КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Источники гражданского права
Тема 1. Гражданское право как отрасль права. Гражданское право как наука и учебный курс Темы и краткое содержание Разделы курса 4.1 Осуществление и защита гражданских прав 4.2 Право собственности и другие вещные права
Цель занятия: выявление понятийных категорий, позволяющих определить сущность гражданского права как отрасли права, науки и учебного курса и отграничить его от смежных правовых отраслей, и основных критериев отрасли, проанализировав которые, можно утверждать, что гражданское право является основой частноправового регулирования. Основные понятия, необходимые для изучения курса: предмет гражданского права как отрасли права, метод гражданско-правового регулирования, функции гражданского права, принципы гражданского права, имущественные отношения, личные неимущественные отношения, цивилистика. Вопросы:
Задание: Опираясь на оглавление Гражданского кодекса, составьте схему «Отношения, регулируемые гражданским правом». Литература: Основная: 1-16. Дополнительная: 1, 7, 14.
Цель занятия: проведение анализа существующей системы нормативных актов в области гражданско-правового регулирования и Гражданского кодекса РФ как основного источника гражданского права.
Основные понятия, необходимые для изучения курса: система источников гражданского права, гражданское законодательства, обычай делового оборота, применение гражданского законодательства, толкование гражданско-правовых норм, применение гражданского закона по аналогии. Вопросы: 11. Какие вы знаете виды источников гражданского права? Перечислите их в зависимости от их юридической силы. 12. Что понимается под гражданским законодательством? Какова его система? 13. Каков порядок принятия и вступления в силу актов гражданского законодательства? 14. Как применяются обычаи делового оборота? Приведите примеры. 15. Каким образом формируются гражданско-правовые прецеденты? 16. Каково значение нормотворчества юридических лиц? 17. Как применить аналогию закона и аналогию права? 18. Каким образом соотносятся нормы внутригосударственного и международного права? 19. Какие виды толкования вам известны? 20. В чем различие между императивными и диспозитивными нормами? Задание: Какие из перечисленных ниже статей ГК РФ содержат мперативные, а какие диспозитивные нормы: ст. 2, 8, 17, 24, 32, 47,66, 74,135,141, 148, 169, 189, 190, 278, 315, 434. Литература: Основная: 1-16. Дополнительная: 14.
Тема 3. Гражданское правоотношение Цель занятия: определение понятия, элементов, содержания и отличительных особенностей гражданского правоотношения. Основные понятия, необходимые для изучения курса: гражданское правоотношение, содержание гражданского правоотношения, субъективное гражданское право, субъективная гражданская обязанность, субъекты гражданских правоотношений, стороны гражданского правоотношения, объекты гражданских правоотношений, абсолютные и относительные правоотношения, имущественные и неимущественные правоотношения, вещные и обязательственные правоотношения, корпоративные права, преимущественные права. Вопросы:
Задания: 1. Используя материалы учебника и положения ГК, составьте схему «Виды гражданских правоотношений» с указанием на критерии для классификации и примерами по каждой из разновидностей. 2. Определите, где в представленных отношениях управомоченная, а где обязанная стороны: 1) Отношения собственности; 2) Отношения аренды; 3) Отношения залога; 4) Отношения авторства. 3. Какие из названных прав являются гражданско-правовыми: 8) Равенство граждан перед законом и судом; 9) Право на занятие предпринимательской деятельностью; 10) Право на свободу вероисповедания; 11) Право на неприкосновенность жилища; 12) Право на благоприятную окружающую среду; 13) Право на создание политических партий и общественных объединений; 14) Право избирать и быть избранным в органы власти и управления.
Тема для доклада или сообщения: Проблемы корпоративных правоотношений.
Литература: Основная: 1-16. Дополнительная: 7, 12.
Тема 4. Физические лица как субъекты гражданских правоотношений Цель занятия: выявление и раскрытие естественных, общественных и правовых качеств и свойств физических лиц, при наличии которых данные субъекты становятся участниками гражданских правоотношений.
Основные понятия, необходимые для изучения курса: правоспособность, дееспособность, эмансипация, ограничение дееспособности, признание недееспособным, патронаж, опека и попечительство, предпринимательская деятельность граждан, банкротство физического лица, место жительства, признание безвестно отсутствующим, признание умершим, гражданское состояние, акты гражданского состояния.
