Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русское Предвозрождение. 1 страница




Предполагаемые результаты обучения и формы контроля

Итогом занятий становится зачёт в конце 3-го семестра.

 

В результате прохождения курса слушатели должны:

- знать законы и правила стихотворной речи;

- самостоятельно работать над стихотворным материалом;

- владеть основными методами проведения занятий по стихотворчеству в детском театральном коллективе;

 

Зачет проходит в виде творческого показа, на котором студенты представляют свою работу со стихотворным материалом.На зачет выносятся два стихотворения разного характера.

 

Контрольные задания:

1. Предоставить видеозапись занятия по работе со стихотворным материалом, которое проводит слушатель курсов со своим учеником. Объем записи 15-20 минут.

2. Предоставить контрольную работу по теории стиха (в начале 3-й сессии)

3. Предоставить 3-4 стихотворения простого ритма и содержания.(К 3-й сессии)

XIV. Библиография

1. Сценическая речь. Учебник под редакцией Козляниновой И.П., Промптовой И.Ю. Изд. ГИТИС – Москва, 2002г.

2. Станиславский К. С. – Собрание сочинений в 8 т. – М.: Искусство, 1955 – т. 3

3. Артаболевский Г. В. Художественное чтение, - М.: Просвещение, 1978

4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. \ М.,1978г.

5. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. \ М.,1978г.

6. Васильева А.Н. Основы культуры речи. \ М.,1990г.

7. Вербовая Н.П., Головина О.М., УрноваВ.В. Искусство речи.\ М., 1977г.

8. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. \ М.,1993г.

9. Гаспаров М.Л. Очерки истории русскрго стиха \ М., 2003

10. Галендеев В.Н. Учение К.С.Станиславского о сценическом слове. \ Л.,1991г.

11. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, - М.: Просвещение, 1974 г.

12. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера, - III-е издание, - М.: ВТО, 1970 г.

13. Ковалева Н.Л. Стихосложение. \ М., 2009

14. Калинина Н.И. Гармонии стиха торжественные тайны \ М., 2008

15. Квятковский А.П. Поэтический словарь \ М., 1966

16. Невзглядова Е. В. Стих и смысл \ Новый мир №10 2004

17. Рябчук-Ситко Т.Ф. Звучащее слово \ М., 2003

18. Савкова З.В. Искусств оратора. – СПб., 2003г.

19. Смоленский Я. Н. Читатель. Чтец. Актер.- М.: Советская Россия, 1983 г

20. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы \ М., Просвещение, 1976

21. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение ударение. Граматические формы. (Под редакцией Р. И. Аванесова, - М. Русский язык, 1985 г.

 

 

Из кн.: Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962, с. 116.

«Но вот в русской истории наступает период, когда человек начинает цениться независимо от своей принадлежности к средневековой корпорации. Происходит новое «открытие человека» — его внутренней жизни, его внутренних достоинств, его исторической значимости и т. д. (…) В России условия для освобождения личности из-под власти корпорации создавались, с одной стороны, экономическим ростом, развитием торговли, ремесел, что привело к возвышению «городов-коммун» — Новгорода и Пскова, а с другой стороны, тем, что в условиях постоянных военных тревог и тяжелых нравственных испытаний монголо-татарского ига все больше и больше ценились внутренние качества человека: его стойкость, преданность родине и князю, способность морально противостоять тем соблазнам возвышения, которые обильно предлагала чужеземная власть, пытавшаяся опереться на изменников. Княжеская власть выдвигает достойных по их качествам военачальников, способных администраторов и т. д., не считаясь с их происхождением и принадлежностью к корпорации… Развивается личностное начало.

«Все эти явления не могут быть отождествлены с Возрождением, так как в духовной культуре Древней Руси религия доминировала вплоть до XVII в. В XIV-XV вв. еще далеко до секуляризации жизни и культуры; освобождение личности совершается на Руси в пределах религии. Это начальный период того процесса, который, развиваясь в благоприятных условиях, обычно переходит в Возрождение, это — Предвозрождение…. В литературе, и особенно житийной, раскрывающей внутреннюю жизнь одного человека, все большее и большее внимание уделяется эмоциональной сфере, литература интересуется психологией человека, его душевным состоянием.

