Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование в области охраны окружающей среды




Общая характеристика экологического права Российской Федерации. Объекты экологического права.

 

Экологическое право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, рационального использования и оздоровления окружающий природной среды, а также предупреждения вредоносных последствий хозяйственной деятельности.

Предмет экологического права составляют общественные отношения в области взаимодействия человека и природы. Экологические правоотношения – это разновидность общественных отношений, которые возникают в сфере взаимодействия человека и природы и регулируются нормами экологического права.

Различают две группы таких отношений:

1. отраслевые

2. Комплексные.

Отраслевые экологические правоотношения предусматривают регулирование использования и охраны земель, лесов, атмосферного воздуха, водоёмов, животного мира, а также обработки и утилизации радиоактивных и других опасных отходов.

Комплексные экологические правоотношения касаются природопользования и охраны природных ресурсов в целом – охраняемых территорий и заповедников, лечебно-профилактических, санитарных, рекреационных и иных зон.

Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Таким образом, субъектами экологического права являются юридические и физические лица, в том числе – Российская федерация, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления.

Объектами экологических правоотношений называются объекты окружающей природной среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности.

К таким объектам относятся:

1. земля, недра, почвы;

2. поверхностные и подземные воды;

3. леса и иная растительность. Животные и другие организмы и их генетический фонд;

4. атмосферный воздух, озоновый слой земли и околоземное космическое пространство.

 

 

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

По юридической силе – на законы и подзаконные акты.

а) Законы – нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

б) Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это– акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

По предмету регулирования – на общие и специальные.

Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.

Специальные – акты, целиком посвященные вопросам окружающей среды или ее элементам (Закон «Об охране окружающей природной среды», Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.).

По характеру правового регулирования – на материальные и процессуальные.

Нормативные правовые акты материального характера – акты, содержащие материальные нормы права. Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях» и др.).

По своему характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными являются систематизированные нормативные правовые акты. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В праве окружающей среды кодифицированные акты – Закон «Об охране окружающей природной среды», Лесной кодекс РФ, Федеральный закон «О недрах» и др.

 

 

122.Экологический контроль и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Нарушение ветеринарных правил (ч. 1 ст. 249 УК РФ) и пра­вил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями расте­ний (ч. 2 ст. 249 УК РФ).

Непосредственный объект данного преступления — это обще­ственные отношения по охране диких и домашних животных и птиц. Естественно, предмет преступления — животные, птицы. Это материальный состав преступления, поэтому объективную сторону характеризуют три обязательных признака. Деяние за­ключается в нарушении установленных Законом РФ «О ветерина­рии». Преступные пос­ледствия — это распространение эпизоотии (болезнь животных); иные тяжкие последствия (причинение существенного ущерба, за­болевание людей и т.д.). Причинная связь между нарушением пра­вил и наступившими последствиями. Субъективную сторону преступления характеризует неосто­рожная форма вины, как правило, в виде небрежности, но возмож­но и легкомыслие.

Субъект преступления — это лицо, которое должно обеспечи­вать или соблюдать ветеринарные правила. Объективная сторона характеризуется деянием (нарушением специальных правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений), наступлением преступных последствий (распространение болезней растений на значительных площадях, гибель сельскохозяйственных культур и т.д.); причинной связью между нарушением и преступными последствиями.

Незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256 УК РФ).

Объект преступления — общественные отношения, склады­вающиеся по поводу охраны и рационального использования водных живых ресурсов. Предмет — это различные породы речных и морских рыб, животных (моржи, тюлени и т.д.), промысловые морские растения.

Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 256 УК РФ) носит сложный характер, так как состав сконструирован по типу и мате­риальных, и формальных, когда определяющим будет место и спо­соб добычи.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект общий — физическое вменяемое лицо, достиг­шее 16 лет.

Незаконная охота (ст. 258 УК РФ).

Непосредственный объект — общественные отношения, скла­дывающиеся по поводу охраны и рационального использования животного мира, пребывающего в состоянии естественной свобо­ды. Предмет преступления — дикие звери и птицы.

Объективная сторона преступления сформулирована так же, как и при незаконной добыче водных животных. Прежде всего, это деяние, заключающееся в незаконной охоте. Правила охоты изло­жены в специальных правовых актах: Законе РСФСР «Об охране и использовании животного мира» от 14 июля 1982 г., Типовых правилах охоты в РСФСР и др.

Незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ).

Непосредственный объект преступления — общественные от­ношения, возникающие по поводу охраны и рационального ис­пользования лесов.

Предмет преступления — это различные виды деревьев и кус­тарников:

а) деревья, кустарники, лианы в лесах первой группы — это леса, выполняющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции; леса заповедников, нацио­нальных и природных парков; леса, имеющие научное и истори­ческое значение;

б) деревья, кустарники, лианы в лесах всех групп, но в особо защитных участках;

в) деревья, кустарники, лианы в лесах, не входящих в лесной фонд (защитные лесополосы вдоль железных дорог, каналов, авто­магистралей и т.д.), а равно запрещенных к вырубке.

Объективная сторона преступления заключается в незаконной порубке, а равно в повреждении до степени прекращения роста.

Субъективную сторону характеризует прямой умысел. Субъ­ект общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

 

 

123. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Закон РФ «О государственной тайне». Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Федеральный закон «О персональных данных».

Объектом анализируемой группы преступлений, исходя из за­конодательного описания составов, являются общественные отно­шения, складывающиеся в связи с использованием компьютерной информации. Предмет преступления — информация, сосредото­ченная в файлах, программах, базах данных.

Объективная сторона составов рассматриваемых преступле­ний, сконструированных по типу материальных, характеризуется тремя обязательными признаками: деянием, преступными пос­ледствиями и причинной связью между ними. Деяние, как прави­ло, представляет собой активные действия, например, разработка вредоносных (так называемых вирусных) программ, отключение элементов компьютерной системы и др. Состав, сформулирован­ный в ст. 274 УК РФ, предполагает бездействие — несоблюдение установленных правил эксплуатации ЭВМ.

Преступные последствия выступают в виде вреда для пользова­телей ЭВМ, в нарушении нормального функционирования ЭВМ или сетей ЭВМ. При анализе объективной стороны необходимо установить, что наступившие последствия находятся в причинной связи с неправомерным поведением субъекта.

Субъективную сторону данной группы преступлений характе­ризует вина в форме умысла (прямого или косвенного) или неосто­рожности. Факультативные признаки субъективной стороны (мотив и цель) в ст. 272—274 УК РФ не названы.

Субъект преступления — физическое лицо, вменяемое, достиг­шее 16 лет. Это могут быть лица, в обязанности которых входит соблюдение правил хранения информации, либо лица, противо­правно получившие доступ к информации.

Виды преступлений в сфере компьютерной информации. Ста­тья 272 УК РФ устанавливает ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации.

Предметом преступного посягательства выступает информа­ция — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. Эти сведения сконцентрированы в информационных системах (банках данных). Закон, акцентируя внимание на «не­правомерности внедрения», имеет в виду, что информация являет­ся «чужой» для лица, осуществляющего доступ к ней, она защи­щена от произвольного копирования.

 

124. Информация как объект правового регулирования. Свойства информации. Документированная информация и документ.

 

 

Под информационным правом следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в информационной сфере (в сфере производства, преобразования и потребления информации), охраняемые силой государства.

Предмет правового регулирования информационного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.

Под методом правового регулирования винформационном праве понимают совокупность способов воздействия отрасли информационного права на информационные отношения.

Объектом информационных правоотношений является информация независимо от ее вида, назначения, способа создания, сферы использования.

Особенностями информационных отношений является то, что они:

1) возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении информации;

2) опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере;

3) отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов регулирования при осуществлении информационных прав и свобод с учетом специфических особенностей и

юридических свойств информации и информационных объектов.

Документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

Электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

125.

 

 

126. Информационная безопасность: понятие, организационно-правовые способы охраны и защиты информации. Система защиты информации.

 

Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий.

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

127.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.