Вопросы: 17. Какие свойства естественного и общественного характера индивидуализируют физическое лицо для участия в гражданских правоотношениях? 18. В чем отличия правоспособности и субъективного гражданского права? 19. Охарактеризуйте понятие и содержание правоспособности. 20. Определите момент возникновения и прекращения правоспособности. 21. Как следует понимать равенство и неотчуждаемость правоспособности? 22. В чем заключается смысл и содержание дееспособности? 23. Какие разновидности дееспособности вы знаете? 24. Каков объем прав и характер ответственности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет? 25. Какие права и обязанности несут граждане в возрасте от 6 до 14 лет? 26. По каким основаниям возможно ограничение дееспособности? 27. Каковы основания и порядок признания гражданина недееспособным? 28. Каковы основания для признания гражданина безвестно отсутствующим? 29. Назовите условия и имущественные последствия признания гражданина умершим. 30. Каковы цели опеки и попечительства? Определите объем прав и обязанностей опекунов и попечителей. 31. Каково гражданско-правовое значение определения места жительства? 32. Какие акты гражданского состояния требуют государственной регистрации?
Задания: 1. Напишите проект заявления несовершеннолетнего гражданина о признании его полностью дееспособным. Факты и основания придумайте самостоятельно. 3. Перечислите статьи ГК в которых придается юридическое значение определению места жительства граждан. Тема для доклада или сообщения: Правовое регулирование индивидуального предпринимательства. Литература: Основная: 1-16. Дополнительная: 7.
Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
Цель занятия: определение понятия, признаков, особенностей правового статуса юридического лица как самостоятельного субъекта гражданских правоотношений.
Основные понятия, необходимые для изучения темы: юридическое лицо, признаки юридического лица, правосубъектность юридического лица, государственная регистрация юридических лиц, представительство, филиал, реорганизация юридического лица, ликвидация юридического лица, банкротство юридического лица, учредительные документы, коммерческая организация, некоммерческая организация.
Вопросы: 14. Что понимается под юридическим лицом и каковы его основные признаки? 15. Какой порядок и способы создания юридических лиц применяются в настоящее время в РФ? 16. Какие варианты классификации юридических лиц вы знаете? 17. В чем отличие правосубъектности юридических лиц от правоспособности и дееспособности физических лиц? 18. Укажите на статус представительств и филиалов юридического лица? 19. Какие сведения должны содержаться в учредительных документах? 20. Какие органы управления могут создаваться в юридических лицах? 21. Какие цели и задачи преследует государственная регистрация юридических лиц? 22. Укажите на основания и способы прекращения деятельности юридического лица. 23. В каких формах может производиться реорганизация юридических лиц? 24. Каков порядок и имущественные последствия ликвидации юридического лица? 25. В чем особенность ликвидации юридического лица при банкротстве? 26. Дайте полную развернутую характеристику 1)полного товарищества; 2)коммандитного товарищества; 3) общества с ограниченной ответственностью; 4) общества с дополнительной ответственностью; 5) акционерного общества; 6) производственного кооператива; 7) государственного, муниципального унитарного предприятия. 14.Дайте полную характеристику некоммерческих организаций 1) учреждения; 2) фонда; 3) потребительского кооператива; 4) общественной и религиозной организации.
Задание: Составьте примерный устав и учредительный договор общества с ограниченной ответственностью.
Темы для докладов или сообщений:1. Проблемы малого бизнеса в РФ. 2. Основные теории сущности юридического лица.
Литература: Основная: 1-16. Дополнительная: 4, 5, 7, 9, 11, 15, 17, 25, 29, 32, 33, 34, 37.
Тема 6. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений
Цель занятия: установление правового статуса публично-правовых образований, позволяющего им на равных условиях участвовать в качестве стороны гражданского правоотношения.
Основные понятия, необходимые для изучения курса: публично-правовые образования, целевая правосубъектность публично-правового образования, судебный иммунитет государства.
Вопросы: 9. Определите характер правосубъектности публично-правовых образований. 10. В чем отличие правосубъектности публично-правового образования от правосубъектности юридического лица? 11. Определите компетенцию государственных органов по распоряжению имуществом. 12. Из каких средств состоит имущество казны? 13. В чем заключаются особенности распределенного и нераспределенного государственного имущества? 14. Определите направления внешнеэкономической деятельности РФ. 15. Определите характер ответственности публично-правовых образований по обязательствам. 16. Каким образом государство и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях?
Тема для доклада или сообщения: Проблемы государственного регулирования гражданского оборота.
Литература: Основная: 1-16. Дополнительная: 7, 16, 18, 37.
Тема 7. Объекты гражданских правоотношений
Цель занятия: обобщение теоретического материала и установление способов практического применения данных положений, применительно к изучаемой теме.