«Внимание к внутренней жизни человека, демонстрировавшее текучесть происходящего, изменчивость всего сущего, было связано с пробуждением исторического с о знания. История уже не представлялась только в формах простых смен событий. В сознании людей конца XIV-XV вв. сменялся самый характер эпохи, и в первую очередь это проявлялось в отношении к иноземному игу. Наступает пора идеализации эпохи независимости Руси. Мысль обращается к идее независимости, искусство — к произведениям домонгольской Руси, архитектура — к зданиям эпохи независимости, а литература — к произведениям XI-XIII вв.: к «Повести временных лет», к «Слову о законе и благодати» митрополита Илариона, к «Слову о полку Игореве» и пр. Таким образом, для русского Предвозрождения Русь периода независимости, Русь домонгольская стала как бы «своей античностью».

«Предвозрожденческие явления в культурной жизни страны, пробудившиеся в начале — первой половине XIV в., с особой силой дали себя знать в конце столетия — первой половине XV в. Подъем национального самосознания после Куликовской битвы способствовал расцвету культуры, вызвал повышенный интерес к прошлому, пробудил стремление к возрождению национальных традиций, одновременно усилив культурное общение русских земель с другими государствами. Возобновляются традиционные связи Руси с Византией и южнославянскими странами.

Возродившееся в первой половине XIV в. монументальное каменное строительство к концу столетия приобретает широкий размах. Особого расцвета в конце XIV — первой половине XV в. достигает изобразительное искусство, где наиболее ярко проявились предвозрожденческие идеи. В конце XIV — самом начале XV в. на Руси работает замечательный художник средневековья Феофан Грек, в творчестве которого предвозрожденческие идеалы нашли блестящее воплощение. Феофаном Греком были расписаны церкви Новгорода, Москвы и других городов Северо-Восточной Руси. Фрески Феофана Грека и теперь поражают своим величием, динамичностью, значительностью и суровостью изображенных им персонажей.

В самом конце XIV — первой четверти XV в. протекало творчество великого русского художника Андрея Рублева. Его деятельность связана с Москвой и с близкими к Москве городами и монастырями. Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором расписывал Благовещенский собор Московского кремля (1405 г.). Вместе с Даниилом Черным (своим неизменным другом) он создавал фрески и писал иконы в Успенском соборе во Владимире (1408 г.) и в Троицком соборе в Троице-Сергиевом монастыре (1424-1426 гг.). Ко времени работы Андрея Рублева в Троице-Сергиевом монастыре относится его знаменитая «Троица». Творчество Андрея Рублева отличается глубоким гуманизмом, человечностью.

«Живопись этой поры, — пишет Д. С. Лихачев, имея в виду главным образом фрески, — обогатилась новыми темами, ее сюжеты значительно усложнились, в них много повествовательности, события трактуются психологически, художники стремятся изобразить переживания действующих лиц, подчеркивают страдания, скорбь, тоску, страх или радость и экстатическое волнение. Священные сюжеты трактуются менее торжественно, интимнее, обыденнее».

 

Занятие 1. Русская культура 17 века.

Секуляризация ( от лат. «светский», «мирской») – «обмирщение» культуры, освобождение от церковного влияния. Секулярные черты свойственны европейской культуре эпохи Возрождения – Нового времени: светское искусство и система ценностей, многообразие жанров, интерес к частной жизни человека, появление индивидуальных стилей. «В это время возникает самостоятельная светская культура, уже не имеющая связи с церковным сознанием, с другой стороны, в самом церковном сознании в это же время происходит глубокий перелом… В России этот процесс отхода от целостной церковности и создания нового стиля "мирской" жизни начался приблизительно уже в конце XV-го века», - пишет в «Истории русской философии» В. В.Зеньковский.

Процесс секуляризации характерен для отечественной культуры 17 в., когда начался переход от средневеково культуры к культуре Нового времени. Основные черты этого процесса: углубление интереса к личности, повышение социальной активности, общая демократизация культурной жизни, рост национального самосознания, развитие межкультурных связей, активный интерес к естественным наукам.

 

 

Занятие 2. РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА 18 века.

Секуляризация русской культуры в начале 18 века.

Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1.Ч.1.

«В России этот процесс отхода от целостной церковности и создания нового стиля "мирской" жизни начался приблизительно уже в конце XV-го века (при Иоанне III), - но уже тогда он сразу осложнился тем, что новый стиль жизни формировался под влиянием западной светской жизни, притягательность, а позже и очарование которой действовали чрезвычайно сильно на русских людей. Этот процесс принимает яркие, можно сказать - "острые" формы после Смутного времени, т. е. с половины XVII-го века, но во всей своей силе, почти "стихийности", он проявился при Петре Великом и его наследниках. Сначала быт самих царей и их приближенных, а затем постепенно и тех слоев которые их окружали, стал сильно и быстро меняться. Не только разные технические "удобства" жизни, но еще больше эстетика западного быта пленяли русских людей часто с невообразимой силой. Уже в ХVП-ом веке у нас заводится театр, а при Петре Великом, под его прямым наблюдением и по строгому приказу, насаждаются разные формы западного быта (костюмы, снятие бороды, ассамблеи, свободное появление на них женщин и т. д. Эти перемены отвечали, конечно, внутренним сдвигам, происходившим в русской душе, - и прежде всего внутренней секуляризации, которая создавала потребность и внешнего выражения своего. Так было и на Западе, который не обошелся без своей модели (каковой была для него античность), - но на Западе этот процесс шел около двух веков. В России же наличность живой и привлекательной западной "модели" устраняла (по крайней мере, первое время) необходимость самостоятельной выработки нового стиля жизни. Вот отчего этот стиль жизни формируется в верхних слоях русского общества с такой быстротой, что уже через несколько десятилетий старый быт сохранился в целостности лишь в провинции, - у народа, да у старообрядцев.

Разумеется, менялись не только внешние формы жизни - вырастала потребность и в новой "идеологии", - вместо былой (церковной). Всюду вспыхивает жажда образования и именно светского, - в данный момент находимого на Западе. Как типична в этом отношении биография Ломоносова, сына дьячка, пробравшегося в Москву в Духовную Академию, попавшего заграницу и ставшего затем замечательнейшим ученым! В биографии многих русских людей ХVIII-го века есть сходные внешние черты, - и всюду поразительно раннее созревание, быстрое овладение всем значительным в западной культуре. В качестве примера укажем на молодую княгиню Дашкову, ставшую позже президентом Академии Наук: она была широко образована, знала несколько языков, во время пребывания в Западной Европе была в самых дружественных отношениях с выдающимися писателями того времени... Быстрота, с какой русские люди овладевали важнейшими результатами западной культуры, с какой они выходят один за другим на путь самостоятельного творчества, - поразительна. Но в этой быстроте было и другое: отрываясь от церковного уклада жизни, русские люди в первое время попадали в безоговорочный плен Западу, не имея у себя никаких зачатков для выработки самостоятельного типа жизни. Вот почему долго на Руси было так много слепого подражания Западу; по позднему выражению Хомякова, было так много "комической восторженности", доводившей до нелепостей».

 

Вестернизация - полная или частичная переориентация сообществ, исходно не принадлежавших к западной культурной традиции, на социокультурное развитие по образцу развитых стран Запада или заимствование отдельных элементов западной культуры.

Примеры вестернизации в российской культуре - заимствования 17 в., стремительный культурный перелом в годы петровских реформ и последующие десятилетия 18 века. Под вестернизацией следует понимать не просто усвоение западных технологий и организационных форм производства культуры, но комплекса социокультурных норм. Процессы эти вызывают заметное сопротивление традиционалистически настроенных слоев и части элиты.

 

Барокко появляется в России как стиль переходной от средневековья к Новому времени эпохи; являясь ренессансным по своему характеру стилем, восточносославянское барокко носило просветительские, жизнерадостные, человекоутвердающие черты.

На формирование и развитие российского варианта барокко повлияли изменения в мировоззрении, тяга к наукам, повышенный интерес к внешнему миру, расширение связей с Западной Европой в 18 веке. Русское барокко мало похоже на европейское, в нем ярче выражен светский, более земной характер русского искусства 17-18 вв.

Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов, щедростью и фантазией декоративных форм, их многоцветием, традиционно развивающими присущие искусству России мажорность и нарядность. Первый этап барокко в России относится к 17 веку и носит название «московского» или «нарышкинского» барокко.

Следующий этап – петровское барокко – относится к началу 18 века и связан с началом строительства новой столицы - Санкт-Петербурга.

В середине 18 века («елизаветинское» барокко – расцвет этого стиля в России) стиль барокко имеет ярко выраженные национальные особенности. Возрождается исконно русское пятиглавие при постройке храмов, причем оно обогащается новыми самостоятельными решениями, повсеместно сменяя тип храма начала столетия, увенчанного куполами во флорентийском духе. Основные единицы архитектуры барокко – дворец, собор, частный особняк, дворцово-парковый ансамбль.

Стремление архитектурными средствами выразить господство человека над природой и стихией, неиссякаемость его творческих возможностей находит убедительное выражение в контрастном сочетании геометризма окружающих дворцы регулярных садов и парков с огромной протяженностью пластичных фасадов и пышных анфилад парадных помещений. В интерьерах – обилие проемов, зеркал, орнамента, сплошь покрывающие стены, живописные плафоны. Все это создает иллюзию безграничности пространства.

Расцвет русского барокко связан с именами А.В. Квасова (Большой Царскосельский дворец до его перестройки Растрелли, не сохранившаяся церковь Успения Пресвятой Богородицы на Сенной площади), П.А. Трезини (Фёдоровская церковь в Александро-Невской лавре), А.Ф. Виста (Андреевский собор на углу 6 линии и Большого проспекта, Ботный домик в Петропавловской крепости) и других мастеров, но прежде всего – с именем Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700-1771) – создателя роскошного Смольного монастыря, Зимнего, Воронцовского, Строгановского дворцов, перестроенных им дворцов и павильонов в Царском Селе и Петергофе. Растрелли задал тон, масштаб дальнейшей застройке Дворцовой площади и площади и Дворцовой набережной.

Савва Иванович Чевакинский (1713-1780) возвел великолепный Никольский морской собор с самой красивой колокольней Петербурга на берегу Крюкова канала, Шуваловский дворец на Итальянской улице, дворе Шереметьевых на Фонтанке и др.

 

Рококо – (рокайль) стиль, близкий стилю барокко (последняя стадия развития барокко), развивается во Франции, Италии, Испании 18 века. Это стиль аристократических гостиных, прихотливый, гедонистический, индивидуалистический. Основные черты рококо: тяготение к асимметрии, необычайной пышности и перенасыщенности деталями, причудливость линий, контрастность цветовой гаммы; обращение искусству Востока. Рокайль эклектичен, соединяя традиции западной (античной и современной) и восточной культур, рождал впечатление праздничного, грациозного, изящного, но неглубокого и «игрового» отношения к миру. В России рококо определил образ культуры эпохи царствования Елизаветы. Особенностью русского рококо стало его сосуществование и смешение с барокко, некоторое слияние двух стилей. Стилевая картина русской культурной жизни 18 века поэтому сложна и противоречива: традиционные национальные формы соединялись с западноевропейскими, восточными, что отразило сложный, переходный характер эпохи. В 1760-1770 гг., в “золотой век Екатерины” меняются архитектурные и художественные вкусы, на смену пышному “елизаветинскому барокко” и рококо приходит классицизм.

 

Классицизм – стиль, достигший высшего развития в Европе 17 вв. Русский классицизм относится ко второй половине 18 века – эпохе Просвещения. Как и в европейской культуре, русский классицизм ориентировался на один образец – античность, потому его эстетический язык строится на основе точных соразмерностей, правил. Для мировоззрения классицизма характерны рационализм, строгая нормативность, тяготение к завершенным формам, гармонии, монументальности. Русская культура создала несколько национальных вариантов классицизма: «екатерининский», «Александровский» (ампир), московский, усадебный. Первый этап соответствует эпохе русского Просвещения, правлению Екатерины 2. Классицизм Петербурга был, прежде всего, стилем официальной “государственной” культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, предписаны государственным институтам. Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства. Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789). Отвергнув анфиладные системы барокко, мастер, в соответствии с рационалистической логикой классицизма, объединил помещения в функциональные группы. Прием пространственной организации целого, где развитые боковые крылья, связанные переходами с мощным центральным объемом, образуют глубокий парадный двор, исходит от палладианских вилл. Расположением парадных зал выделена глубинная ось композиции. Таврический дворец – один из первых примеров обращения русского классицизма к античному (эллинскому) наследию. Державин отметил главные архитектурные особенности здания: «Древний изящный вкус – его достоинство; оно просто, но величественно». Дворец стал эталоном идеального здания в стиле классицизма, петербургского и, вместе с тем, европейского (его чертежи восторженно оценил Наполеон), он признан одним из «лучших королевских дворцов мира».

Особенности русского классицизма связаны с тем, что он утверждался в эпоху становления национальной государственности. В культуре этого времени появляются новые идеи: идеи гражданственности, подчиненности интересов личности «общей пользе», торжества высокого государственного и нравственного идеала. Русский классицизм обратился к отечественной истории, фольклору, многое сделал для формирования русского литературного языка (реформа Ломоносова, направленная на сближение литературного языка и разговорной речи). В мировоззрении этого периода формируется реалистическое отношение к миру. Литература и живопись 18 века стремятся к правдивому изображению жизни, пробуждая интерес общества к проблемам государства и личности, нравственности.

 

Русский ампир. Ампир - «стиль империи», сформировался во Франции при дворе Наполеона; являет собой вариант позднего классицизма. Художественным идеалом послужило римское искусство, соответственно, главной целью ампира было утверждение величия империи и императора, идеалов государственности.

В истории европейского ампира особое место принадлежит России. В России начала 19 века стиль ампир был переосмыслен и освоен в соответствии с национальными интересами. Взлет национальной идеи, победа в войне 1812 года, размышления о судьбе отечественной культуры, интерес к фольклору – все это придало своеобразие российскому варианту стиля. Первую треть XIX называют "золотым веком" русской культуры. Начало его совпало с эпохой ампира. Русский ампир отличается исключительной красотой, тонкостью вкуса, сочной декоративностью. Постройкам этого времени свойственны четкий и спокойный ритм, выверенность пропорций, монументальность. В период ампира началась
регулярная застройка российской столицы. Петербургский ампир - это архитектура не
отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и
гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту
А. Д Захарова. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания
Биржи на стрелке Васильевского острова (арх. Тома де Томон). Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора (арх.Воронихин).Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге-самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века (арх. Монферран). По замыслу архитектора собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия,
его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания
Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца.

Московский ампир (неоклассицизм) внес свои яркие краски в палитру разностилья Москвы. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр (арх. О.И.Бове), Манеж, памятник
Минину и Пожарскому. Московский вариант стиля отличается более мягким (усадебным) характером; сочетанием старого и нового, приверженностью к старорусской традиции.

 

Занятие 3. Российская культура второй половины 19 века.

Передвижничество как вариант русской постреформенной культуры.

Реализм (от лат.- действительный) – художественный метод и форма сознания Нового времени (начиная с Возрождения), который предполагает правдивое отображение человека и окружающего мира в их закономерной причинной связи. В реализме 19века основным принципами были типизация характеров и обстоятельств; объективность их изображения, правдивое отображение отношений личности и общества, образное, художественное начало в сочетании с высотой авторского идеала.

Натуральная школа – направление в русской литературе и искусстве 40-х гг. 19 века, близкое западноевропейскому натурализму. Испытывало влияние позитивизма в своем стремлении объективно и беспристрастно воспроизводить явления действительности; художественное познание заменялось научным, особенно опытом естественных наук. Натурализм пытался ограничить художника фиксированием фактов, социальных типов, бытовых сценок. Программным для русской натуральной школы стали сборники «Физиология Петербурга» (1845 г). Авторы, близкие натуральной школе, тяготели к раскрытию социальных проблем, отличались интересом к «герою-бедняку», вносили дух критицизма и злободневности в общественное настроение эпохи.

Передвижничество – совокупность тенденций в русской культуре 60-80-х гг. 19 века, объединенных признанием социальной значимости культуры. В литературе это - критический реализм и натуральная школа; в музыкальной культуре – приоритет идей «реализма и народности», создание национальной школы музыки («Могучая кучка»); в общественной мысли – явление народничества, «хождение в народ». Художественным стилем передвижничества стал реализм, а идеалом – идеологическая, обличительная направленность, общественная польза. Все общественные проблемы русского общества второй половины 19 века находили выход в художественной сфере. Название всему направлению дало объединение выпускников Академии художеств, отказавшихся в 1863 г. от участия в конкурсе на золотую медаль и покинувших Академию. В 1870 году группа молодых художников организовала «Товарищество передвижных художественных выставок», целью которого стала борьба за социально значимое искусство. Художники-передвижники – Крамской, Перов, Ге, Репин стремились, отражая повседневную жизнь народа, обличать общественные порядки. «Реально-обличительным направлением» назвал это течение А.Бенуа: «Реалисты-передвижники завоевали для искусства жизнь, правду, искренность…. Их дружное, неотступное от основных принципов реализма творчество приучило русское публику видеть жизнь в искусстве, отличать в нем правду от лжи».

 

П.Гнедич. История искусств, с. 769-770.

«Третьим художником, имевшим огромное влияние на развитие отечественной живописи в 60-х гг. XIX в., был Иван Николаевич Крамской (1837-1887). Крамской родился в слободе Новая Сотня Воронежской губернии и получил образование в Острогожском уездном училище. Он служил писцом в Острогожской думе, а с 1853 г. - ретушером у харьковского фотографа. Через три года Крамской приехал в Петербург, где работал ретушером в известной тогда фотографии Александровского. Он приобрел некоторый опыт в портретной живописи и поступил в Академию художеств учеником профессора Маркова.

За один год Крамской прошел курс двух классов - головного и фигурного. Чтобы иметь средства к существованию, он стал ретушером в первоклассной фотографии Деньера. Вскоре Марков пригласил его в помощники по росписи купола храма Христа Спасителя в Москве. Из-за болезни Маркова всю главную роспись купола сделали Крамской, Вениг и Кошелев. Эта работа - одна из величайших заслуг Крамского.

В 1863 г. он получил в Академии малую золотую медаль за картину "Моисей источает воду из скалы". Предстояло выполнить программу на большую золотую медаль. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг "Пир в Валгалле". Совершенно неподготовленные к разработке подобного сюжета, молодые художники под влиянием Крамского отказались от него. Они подали прошение о том, чтобы им разрешили выбрать темы по собственному желанию.

Совет Академии отказал, а профессор Тон заметил: "Если бы это случилось раньше, то всех бы вас отдали в солдаты!" Басин и Пименов приняли сторону Академии, а Бруни обещал ходатайствовать за них, но его ходатайство не помогло. 9 ноября 1863 г. в истории Академии произошло знаменательное событие. После объявления конкурса на "Валгаллу" Крамской от лица товарищей заявил Совету, что, "не смея думать об изменении академических постановлений, они покорнейше просят Совет освободить их от участия в конкурсе".

В числе двенадцати бунтарей были талантливые художники - Константин Маковский, Дмитрев-Оренбургский, Литовченко, Лемох, Морозов, Корзухин, Журавлев и др. Художники покинули Академию и образовали Петербургскую артель художников, просуществовавшую до 1870 г.

Крамской начал преподавание портретной живописи в рисовальной школе Общества поощрения художеств. 1860-е гг. были для Крамского как бы подготовительным периодом. Он написал много портретов и копий с картин старых мастеров, совершенствуясь в технике письма.

В 1869 г. он выставил в Академии коллекцию настолько удачных портретов, что был удостоен звания академика. Когда в 1871 г. образовалось Товарищество передвижных выставок, Крамской стал душой этого общества и до самой своей смерти его поддерживал. На первой передвижной выставке появились его "Русалки" ("Майская ночь", по Н. В. Гоголю). Поклонники таланта художника были удивлены той поэтической струей, которая чувствовалась во всей композиции.

Ко второй выставке Общества Крамской написал "Христа в пустыне", созданного под непосредственным влиянием "Тайной Вечери" Н.Ге. Даже в типе лица Христа есть нечто общее с Христом у Ге. Крамской изобразил Христа сидящим на камнях в пустыне перед утренним рассветом. Руки его судорожно сжаты, босые ноги изранены, волосы взбиты в колтун, выражение лица сосредоточенное и мрачное.

Наверное, рассудочность, составлявшая основную черту характера Крамского, помешала художнику непосредственно и искренно отнестись к сюжету. Да и по его собственным словам, он хотел изобразить только думающего человека. В своих записках он рассказывал, как, остановившись на избранном сюжете, он осмотрел предварительно все галереи Европы. В Палестине он не был, но жил в Крыму недалеко от Бахчисарая, в Иосафатовой долине, которая похожа на окрестности Иерусалима.

Чувствуя себя недостаточно сильным в библейской живописи, Крамской полностью посвятил себя портрету. Особенно известны его портреты Григоровича, Полонского, графа Д. Толстого, императрицы Марии Федоровны, Самойлова, графа Льва Толстого, С. П. Боткина, Айвазовского, Куинджи, Шишкина, Мельникова и др.

Крамским было написано немного картин. После "Христа в пустыне" и "Русалок" он написал "Охотника на тяге", "Лунную ночь" (молоденькая женщина, сидящая на скамейке под тополем), "Неутешное горе" (женщина в трауре у гроба), "Неизвестную", несколько образов и большую картину "Поругание Христа".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.