv = const, получаем

 

. (2.18)

 

Выразим

Для адиабаты ас:

 

,

откуда ; (2.6)

 

,

 

откуда , (2.7)

 

где k – коэффициент адиабаты. ; (2.8)

Ср – изобарная теплоёмкость (теплоёмкость при постоянном давлении).

Сv – изохорная теплоемкость. Это теплоёмкость РТ при постоянном объёме. В рассматриевом цикле рабочим телом является идеальный газ, имеющий постоянную теплоёмкость. Сv = const.

 

Тогда для изохоры сz:

 

,

откуда ; (2.11)

 

 

откуда (2.12)

 

Для адиабаты zв:

,

 

откуда . (2.13)

 

Подставляя значение (см. выраж. 2.12) получаем

 

; н (2.14)

 

,

откуда . (2.15)

Подставляя значение Tz (см. выраж. 2.12) получаем

 

. (2.16)

Подставляя значения в выражения 2.5 получаем:

 

.

. (2.17)

 

Из выражения 2.17 видно, что термический КПД зависит от степени сжатия и от коэффициента адиабаты.

Коэффициент адиабаты к характеризует физические свойства рабочего тела.

Для идеальных газов к = const = 1,4. Но для реального рабочего тела, даже с изменением кв узких пределах 1,2…1,4, h t существенно зависит от этого параметра (рис. 2.3) [3].

По графику видно, что степень сжатия при её малых значениях существенно влияет на показатель h t , однако, при её дальнейшем увеличении, начиная примерно с e = 12 …14, это влияние уменьшается.

Полезная теоретическая работа цикла зависит от количества подведенного тепла и может быть выражена

 

(2.19)

 

Эта работа равна разности работ расширения и сжатия Lp и Lc. Она эквива- лентна полезно используемой теплоте Q1 - Q2 и представляет в системе координат

(рис. 2.2) площадь, ограниченный кривыми Lp и Lc, т. е. разность площадей, расположенными под кривыми Lp и Lc и осью абсцисс

Рисунок 2.3 - Зависимость h t от e и k

 

(2.20)

 

Из курса технической термодинамики известно, что для адиабатных процессов расширения и сжатия

 

; .

 

 

Т. к. , , , , , ,

 

Получим ,

.

. (2.21)

 

Из выражений 2.13—2.21 следует:

1. При увеличении e возрастает максимальное давление цикла Pz и дважды полезная термодинамическая работа Lt;

2. Уменьшаются температура Тв и давление в конце такта расширения Pв, что приводит к уменьшению отводимой теплоты Q2;

3. Из выражения (2.21) также видно, что полезная термодинамическая работа Lt зависит и от разности давлений Pz - Pc.

Из рис. 2.2.а видно, что чем больше разность давлений между линиями расширения и сжатия, тем больше площадь диаграммы, а значит и больше полезная теоретическая работа цикла.­­­­­­­­­­­­­­­

Введем понятие – «среднее цикловое давление Pt ».

Если площадь Lt (площадь четырёхугольника а-с-z-b) представить в виде прямоугольника с основанием Vh, лежащем на оси абсцисс ov, то линия, параллельная оси ov, и покажет среднее цикловое давление Pt

 

. (2.22)

 

Выводы:

1. Среднее давление цикла Pt представляет собой удельную работу цикла (см. выраж. 2.2);

2. Pt существенно возрастает при увеличении степени сжатия только до определённых пределов (см. рис. 2.3);

3. Для существенного увеличения Pt, а значит и для увеличения полезной работы Lt, необходимо подводить большее количество теплоты, т.е. иметь топливо с более высокой теплотой сгорания.

 

III ЦИКЛ С ПОДВОДОМ ТЕПЛА

В 1893 г. немецкий инженер Р. Дизель теоретически разработал рабочий цикл двигателя с воспламенением от сжатия. Его именем и называется этот цикл – термодинамический цикл Дизеля.

Основные параметры данного цикла:

1) ε – степень сжатия, ;

2) – степень предварительного расширения, .

 

Рисунок 2.4 - Цикл дизеля

ас – адиабатное сжатие; сz – изобарный подвод теплоты; zb – адиабатное расширение; ba – изохорный отвод теплоты

 

Для определения термического КПД воспользуемся уравнением 1-го закона термодинамики

 

(2.23)

 

При р=const ; (2.24)

 

По аналогии с методом анализа цикла Отто получаем

 

(2.25)

 

Тогда термический КПД

 

. (2.26)

 

Выразим давления и температуры для цикла через исходные ра и Та.

Для адиабаты ас (см. выраж. 2.6 и 2.7):

; ; (2.27)

 

, откуда . (2.28)

 

Для изобары cz:

; (2.29)

, откуда (2.30)

Для адиабаты zb

 

, (2.31)

 

, откуда

. (2.32)

Подставляя полученные выражения в уравнение 2.25, получаем

 

. (2.33)

 

Из данной формулы видно:

А. Термический КПД ηt:

1. ηt повышается с увеличением степени сжатия e. Это объясняется возрастанием средней температуры подводимой теплоты. В цикле Дизеля высокие показатели степени сжатия не лимитируются детонацией, как в цикле Отто. Однако по мере роста e интенсивность увеличения ηt постепенно уменьшается (рис. 2.5а);

 

а б

Рисунок 2.5 - Зависимости: ηt от e и r при к = 1,35 (а);

ηt от r при различных e (б)

 

2. При любых значениях e термический КПД цикла Дизеля меньше термического КПД цикла Отто, т. к. множитель всегда больше единицы (см. выраж. 2.17 и 2.28);

3. ht зависит от степени предварительного расширения r,т. е. от нагрузки. Он уменьшается с увеличением r. Это объясняется тем, что с увеличением r растёт количество теплоты, отведённой холодному источнику, а значит и уменьшается количество теплоты, превращённой в механическую работу. При увеличении r возрастает количество подведенной по изобаре теплоты Q1, что в реальных условиях соответствует повышению нагрузки. Следовательно, максимальное значение ht достигается при минимальном количестве подведенной теплоты, что в реальных условиях имеет место при холостом ходе двигателя;

4. ht зависит от показателя адиабаты k (рис. 2.5 б). Это объясняется увеличением потерь теплоты и снижением среднего циклового давления;

5. При малых значениях e и значительном подводе теплоты цикл Дизеля вообще не существует, т. к. r не может превышать e;

6. Использование этого цикла в качестве прототипа рабочих процессов в реальных двигателях целесообразно только при значительных e (более 10), при работе с неполной нагрузкой (меньше r) и при значительно обеднённой смеси (приближение к к значению к воздушного цикла).

Всё, выше сказанное, свидетельствует о том, что данный цикл не используется в качестве прототипа для организации рабочего цикла в современных автомобильных двигателях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.