Основные понятия, необходимые для изучения курса: объект гражданских правоотношений; материальные блага; нематериальные блага; вещи; движимые вещи; недвижимость; государственная регистрация недвижимого имущества и сделок с ним; предприятие; кондоминиум; индивидуально определенные вещи; родовые вещи; делимые и неделимые вещи; простые и сложные вещи; главная вещь и принадлежность; потребляемые и непотребляемые вещи; плоды, продукция, доходы; деньги; ценная бумага; именные, ордерные, предъявительские ценные бумаги; государственные ценные бумаги; акция, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты.
Вопросы: 14. Что понимается под объектом гражданских правоотношений? 15. Какие виды материальных и нематериальных объектов гражданских правоотношений вы знаете? 16. Как соотносятся понятия «объект гражданских прав» и «объект гражданского правоотношения»? 17. Какие виды вещей являются объектами гражданских правоотношений? 18. Какая существует классификация вещей? 19. В чем заключаются особенности гражданско-правового регулирования отношений, связанных с использование недвижимого имущества? 20. Охарактеризуйте известные вам имущественные комплексы, как объекты гражданских правоотношений? 21. В чем заключаются особенности работ и услуг как объектов гражданских правоотношений? 22. Какие особенности правового регулирования творческой деятельности как объекта гражданских правоотношений? 23. Что относиться к категории личных неимущественных благ как объекту гражданских правоотношений? 24. Какая информация является объектом гражданско-правовой охраны? 25. Что представляют собой деньги как объект гражданских правоотношений? 26. Дайте характеристику ценной бумаги. Какие существуют виды ценных бумаг?
Задания: 1.Составьте таблицу основных действий и услуг нематериальных объектов гражданских правоотношений. 5. Представьте в хронологическом порядке нормативные акты, регулирующие вопросы охраны чести, достоинства и деловой репутации. Какова эволюция законодательного регулирования данного вопроса. 6. Какие вещи из предложенного списка являются 1) движимыми и недвижимыми; 2) простыми и сложными; 3) делимыми и неделимыми; 4) главной вещью и принадлежностью; 5) находящимися в обороте, ограниченными в обороте, изъятыми из оборота; 6) индивидуально-определенными и определяемыми родовыми признаками. Предприятие, земельный участок, автомобиль, телевизор с пультом дистанционного управления, картина художника Репина, библиотека, собрание произведений А.П. Чехова, часы, 10 т. зерна, комната в коммунальной квартире, акция, 100 рублей, вексель, газовый пистолет, континентальный шельф, ракетная установка, катер, многоквартирный жилой дом, скрипка с футляром, чайный сервиз, коносамент. 7. Определите порядок восстановления прав по утраченным ценным бумагам: А) ценным бумагам на предъявителя; Б) именным ценным бумагам; В) ордерным ценным бумагам. Темы для докладов или сообщений: 1. Законодательное регулирование рынка ценных бумаг в РФ. 2. Особенности правового режима ценных бумаг как объектов гражданских правоотношений.
Литература: Основная: 1-16. Дополнительная: 7, 16, 18, 37.
Тема 8. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
Цель занятия: определение значения различных юридических фактов для возникновения, изменения и прекращения гражданских прав и обязанностей.
Основные понятия, необходимые для изучения курса: юридический факт, юридический состав, сделка, договор, действительность сделки, форма сделки, недействительность сделки, ничтожная сделка, оспоримая сделка, односторонняя реституция, двусторонняя реституция.
Вопросы: 12. Что такое юридический факт? Какая классификация юридических фактов существует? 13. Какие неправомерные действия являются основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей? 14. Что такое юридические акты и юридические поступки? 15. Какие события являются основаниями возникновения гражданских прав? 16. Определите понятие и значение сделок, их место в системе юридических фактов. 17. Какие виды сделок существуют в гражданском праве? 18. При наличии каких условий сделка считается действительной? 19. В чем различия ничтожных и оспоримых сделок? 20. Укажите на основания абсолютной недействительности сделок. 21. Какие основания относительной недействительности сделок представлены в ГК? 22. Какие последствия могут иметь место в случае признания сделки недействительной?
Задания: 1. Приведите примеры на каждое основание возникновения гражданских прав и обязанностей, предусмотренных ст. 8 ГК РФ. 2. В каких случаях для возникновения гражданского правоотношения требуется юридический состав. 3. Приведите примеры сделок, требующих: - нотариального удостоверения, - простой письменной формы, - устной формы. 4.Назовите случаи, когда сделка может быть удостоверена должностным лицом.
Литература: Основная: 1-16. Дополнительная: 2, 7, 10, 16, 17, 20, 27.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |